RSS Контакты

Очередная порция опасной политической игры или кто заинтересован в ухудшении российско-азербайджанских взаимоотношений?

22.11.2010

 

«Мы должны и дальше максимально тесно взаимодействовать, изучать друг друга, потому что вообще учиться никогда не поздно и никогда не стыдно». (Президент России Дмитрий Медведев. Выступление на церемонии вручения диплома почетного доктора Бакинского государственного университета(1))

 

Новые попытки ухудшения азербайджано-российских взаимоотношений

Несколько дней назад популярный российский портал "Ислам.Ру" опубликовал статью за подписью Али Албанви "Мрачная картина закрытых мечетей в Азербайджане"(2). В свете ряда положений материала, автор, неоднократно публиковавший собственные статьи на этом ресурсе, посчитал целесообразным высказаться.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на предварившее материал вступление, фиксирующее не только "системные(!) гонения на мусульман-суннитов", но также на "некоторые другие группы (какие - прим. авт?) религиозных меньшинств со стороны государства и «красных мулл»". Ну скажите, кого сейчас именуют красными (голубыми, зелеными) муллами? Кто подразумевается-то? Мало этого, вследствие отмеченных выше вопросов, ставится под сомнение "дальнейшее исламское развитие в Республике Азербайджан".

Вот тебе и на... Сначала неконкретные замечания, а затем уже однозначный вывод о сомнительности развития исламской составляющей в стране. Но не будем останавливаться на этих эмоциональных пассажах, т.к. вдумчивый читатель прекрасно сориентируется в представленных тезисах. А постараемся подумать вслух, какие цели преследует г-н А.Албанви? 

О заказном характере этого материала однозначно свидетельствует отсутствие у А.Албанви информации о состоянии дел в азербайджанском обществе. Данный тезис подтверждается отражением им не собственного видения ситуации, а широким цитированием известных статей. Незнание А.Албанви обстановки в Азербайджане не только изнутри, но даже с "внешней" стороны, просматривается из его высказывания о "мечети Абу-Бакр, представляющей в настоящее время главное место сбора азербайджанских салафитов". Однако, эта мечеть не функционирует… с 2008 г.(3). В данном разрезе нюанс в том, что г-н А.Албанви даже не удосужился посмотреть на год издания доклада Международной Группы по Предотвращению Кризисов (InternationalCrisisGroup- ICG), отдельные положения которого он слово в слово выдает за свои.

Ну а те умозаключения, что озвучиваются А.Албанви от собственного имени, не конкретны и очень расплывчаты. Так, с его слов "только турецкие группы продолжают действовать в настоящее время без существенных ограничений со стороны государства". Что это за группы? Сколько их? Где они располагаются? К какому мазхабу принадлежат? Какие цели и задачи преследуют? Входили ли в общину известной (ныне закрытой) турецкой мечети "Шяхидляр"?

Далее А.Албанви уверенно фиксирует рост «независимых религиозных общин по сравнению с официальными мечетями». Согласно А.Албанви, это влияние "в значительной степени" вдохновлено и финансируется "иностранными группами". Но вот в чем вопрос - откуда эта информация у автора? Он владеет оперативными данными спецслужб Азербайджана или иных стран? Может, ему в этом признались участники неких общин? Да и вообще, что это за безымянные структуры, не испытывающие материальных затруднений? А в чем выражается их влияние? На кого (или под кем) они работают и, опять-таки, к какому мазхабу причисляют себя?

При этом А.Албанви отмечает "низкий религиозный статус шейх-уль-ислама" Аллахшукюра Пашазаде. Этот глубокомыссленнейший вывод вообще не поддается разумению: куда уж выше может быть статус главы Духовного Управления Мусульман всего Кавказа?      

Ну да ладно, наверное, можно остановиться "рекламировать" мелкие "погрешности" опубликованной за подписью А.Албанви статьи. Думается, что даже у самого придирчивого читателя уже отпали все сомнения в заказном почерке материала радетеля за развитие исламских ценностей в Азербайджане. Но тогда появляется вполне реальный вопрос: а к чему, собственно, вел всю песню А.Албанви?

