RSS Контакты

Кровавые контуры войны и мира в новом тысячелетии

26.01.2015

Мусульманский мир в дни Курбан-байрама, в соответствии с коранической традицией, всегда надеялся на замену людских потерь жертвами животных. Особенно сильно это нота звучала в дни I и II Мировых войн. В 1916 г. о скорби по страшным людским жертвам писали классики татарской литературы Гаяз Исхаки и Хади Такташ, в 1945 г. вернувшиеся с фронтов Великой отечественной войны приносили жертвы Всевышнему в благодарность за чудесное спасение. 

В этом году мы возносили дуа-молитвы за судьбы наших братьев-мусульман в странах Азии и Африки, охваченных кровопролитием. Но война стоит уже и на пороге России. 21 сентября мы приняли «Обращение делегатов VI Меджлиса-Съезда Духовного управления мусульман Европейской части России в связи с ситуацией на Украине», где, в частности, говорится «Мы молимся за прекращение насилия, восстановления мира и нормальной жизни, возвращение людей домой, воссоздание уничтоженной инфраструктуры».

Как бы не был хрупко и относительно перемирие на Донбассе, оно лучше того многомесячного кровопролития, которое привело к гибели тысяч людей и бегству сотен тысяч. Самое страшное, это когда умирают дети. В этом году мы видели, как более 500 палестинских детей погибли от израильского оружия в секторе Газа. Сегодня мы видим, как погибают дети от ударов украинской артиллерии в Донбассе. Если руководство в Киеве считает жителей юго-востока страны своими гражданами, то почему обстрелам подвергаются жилые районы городов, прежде всего Донецка?

24 года после распада СССР создали новую картину мира в глазах нового поколения, то есть молодежи, которая прежде всего умирает и убивает во всех этих конфликтах. Ориентация Галиции и киевской элиты на Запад не означала столь же однозначное желание промышленных регионов юга и востока Украины превратиться в житницу и регионы поставки мигрантов для старых стран Евросоюза, то есть Западной Европы. А ведущая идеологическая роль Запада Украины превратилась в культ Степана Бандеры и Украинской повстанческой армии (УПА). Президент Украины Петр Порошенко довел дело до логического конца, когда заменил день армейской славы с советского 23 февраля на день создания УПА. Национализм и антисемитизм Бандеры, ненависть к былым хозяевам украинских земель России и Польше, пришедшие из 1920—1930-х гг., стали неминуемыми итогами этого нового культа.

Украина, не первая и не единственная в этом ряду, но такая политика неизбежно противопоставляет режим в Киеве миллионам своих граждан. Становление национального государства очень часто сопровождается кровавыми чистками и репрессиями в отношении своих сограждан, особенно в отличающихся этнически от центра регионах. Это путь начала еще якобинская диктатура, и здесь более всего известна бойня в бретонской Вандее, унесшая жизнь до 15% населения. События 1933–1945 гг. на территориях Польши, Украины, Беларуси, Прибалтики описываются с помощью термина «кровавые земли», когда в результате террора властей погибли 14.000.000 мирных граждан. Причем формально мирное население приняло массовое участие в терроре против евреев.

В годы распада СССР, когда кровавое марево захлестнуло многие регионы на юге бывшего единого государства, мир на Украине казался важнейшей ценностью, достигнутой путем взаимных уступок. Поэтому даже в самые сложные с экономической точки зрения для России годы, поставки газа на Украину по льготным ценам не оспаривались. Только откровенное воровство татарстанской нефти нефтеперерабатывающей кампанией из «Незалежной» (при помощи властей в Киеве) подвигло власти Казани на строительство нефтеперерабатывающих производств в Нижнекамске. Возможно и московскому Кремлю следовало пораньше начать вести аналогичную политику. Русскую щедрость души расчетливые украинцы оценили как слабость. Стёб над москалями у сторонников «майдана» был во многом основан на привычке к многолетнему российскому всепрощению. Последующий кризис в Крыму и на Донбассе показал слабость институтов украинского государства, когда целый ряд его функционеров либо отстранились от своих обязанностей, либо перешли на сторону России. Самое преступное состоит в том, что за некомпетентность и продажность политиков своими жизнями отвечают простые люди по обе стороны противостояния в Донбассе. Людские жертвы приносятся там каждый день...

