RSS Контакты

Государственно-церковная симфония - залог межнационального мира в многоконфессиональной стране?

07.11.2011

В конце прошлой недели глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин затронул тему Евразийского союза. Заявив, в частности, о вхождении проектируемой структуры в историю в качестве одного "из самых сильных международных объединений", позитивно влияющих на происходящее в мире и "в среде создавших его народов". По его мнению, в рамках союза нужно "выкристаллизовать собственную политическую культуру" входящих в него стран, не заимствованную из западного источника, а основывающуюся "на вековых традициях наших принципов взаимоотношений власти и народа".

Симфония

Объединение позволит использовать полученный от предков великий потенциал, способствующий, в частности, совместному отстаиванию, ценностей "православной цивилизации". А большинство народов, проживающих на постсоветском пространстве, по словам В.Чаплина, православные(1).

Как усматривается, В.Чаплин, затронув политический фактор, высказал однозначную поддержку церкви новым внешнеполитическим инициативам Москвы. С другой стороны, при сопоставлении высказываний В.Чаплина с выступлением президента РФ Дмитрия Медведева на встрече с представителями РПЦ (5 ноября), явно высвечивается их «унисонность». Так, глава России, подчеркнув плодотворность сотрудничества церкви с госструктурами и общественными институтами, констатировал: "Государственно-церковные начинания смогли состояться в последний период". При этом даже прозвучал известный термин «симфония», в связи с чем вспоминается свод римского гражданского права от 534 г., известного как «Кодификация Юстиниана» (по имени византийского императора Юстиниана I), провозглашавшим принцип "симфонии" государственной и церковной властей: "Величайшие дары Божие человеку, дарованные Вышним человеколюбием - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала"(2).

Вместе с тем, актуализировав продвижение традиционных для России ценностей, их хранителем Д.Медведев назвал православие, помогающего огромному количеству людей не только "найти себя в жизни", но и осознать, "что значит быть русским, в чем миссия нашего народа"(3).

Вышеизложенный акцент позволяет провести некоторую аналогию, пусть и пунктирного характера, с известными лозунгами XIXв., взгляд на которые с высоты сегодняшнего дня представляется довольно актуальным.

Экскурс в век XIX

Насколько усматривается, после восстания декабристов в высших эшелонах Российской империи приступили к формированию идеологических формул, должных укрепить государственность. В докладе государю Николаю Iот 1833 г. тогдашний министр народного просвещения Сергей Уваров писал, что для удержания "умов в границах порядка и тишины", недопущения нарушения "общего устройства" необходимо безотлагательно, "во всем объеме", реализовать "государственную задачу", от которой "зависит судьба отечества". А именно: следование программным установкам, названными С.Уваровым тремя "началами" ("политическая религия"), без коих Россия не может "благоденствовать, усиливаться, жить: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность". Первое из них он обосновал гибелью народа "без любви к вере предков", т.к. в этом случае человек лишается "их крови" и живет с вырванным сердцем". Самодержавие, на которое опирается "русский колосс", министр окрестил  "главным условием политического существования России в настоящем ее виде". Проконстатировав необходимость развития "этой истины" в "народном воспитании". Поддержка же чувства народности должна обеспечиваться (в качестве связующего звена между "троном и церковью"), в целях укрепления их "могущества". В направлении народного воспитания, "любовь к отечеству, преданность монарху" призывают искать "единства" и  "прочности" в "духе монархических учреждений".

Весьма симтоматична фиксация С.Уваровым проблемности учреждения соответствующего "нашему порядку вещей", не "чуждого европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись". Но если последние "искусно" не "обуздать", "гибель" страны "неминуема"(4).

Даже кратчайший экскурс в документ 1833 г. свидетельствует о приличном "совпадении" тех мыслей с программными заявлениями, прозвучавшими в Москве в начале ноября 2011-го.

Век XXI-й. Мир на марше?

Как бы то ни было, определив в своем выступлении перед представителями РПЦ  "национальные ценности" фундаментом для поддержания в России ("нашей многонациональной стране") межнационального мира и межконфессионального согласия, Д.Медведев высказал уверенность: "И дальше так будет".

Безусловно, аспект мира и согласия в этих важнейших направлениях важен для всех населяющих РФ наций и народностей (да и их географичесих соседей), вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Но насколько это достижимо в условиях предвыборных установок в межнациональном векторе практически всех партий, борющихся за место в российском парламенте?(5)

Не случайно, некоторое время назад глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров высказывался за введение в РФ цензуры на национализм и экстремизм, отмечая, что славяне видят в кавказцах своих врагов, а те отвечают им взаимностью. По мнению Евкурова, цензура на национализм должна касаться не только рядовых граждан, но и «больших политиков», во имя получения очков в определенных регионах в преддверие выборов начинающих оскорблять целые нации. Естественно, как отметил ингушский лидер, молодежь не может не откликаться на такого рода провокации и по-своему реагировать на них. При этом Евкуров посчитал, что нужно «отложить словарь Даля в сторону» и дать «окончательное определение экстремизму, ксенофобии, национализму»(6). 

В этом же ряду - очередной факт осквернения (в середине прошлой недели) более сотни мусульманских могил на Новосормовском кладбище в Нижнем Новгороде (хотя в данных официального толка почему-то фигурирует цифра 20). В нынешнем году - это далеко не первый случай. И даже не второй-третий.

В целом, в свете изложенного, вопрос совершенно не в количественных показателях тех или иных националистических или антирелигиозных проявлений. Речь, скорее, о том, что политическая стабильность любого государства, позволяющая двигаться вперед, может быть достижима исключительно в рамках  реальной гармонии (пусть симфонии) между населяющими его народами. Что однозначно подтверждается опытом мировой истории.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

Примечания:

1.Евразийский союз должен играть активнейшую роль в определении судеб мира

www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42884

2.Цит. по: Император Юстиниан и "симфония" властей

http://religion.russ.ru/history/20011127-yustin.html

3.Встреча с представителями РПЦ

http://kremlin.ru/news/13374

4.Сергей Уваров. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством, Народного Просвещения

http://www.krotov.info/acts/19/1830/1833119

5.См.: Теймур Атаев. Национализм в предвыборной борьбе в России

http://www.islamsng.com/authors/Ataev/2827

6.Юнус-Бек Евкуров: в России надо установить цензуру на национализм и экстремизм

http://ingnews.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8111:2011-09-13-08-58-02&catid=2:2009-01-27-16-50-00&Itemid=5


URL:
Реклама