Думается, для тех, кто с начала 2010 г. следил за перипетиями игр вокруг "фактора Аллахшукюра Паша-заде", ответ очевиден: речь идет о т.н. "лезгинском вопросе" (через призму «Лезги мечети»). В феврале с.г. автор с сожалением констатировал попытки определенных сил втянуть «в невыгодные ни одной из сторон игры российское религиозное поле". Т.к. "националистический уклон" преподносился под «чисто» конфессиональным ракурсом"(4). А.Албанви же продолжает  эту тенденцию, плавно пытаясь обрамить этнический фон религиозным контекстом, фиксируя, в частности, закрытие в Азербайджане "суннитских мечетей под различными, в том числе и надуманными предлогами". Внешне преподносимая А.Албанви канва выглядит таким образом, что-де называемая в народе "Лезгинской" известная мечеть закрыта по признаку принадлежности к "не родной" мусульманской ветви для шиита А.Пашазаде. Т.е. получается, что глава мусульман Кавказа ведет антисуннитскую деятельность, патронируя шиитам. Хотя, согласно А.Албанви, в  Азербайджане наличиствуют многочисленные "группы шиитов", отказывающиеся "признавать пользующееся поддержкой государства духовное руководство"? Тогда получается, что шейх-уль-Ислам поддерживает шиитов выборочно?

Так что все же стоит за всеми этими перипетиями? Анализ другой статьи за подписью Али Албанви "О некоторых итогах визита президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан" (5) однозначно свидетельствует о в корне иной подоплеке его обращения к освещаемым событиям в Азербайджане. Что однозначно просматривается из даты публикации оригинала статьи г-на А.Албанви: она была размещена в сети… в сентябре с.г. с пометкой "специально для ИА «Антитуран»"(6). Возможно, в этой связи читатель заинтересуется "первичным" сайтом. Также возможно, что тематика публикаций и "подбор" авторов портала приоткроет некоторую завесу над довольно интересным сюжетом.

Ну а мы перекинемся на пару месяцев назад и попытаемся, хотя бы в общих чертах, рассмотреть - что могло поспособствовать появлению материала А.Албанви именно в первом осеннем месяце с.г.?

 

Из истории вопроса

В сентябре 2010 с.г., во время визита Д.Медведева в Баку, между Азербайджаном и Россией были заключены ряд важнейших соглашений. Так, согласно подписанному «Газпромом» и Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) дополнению к действующему контракту купли-продажи газа, в 2011 г. объем закупок возрастет до ежегодных 2 млрд куб м, с предусмотрением превышения с 2012 г. этого количества. Также были подписаны  соглашения по государственной границе и "о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур". Последнее зафиксировало осуществление регулирования "хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных ресурсов" реки исключительно "с учетом интересов государств обеих сторон". Принципом распределения явилось деление "в равных долях" между странами объема водных ресурсов, поступающих "к началу пограничного участка" Самура, "за вычетом экологического попуска, объем которого устанавливается равным 30,5%" (вододеление). В документе также было подчеркнуто осуществление совместного управления и эксплуатации Самурского гидроузла(7). 

Подписавший документ со стороны России министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев заявил об обеспечении вододелением потребностей "населения двух стран в чистой воде". Обратив внимание на "надежную правовую основу для развития отношений между нашими странами в водохозяйственной области"(8).

Непосредственно президент России Д.Медведев оценил визит как  знаменательный, т.к., приняв пакет целого ряда «очень важных» документов, стороны вышли на новый уровень отношений, укрепляющих "наше стратегическое партнерство" и создающих фундамент для их развития "на десятилетия вперед". Контекст первого "в своей истории" (независимого Азербайджана) соглашения "о разграничении границ" российский президент назвал этапным и очень важным событием, происшедшим "в истории наших отношений"(1). В свою очередь, заключенные договора президент Азербайджана Ильхам Алиев охарактеризовал в качестве яркого показателя "динамичного и эффективного развития" двусторонних связей. Особо подчеркнув совместную деятельность "над проектами регионального и мирового масштаба", в частности, транспортным коридором Север–Юг. Он также отметил сотрудничество на Каспии, "в сфере укрепления безопасности в Кавказском регионе", при активности военно-технических и гуманитарных связей(9).