Отношения между народами СССР не были идеальными. Сталинский террор, включавший депортации целых народов, и переселения десятков миллионов человек, продолжавшиеся почти до распада единого государства столкнули лицом к лицу людей, не представлявших образ жизни, традиции и языки друг друга. Постсоветская Россия не стала оспаривать границы союзных республик, несмотря на призывы к их пересмотру. Несогласные с новыми режимами выходцы с территорий РСФСР в индивидуальном порядке стали покидать свое новое местожительство.

При всех новых проблемах постсоветские режимы с начала 1990-х гг. не стали менять свои базовые модели. Прибалтика довела до логического конца свой путь в Евросоюз и НАТО, в мусульманских республиках (кроме Кыргызстана) сохраняется модель пожизненного президентства, как впрочем и в Беларуси. Колебания режимов в Кишиневе и Тбилиси стоили этим государствам потери территорий. В Киеве смена режимов не обозначала отказа от модели фактического признания достаточно большой автономии регионов, но эта самостоятельность не была закреплена в Конституции ни федеративным статусом государства, ни признанием роли русского языка, ни неотчуждаемыми гарантиями автономии Крыма. Ситуация казалась противоречащей российской, где при провозглашении по Конституции федеративного устройства и статуса национальных языков, многие республики (особенно угро-финские) почти не отличаются от соседних областей. Но Конституция — это документ прямого действия. А по ней украинские власти могут сколько угодно усиливать роль центральных властей, лишь несколько расширяя или сужая права местного самоуправления. Киев вновь подвела завороженность опытом Польши, как фактически единственного крупного унитарного государства Евросоюза. Но современная Польша получила свое уникальное этническое, языковое и религиозное единообразие в результате убийств и депортации миллионов своих граждан в ходе и по итогам Второй мировой войны. Поневоле задаешься вопросом: понимает ли нынешний режим в Киеве цену этого единообразия, выразившегося в создании «кровавых земель»?«. Раскол между украинцами и русскими, особенно между молодыми поколениями, кажется захлестнул весь русскоязычный интернет.

14 октября на заседании Совета по правам человека президент России Владимир Путин заявил: «Самая главная трагедия, которая разворачивается на наших глазах, — это отчуждение украинского и русского народов. Это самая большая трагедия. И конечно, при всех имеющихся сегодня проблемах нужно искать путь, чтобы преодолеть это состояние».

Самое страшное, что платить за грехи, преступления и ошибки взрослых приходится детям. На том же заседании 14 октября доктор Лиза (Елизавета Глинка) рассказывала: «Новая категория детей, которая появилась. Я езжу туда 16-й раз. Сейчас у них разрывается, у украинских войск, один снаряд из трех. И позавчера пятеро детей распилили кассетную бомбу..., и двое детей погибли на месте, один ребенок в тяжелейшем состоянии лежит в реанимации города Шахтерска, и один мальчик Игорь с тяжелейшей взрывной травмой от головы до ног, то есть он иссечен осколками». Происходящее напоминает распад Югославии начала 1990-х гг., когда слова и санкции западных держав не спасли жизни сотен тысяч людей, как не спасли в конце 1990-х гг. в Руанде.

Не нужно думать, что россияне хотят конфликта с Западом, но в его действиях (включая санкции) они не видят достойных вариантов развития для большинства человечества. Я прекрасно помню, как год назад в сентябре 2013 г. на Международном дискуссионном клубе «Валдай» (Валдайском форуме) представители Запада единодушно клеймили режим Башара Асада в Сирии, с которым они лишь недавно поддерживали весьма комплиментарные отношения. Сегодня есть возможность сравнить режим врача-офтальмолога, три года стажировавшегося в Лондоне, с радикалами из «Исламского государства Сирии и Леванта» (ИГИЛ). При всех минусах режимов отца и сына Асадов в течение 40 лет их правления христиане спокойно жили в Сирии, теперь боевики ИГИЛ развернули на них охоту. Радикалы ИГИЛ не скрывают своих намерений нанести удары и по территории государств Запада: эта борьба без правил рискует зайти слишком далеко.

