RSS Контакты

Проявится ли исламская составляющая основным звеном последних терактов в Дагестане?

07.05.2012

Конец прошлой недели ознаменовался трагедией в Махачкале. Очередной двойной взрыв. Очередные жертвы, сироты, слезы, проклятия. Нагнетание ситуации не спадает.

Взрывы из-за диалога?

Уже не первый раз вслед за важнейшими шагами внутри Дагестана на внутриисламское примирение сразу же следует вопиющий теракт. Напомним, что в последние дни апреля, по результатам встречи между представителями дагестанского тариката и салафитов, была принята совместная резолюция(1).

Аналогичная ситуация имела место и в 2011 г, когда вслед за проведенным весной в Махачкале первым заседанием Совета Республиканского гражданского диалога "Путь к миру и согласию",  как бы в насмешку над повесткой дня, да к тому же в преддверие заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, произошло обострение обстановки в с. Советское Магарамкентского района Дагестана (2). И диалог застопорился.

Возможно, разница между обоими фактами состоит лишь в том, что если в первом случае шаг на примирение осуществлялся, в общем-то, под патронажем госструктур, подготовка нынешнего форума шла "напрямую" между общинами. С другой стороны, сегодняшний теракт однозначно несет значительно более разрушительный (в различных ипостасях) фон, чем год назад. Именно данный контекст позволяет ряду экспертов предположить этот итог, если и не основой, то одной из главных причин инициирования экстремистской вылазки. Другая часть наблюдателей говорит о начале гражданской войны в Дагестане, третьи - о конкретной атаке на сотрудников правоохранительных органов и т.д. Но если брать за основу последние версии, явно высвечивается фактор "неуправляемого леса", действующего на идеологической платформе. Аналогичный вывод характерен также для сторонников той точки зрения, что теракт является подтверждением однозначного вызова "лесных" всему обществу.    

Вместе с тем, в этот раз несколько глубже стал затрагиваться этнический ракурс осуществленного. Прежде всего, отметим появившуюся по горячим следам информацию (со ссылкой на силовиков) о причастности к двойному взрыву четверых главарей бандгруппы, названной "махачкалинской", с констатацией места рождения и проживания большей части которых в сел. Новокули Кумторкалинского района РД. В данном контексте вновь напрашивается аналогия с прошлым годом. Тогда, в сентябре 2011-го, в центре Махачкалы также прозвучал "двойной взрыв". Вслед за которым оперативно-розыскные мероприятия по задержанию организаторов и исполнителей теракта оказались задействованными в направлении того же поселка Новокули Кумторкалинского района (в результате введения правового режима контртеррористической операции (КТО), один боевик был уничтожен, и КТО сняли). В этом ракурсе аналогия и в том, что в обоих случаях глава Дагестана Магомедсалам Магомедов экстренно прерывал командировку в Москву. Говоря другими словами, нагнетание обстановки происходило в период его отсутствия в республике.

Этническая составляющая? 

Как бы то ни было, в переживаемый момент, пусть между строк, но более детально на поверхности высвечивается этническая составляющая акции. Так, в обсуждении информации о причастности  к организации теракта уроженцев  с. Новокули Кумторкалинского района, имеются, в частности, такие комменты: "Все лакцы..., обидно раньше за этой нацией такое не наблюдалось. Нет работы, нет денег, вот и попадают в ряды "лесных" как мясо"; "Эт плохо что лакцы"(3). Наверняка, данная реакция исходит из того, что лакцы, составляя небольшой процент среди жителей Кумторкалинского района, представляют значительное большинство с. Новокули.

Безусловно, искать источник трагедии исключительно в данном "конгломерате", было бы неисторично. Да и непосредственно первичная информация сырая. Кроме того, ни одно этническое сообщество не бывает однородным, разделяясь на несколько крыльев - тут и лица "в верхах", и "бывшие", и... ну и т.д.Другое дело, одним из важнейших элементов политической системы Дагестана член Научного общества кавказоведов Асланбек Адиев определил "феномен этнокланов", этнополитическими лидерами в РД определяя представителей "аварских, даргинских и кумыкских влиятельных семей и кланов. Конкуренция между ними, а также влиятельными политическими фигурами еще двух крупных этнических групп - лезгин и лакцев - и составляет суть современных этнополитических процессов в республике".

По словам исследователя, огромное значение для этих групп имеет "политическая власть, открывающая доступ к распределению ресурсов федерального бюджета, направляемых на финансирование республиканской экономики". Этнический характер такого сообщества не играет главную роль для его членов до того времени, "пока клан не вступит в конфликт за экономические или политические ресурсы с другим кланом, ядро которого составляют представители другой этнической группы". В свете изложенного, он резюмировал, что общественно-политическая стабильность современного Дагестана напрямую зависит от консенсуса, складывающегося по вопросу о разделе сфер влияния в республике между влиятельными дагестанскими кланами основных этнических групп". Что, в свою очередь, обеспечит сохранение целостности республики "при соблюдении динамичного этнополитического баланса"(4).