Однако, сразу же после визита, в некоторых российских СМИ появились материалы, фактически поставившие под сомнение бакинские договоренности. Запестрели броские заголовки: «Южный Дагестан без воды»; «Москва действует в обход Махачкалы»;  "Жители села на севере Азербайджана протестуют против договора о делимитации госграницы"; "Капитуляция, которой не заметили"; появилась информация о проблемах "дагестанских анклавов" на территории Азербайджана (имеются ввиду села Храхоба и Урьяноба) т.д. и т.п.

На последнее заявление тут же отреагировал МИД Азербайджана, устами пресс-секретаря ведомства Эльхана Полухова, подчеркнувшего, "что на территории Азербайджана не было и нет анклавов России"(10). Мало этого, еще в июле 2009 г. российский посол в Азербайджане Владимир Дорохин, обращая внимание на отсутствие между Баку и Москвой проблем "по поводу деревень Храхоба и Урьяноба, население которых составляют российские граждане", подчеркивал, что "кроме как муссирования этого вопроса в СМИ, я не заметил никакой напряженности вокруг этих сел в двусторонних отношениях"(11). Аналогичные мысли по горячим "сентябрьским следам" прозвучали и в опубликованной статье на портале Информационного Агентства "Дагестан". "Делая откровенно популистские заявления, очевидно, связанные с предстоящими муниципальными выборами, - писал Гарун Курбанов, - газетные «аналитики» бестактно разыгрывают  национальную и внешнеполитическую карту. Их утверждения о представлении в последние пару лет некоторыми силами в Кремле  интересов Азербайджана, а не России Г.Курбанов назвал "откровенной ложью", т.к. "в ходе переговорного процесса с азербайджанской стороной" Москва "в полной мере отстаивала интересы народов Дагестана". Причем "предложения республики" согласовывались в центральных министерствах и ведомствах "задолго до официального визита", а "президент Дагестана Магомедов, будучи в составе  официальной российской делегации, настаивал на неизменности позиции  республики в данном вопросе". "Кого-то, видимо, очень мучает националистический зуд, - фиксировалось в той статье, -  [Хотя] настоящий правовой акт в значительно большей степени учитывает интересы России (и Дагестана), и почти в два раза, чем прежде, увеличивает режим и размеры использования гидроресурсов Самура". Отмечая создание подписанными в Баку соглашениями условий "для дальнейшего укрепления приграничного сотрудничества двух государств, дружбы и взаимопонимания между соседними народами", Г.Курбанов назвал процесс актуальным "в современной, достаточно сложной ситуации на Кавказе. Не понимать и не видеть это – просто близорукость", в особенности в свете занятия Азербайджаном  важного места "в Кавказском и Каспийском регионе, где обозначились многие современные угрозы и вызовы"(12).

Тонкость тут в том, что данные высказывания шли в унисон позиции никого иного, как зампредседателя правительства Дагестана Ризвана Газимагомедова, выразившим "серьезное беспокойство" нагнетанием материалами ряда СМИ межэтнической обстановки. Назвав эти выступления беспочвенными ("так как интересы Дагестана нисколько не ущемлены"), подписанные в Баку документы вице-премьер определил, как большую победу: по причине получения республикой контроля "над распределением водных ресурсов" и посуточным делением "объема поступающей воды". "Мы уступили 12 метров старого моста, на который по нормам международного права Азербайджан и так имел право, а взамен получили куда больше, - отметил Р.Газимагомедов, - постоянный дефицит воды сдерживал дальнейшее социально-экономическое развитие южной части" Дагестана. Вслед за чем он проконстатировал наличие всех условий для обеспечения республикой потребностей "населения и субъектов агропромышленного комплекса и других структур в водных ресурсах", способствующих успеху "приграничного сотрудничества" между Дагестаном и Азербайджаном, укреплению "дружбы и взаимопонимания между нашими народами"(13). 

