RSS Контакты

"Забрать все книги бы да сжечь", или как определить праведность сегодняшних мусульман

18.06.2011

Согласно сообщению «Татар-информ», в повестке дня состоявшегося 15 июня первого заседания обновленного состава Советов улемов ДУМ РТ (15 июня) обсуждались (в т.ч.) вопросы разработки типовых проповедей и запрещения к распространению и использованию в учреждениях, подведомственных ДУМ РТ, ряда книг мусульманских авторов(1). 

Типовые хутбы - уже на подходе?

Интересно, можно ли контролировать убеждения? В свете разговора о подготовке типовых(!) проповедей - данный вопрос далеко не праздный. Но ладно с убеждениями, допустим, все буду молчать и не афишировать внутреннее. Однако, давайте попробуем пропустить через себя словосочетание "типовая хутба"(!).

Да в каком веке мы живем? Может, в случае такого развития ситуации, призовем, да простит меня Аллах, приравнять джума-хутбы к "ленинским пятницам" советского разлива, когда образцово-показательные лекторы читали без каких-либо эмоций и с натужно-серьезнейшим выражением лица утвержденные идеологическим отделом ЦК КПСС тексты?

Вот спрашивается, кто заинтересован в превращении нашей религии в идеологию? Мало того, что антимусульманскими силами почти повсеместно предпринимаются попытки политизировать Ислам, так мы сами, своими руками, будто сознательно, стараемся успешно расчищать дорогу для этого.  Безусловно, хутба хутбе рознь. Мало ли, кто и какие цели может преследовать, находясь на минбаре. Но с этим нужно бороться в корне иными методами, а не настраивать против себя верующих, да и их друг с другом. Кроме того, типовые лекции (то бишь хутбы), пусть и несколько в ином преломление, уже имели место в истории.

Так, согласно подготовленному авторитетным в религиозных кругах азербайджанским ученым Айдыном Али-заде "Исламскому  энциклопедическому словарю", в средние века в хутбы был введен элемент, отсутствовавший в первые века Ислама. Правящие халифы "обязывали упоминать свои имена при чтении хутб во всех мечетях в своем государстве", что являлось свидетельствованием "политической благонадежности имамов и верующих"(2). А кто будет разрабатывать сегодняшнюю типовую модель? В какой направленности? Предусмотрено ли в исламской чиновничьей горизонтали (а разве она должна она иметь место в Исламе?) наличие отдела, впитавшего функции, идентичные функциональным  обязанностям соответствующей структуры ЦК КПСС? Будут ли эти "проповеди" издаваться в форме брошюр, передаваться посредством телефонограмм (смс-ок) или распространяться на флэшках? 

 

Книжную метелку на сцену!

Что касается обсуждавшейся на заседании 15 июня "книжной" тематики, Совет улемов ДУМ РТ рекомендовал муфтию Татарстана запретить к использованию в мечетях и медресе республики пять  трудов, включая произведения авторитетных в мусульманском мире Мухаммада Насирад-Дина аль-Албани, Умара Сулеймана аль-Ашкара и др. Основным критерием отбора явилось несоответствие этих "чужих" книг ханафитско-матуридитской традиции (1).

Здесь невольно вспоминаются строки из Анатолия Кузнецова ("Бабий Яр"): "Горела Александрийская библиотека, горели инквизиторские костры, сжигали Радищева, сжигались книги при Сталине, горели костры на площадях у Гитлера...Тебе, Толя, жить, и ты запомни этот первый признак: если книги запрещаются, значит дело плохо. Значит, вокруг насилие, страх, невежество"(3). К слову, фраза "этот первый признак: если книги запрещаются, значит дело плохо" была вырезана советской цензурой при первой публикации книги в 1966 г. в журнале "Юность".

Хорошо, оставим ассоциации и подумаем - что означает термин "рекомендовано"? Не обязательно исполнять? Или это добровольно-принудительная рекомендация? Но если последнее, что ждет несоблюдающих новые положения? Отсюда - следующий вопрос: Как быть с уже приобретшими эти произведения? Будут ли они считаться инакомыслящими? Попадут ли в список благонадежных публицисты, ссылавшиеся на труды нерекомендуемых?

Вопросы, вопросы, вопросы - рождающиеся один за другим. Не будем  озвучивать их все, но выскажем сомнение - не начнется ли в скором времени этап подразделения умму на "уклонистов", по типу сталинского периода? Не начнутся ли шельмования внутри сообщества "прямых" ревизионистов, ренегатов и оппортунистов? Не станет ли слышимо эхо печальных "троек"?  

 

Дело за гонгом?

Как вы думаете, окажется происходящее прелюдией к реанимации лозунгов, аналогичных "Ты записался в добровольцы?", только с замещением последнего определения на "ханафиты", "маликиты", "шафииты", "ханбалиты", "джафариты"? А вдруг станет, тогда что последует далее - интернирование не записавшихся в "твой" мазхаб?

Но ведь под мазхабом (школа) подразумевается путь мусульманина, а Откровение, на все времена проконстатировавшее: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины" ("Корова": 143), призывает поклоняться только "Ему [Аллаху], ибо таков прямой путь!" ("Семейство Имрана": 51). Следовательно, если наличиствует поклонение величайшему Создателю, соблюдается вероустав, сохраняется неизменность Акыды (вероучение) - не есть ли это основой той самой золотой середины (назовем ее аль-васатыйя - пусть срединный), позволяющей всем находиться в единой мусульманской семье? 

В свое время автор, фиксируя "актуальность обращения к наследию Абу-Ханифы" в сегодняшних условиях(4), приводил в пример сказанное этим выдающимся алимом: «Корень Божественного единства и того, что является правильным убеждением, заключается в том, что человек говорит: Я верю в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти и в то, что добро и зло судьбы - от Всевышнего, а также в расчет и весы, ад и рай...[посему] можно молиться за любым верующим". Заключение имама, что «верующие равны в вере и в их утверждении Божественного единства, но превосходят друг друга в делах»(5), сродни кораническому: «Состязайтесь же в добрых делах» (сура «Трапеза», аят 48).

Так не лучше ли следовать Корану и опережать друг друга на поприще совершения богоугодных дел? Не данный ли путь - важнейший для каждого из нас? Не ценнее (значительнее) ли он каких-то искусственных запретов и преград, подводящих ко взаимной ненависти, абсолютно бесперспективной

для уммы?  

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

специально для IslamSNG.com

1.Совет улемов рекомендовал муфтию РТ запретить к использованию ряд книг

http://www.tatar-inform.ru/news/2011/06/16/274733/?font=big

2.Ст. "Хутба"

http://slovar-islam.narod.ru/books/h.html

3.Анатолий Кузнецов. Бабий Яр

http://jhistory.nfurman.com/shoa/byar22.htm

4.См. Теймур Атаев. Наследие Абу-Ханифы в современных политических процессах возрождения ислама в странах СНГ

Журнал "Ислам в Содружестве Независимых Государств" № 1(2), 2011 г.

http://idmedina.ru/books/islamic/?2404

5.Имам Агзам Абу-Ханифа. Аль-Фикх аль-Акбар /Величайшее знание/. По изданию, вышедшему в г. Хама в 1972 г. 

http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/islam/ulum_ad_din/al-fikh_al-akbar.htm


URL:
Реклама