В начале прошлого года дагестанское "Наше дело" фиксировало назревание процессов, могущих затронуть "широкие слои лакского народа". В частности, конкретизировалось предстоящее в 2012 г. переименование Новолакского района в Ауховский; завершение переселения новолакцев в «Новострой» рядом с Махачкалой. Но при этом подчеркивалось, что "по слухам, нового административного района на месте компактного переселения не будет - из-за нехватки земли и нецелесообразности". Что не исключает вызова протестной волны "в лакском обществе, а значит - будут востребованы лидеры, способные эти настроения возглавить и, может быть, даже направить в определенное русло". Вслед за чем констатировалось, что "лакское общество часто становилось катализатором процессов, отвечающих на вызовы времени и носящих общедагестанский характер"(5).

Вышеизложенное вполне реально демонстрирует политическую подоплеку возможных этническо-клановых противоречий, которые могут стать основанием нагнетания ситуации в час Х. Что касается в обязательном порядке сопровождающий этот процесс религиозной парадигмы, обращаясь в прошлом году к происшедшей трагедии в Унцукульском районе Дагестана (после массовой драки жителей сел Гимры и Унцукуль), автор задавался вопросом, не является ли исламская составляющая прикрытием для "разборок" политико-экономического характера? Тогда, при попытке рассмотреть   историческую составляющую взаимоотношений жителей двух сел и их "вариацию" в сегодняшние дни, стало ясно, что далеко не фактор межмусульманских противоречий составил основу противостояния в регионе, а исключительно политический фон, приправленный экономической доминантой. Демонстрация же ислама как главной причины кровавых разборок позволяет находящимся вне зоны видимости силам приступить к реализации собственных задач в новых формах, вплоть до привлечения силовых структур к ликвидации или интернированию конкурентов под предлогом разрушения "исламского бандподполья" (6).

Заключение

Конечно же, для скрупулезного анализа истоков последней трагедии в Дагестане легальной информации, да к тому же отрывочной и противоречивой, недостаточно. Будет ли она фигурировать в скором времени - сомнительно. Но, как бы то ни было, все большее число трезвомыслящих лиц убеждаются в "политическом" происхождении того или иного крупного теракта. 

Еще свыше 10 лет назад известный российский политолог Александ Дугин писал, что "общая структура геополитического контекста всего кавказского региона диктует Москве границы ее стратегии". Основным императивом которой очерчивалась "необходимость противостоять планам США и их сателлитов в этом регионе",  противодействуя всем проектам и трендам, могущим быть охарактеризованными как "атлантистские".

В этом контексте подчеркивалась целесообразность закрепления позиции Москвы на Кавказе, посредством сориентирования "в соответствующем ключе тех лидеров и представителей политических движений", могущих в дальнейшем "служить подрывными элементами относительно проамериканского и протурецкого курса в новом образовании". А. Дугин тогда конкретизировал, что речь идет о "фундаменталистской", "суфийской", "автохтонной" версии кавказского исламизма (и национализма), "ориентированной на Иран и против США (Запада)". В связи с чем "имеет смысл использовать" не только "армянскую диаспору, укорененную в политической реальности Кавказа и прекрасно знающую поведенческие модели и мотивации региональных элит", но и сделать ставку на этнические образования, оказывающихся "в роли "козлов отпущения" при усилении приоритетно вайнахского (или аварского в Дагестане) влияния на Северном Кавказе, а также при повышении значения Азербайджана". В свете чего актуализировался (в т.ч.) контроль осетино-ингушского конфликта и противоречий "между чеченцами-акинцами и лакцами и кумыками в Дагестане". Вслед за чем резюмировалось, что Дагестан является "самой вероятной территорией кавказского конфликта" в ближайшем будущем. Стратегическим партнером Москвы по "контролю за разгорающейся ситуацией" был определен Тегеран, а "посредующей инстанцией" — исламский "этнотрадиционализм и суфизм" и "антиамериканский исламский интегризм"(7).

Тем самым, повторимся, обычно однозначно проявляющийся в случаях дестабилизации ситуации на Кавказе исламский оттенок, далеко не всегда является основным "игроком" происходящего. Другое дело, что абсолютное большинство населения смирилось с "исламистским" происхождением любого взрыва, теракта или убийства. И это позволяет заказчикам и проводникам терактов варьировать исламскую тематику в нужном для решения задачи русле.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

Примечания:

1.Реальные действия по объединению мусульман

http://www.islamdag.ru/analitika/9884

2.См. подр.: Теймур Атаев. Трудный путь Дагестана к внутриполитической стабильности

http://islamsng.com/rus/opinion/2272

3.Установлены имена четверых подозреваемых в организации двойного теракта в Махачкале

http://www.lifenews.ru/news/90705

4.Адиев А.З. Земельный вопрос и этнополитические конфликты в Дагестане

http://rudocs.exdat.com/docs/index-261372.html?page=2

5.Лакский рейтинг

http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4229

6.Разборки и ислам

http://www.islamnews.ru/news-78871.html

7.Дугин А.. Основы геополитики (Книга 2)

http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-geopolitika/moskva-tegeran.html


URL:
Реклама