В свою очередь, официальный представитель России на всех российско-азербайджанских переговорах по этим вопросам, глава Магарамкентского района Дагестана Мусафенди Велимурадов также фиксировал реализацию законных интересов "на всех 12 спорных участках". Другое дело, что в районе "перевала Мачхал Росо в точке стыка государственных границ между Россией–Азербайджаном–Грузией не найдено согласие с грузинской стороной", а с Баку "нет разногласий", т.к. "ряд принципиальных договоренностей" обеспечат "паритетное водоснабжение и способствуют защите" находящегося на обеих территориях Самурского реликтового леса. С учетом того, что последний - это "единая целая экосистема", защитить которую - "долг и России, и Азербайджана"(14).

И вот на этом сентябрьском фоне возникла та самая статья Али Албанви, перепечатанная в текущем ноябре порталом "Ислам.Ру" без ссылки на источник.

Как представляется, комментарии к вышеизложенному излишни. Наверняка, и читатель вполне уловил ситуацию с искусственным нагнетанием проблем вокруг подписанных в период визита в Баку Д.Медведева документов. Следовательно, имеются силы, заинтересованные в ухудшении азербайджано-российских взаимоотношений. К чему это может привести в условиях обострившейся борьбы мировых держав за обладание контрольным пакетом акций над каспийскими "черно-голубыми" природными богатствами, думается, раскрывать излишне.

Тонкость в том, что искусственное раскручивание "проблемного сюжета" начало свой отсчет, несмотря на подчеркивание помощником президента РФ Сергеем Приходько основополагающего характера подписанных документов в Баку «для дальнейшего развития отношений стратегического партнерства" между РФ и АР, вносящих "реальный вклад в укрепление безопасности и стабильности на Кавказе". Весьма симптоматично, что в свете сказанного С.Приходько ведущий эксперт российского Центра политической конъюнктуры Евгения Войко фиксировала планы Москвы минимизировать перспективы строительства «альтернативных газопроводов в ЕС (Nabucco)», закрепления в Азербайджане «не только в связи с перспективами расширения энергетического (а также военного) сотрудничества», но и с целью "переиграть на этом треке Турцию и стоящие за ней США"(15).

 

Заключение

Что касается попыток стравить шиитов и суннитов Азербайджана (да и сопредельных стран), приведем лишь один факт без каких-либо комментариев. Как сообщает выходящая на азербайджанском и русском  языках еженедельная газета Управления Мусульман Кавказа "HaqqinNuru" - "Свет Истины", 16 ноября в бакинской мечети Аждар бека представители обеих ветвей "в обстановке взаимоуважения совершили праздничную молитву" по случаю Ид аль-Адха (Курбан-байрам или Гурбан байрамы). Существующее между ними  братство "имеет крепкие узы, и никакая сила не в состоянии разорвать их, нанести вред многовековой дружбе, свойственной нашему народу"(16).

"В Исламе есть каноны, основные догматы - общие для суннита и шиита": вера в Единого Аллаха, в Божественную справедливость, признание пророческой миссии Посланника Аллаха Мухаммада и всех предшествовавших пророков.., - говорит шейх А.Пашазаде, -  они расходятся только в вопросе об имамате после Пророка или достоверности ряда хадисов и ахбаров". Но характер этих разногласий "не должен довлеть над отношениями единоверия между суннитами и шиитами". Сегодня "во главу угла наших усилий" необходимо поставить стремление к иджтихаду - усердствованию в изучении и решении вопросов религии в целях выбора наиболее приемлемого пути сближения мусульманских народов", - заключает глава УМК(17).

В своем выступлении на IVВсероссийском мусульманском форуме "Мусульмане за евразийское единство" (ноябрь 2008 г.) автор обращал внимание на то, что при намерении дестабилизировать ситуацию на Кавказе, внешние силы вполне могут задействовать этнический фактор. Что, «в условиях национальной пестроты в приграничье (да и в целом в России и Азербайджане), переплетенной конфессиональным фактором", несложно. Поэтому для нас всех нужна взвешенность, ответственность не только при принятии решений, но и в печатном слове. Важнейшая задача в этом ложится на плечи мусульман с обеих сторон. Если мы не сможем найти язык для понимания друг друга, о каком сплочении уммы, элементарно в приграничной зоне, можно вести речь, не говоря уже о единении мусульман в рамках общемирового пространства?

И давайте стараться не забывать, что дестабилизация обстановки на Кавказе еще никогда не была отдельной для Северной или Южной части ареала, о чем автор уже писал некоторое время назад. Если Кавказ полыхает, он затрагивает всю территорию (какую - в большей, а какую - в меньшей степени - не суть принципиально), отражаясь на общей ситуации в странах. Посему дестабилизационный пакет в этом регионе моментально отразится на экономических проектах вокруг Каспия, в ряде которых Россия в настоящее время весьма заинтересована. При этом гипотетически негативная ситуация неминуемо затронет и важнейшие для Москвы стратегические экономические проекты с Турцией. По этой причине искусственное инспирирование антиазербайджанских страстей вряд ли будет в пользу обеих стран(18).

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

Связаться с автором статьи можно по электронной почте: teymur-ogtay@rambler.ru

 

1.Дмитрий Медведев. Выступление на церемонии вручения диплома почетного доктора Бакинского государственного университета

http://kremlin.ru/transcripts/8826

2.Али Албанви. Мрачная картина закрытых мечетей в Азербайджане

http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/mechazer/

3.О ситуации вокруг мечети Абу-Бакр см. подробнее: Теймур Атаев. Геополитическая составляющая аспекта «такфиризма», или единение мусульман – как основа недопущения раскола уммы

http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?1713

4.Не приведет ли "гамбитное" представление ситуации к печальному эндшпилю для всех сторон?

http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/11740/

5.Али Албанви. Об некоторых итогах визита президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан

http://lnka72.ru/images/stories/ali_albanvi.doc

6.Мрачная картина закрытых мечетей. Перспективы исламского развития в Азербайджане

http://antituran.com/index.php/2009-03-03-20-37-32/537-2010-09-О

7.Соглашение между Правительствами РФ и АР о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной р. Самур

http://www.mnr.gov.ru/files/part/2134_oglashenie_s_zerbaydzchanom.doc.

8.Ю.Трутнев подписал соглашение между Правительствами РФ и АР

http://voda.mnr.gov.ru/part/?act=print&id=7141&pid=108

9.Совместная пресс-конференция по итогам российско-азербайджанских переговоров

http://www.kremlin.ru/transcripts/8824

10.Эльхан Полухов: «На территории Азербайджана не было и нет анклавов России»

http://ru.apa.az/print.php?id=174278

11.Посол РФ: "Между Азербайджаном и Россией нет проблемы"

http://1news.az/politics/20090702015100638.html

12.Гарун Курбанов. Река Самур и националистический зуд

http://www.riadagestan.ru/news/2010/09/14/102954/

13.Цит. по: Шамиль Зулкарнаев. Поделили 50 на 50

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=12887

14.Интервью Мусафенди Велимурадова

http://dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=11223

15.Закрепление тенденций

http://actualcomment.ru/theme/1465/

16.Цит. по: Этибар Джабраил оглы. Праздник, дарующий надежду. В газете "Haqqin Nuru" - "Свет Истины" N36 (36), 19-25 ноября 2010 г., с. 10

17.Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде. Ислам на Кавказе Баку, 2005, с.222-223

18.Удастся ли А.Хлопонину избежать хлопот на Северном Кавказе?

http://ia-centr.ru/expert/7014/


URL:
Реклама