Столь же непреклонно на прошлогоднем Валдае представители Запада выступали против любых интеграционных проектов на территории СНГ, и прежде всего против вовлечения в них Украины.

Дискуссионный клуб «Валдай» в этом году проходил в то время, когда Украина и Ближний Восток уже рассечены линиями фронтов. 24 октября в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай» прошло заседание на тему — «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?». Одним из первых тезисов речи президента России Владимира Путина стало: «Холодная война» закончилась. Но она не завершилась заключением «мира», понятными и прозрачными договорённостями о соблюдении имеющихся или о создании новых правил и стандартов. Создалось впечатление, что так называемые победители в «холодной войне» решили дожать ситуацию, перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы«.

«Арабская весна», породившая столько надежд, превратила ряд государств арабского Востока в эпицентры не стихающей фитны. Позволю привести себе достаточно длинную цитату из слов президента России: «Я не устаю удивляться тому, как наши партнёры раз за разом... совершают одни и те же ошибки. В своё время они спонсировали исламские экстремистские движения для борьбы с Советским Союзом, которые прошли закалку в Афганистане. Из них выросли и „Талибан“, и „Аль-Каида“. Запад... я бы сказал... поддерживал на самом деле информационно, политически, финансово вторжение международных террористов в Россию... и в страны Центрально-Азиатского региона. Лишь после того, как страшные теракты были совершены на территории самих Соединённых Штатов, пришло понимание общей угрозы терроризма...

В ходе бесед с лидерами США, Европы постоянно говорил о необходимости совместной борьбы с терроризмом, как вызовом мирового масштаба... Последовало вмешательство и в Ираке, и в Ливии, эта страна, кстати, была поставлена на грань развала... Она... стала полигоном для террористов. Лишь воля и мудрость нынешнего руководства Египта позволили избежать хаоса и разгула экстремистов в этой ключевой арабской стране. В Сирии... Соединённые Штаты и их союзники впрямую начали финансировать и снабжать оружием боевиков, потворствовать пополнению их рядов наёмниками из разных стран. Позвольте спросить, откуда у боевиков деньги, оружие, военные специалисты? Откуда это всё берётся? Как получилось, что этот ИГИЛ... превратился в мощную, фактически армейскую группировку?» Эти вопросы требуют ответа...

В отличие от США, Европа и Россия не отгорожены океаном от арабского мира, и должны выстраивать многоуровневую и многоходовую политику с десятками миллионов своих мусульман. Поэтому не случаен рост консервативных, а зачастую и откровенно националистических настроений по всей Европе от Атлантики до Урала, неосуществимое стремление закрыться от мусульманского мира. К тому же, политкорректность к нетрадиционным формам сексуальной и семейной жизни служит прекрасным аргументом для радикалов, добивающихся демонтажа политического и правого строя Запада. Великий улем Ризаэтдин Фахретдин выступал за конституционное правовое государство и за равноправие женщин, но одновременно подчеркивал необходимость семейных устоев в традиционной моногамной семье.

Россияне, в целом, и российские мусульмане, в частности, за многое благодарны Западу. Но они хотят оставаться хозяевами в своем собственном доме. Президент Владимир Путин высказался здесь предельно откровенно: «Медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще, он считается у нас хозяином тайги и не собирается, я знаю это точно, куда-то переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст. Я думаю, что это должно быть понятно».

Сегодня мы видим, как растет число разрушенных домов и стран, где хозяйничают непрошенные гости. И как в 1941-м году говорили наши предки, и мы утверждаем, что хотим быть хозяевами в собственном доме, а по-соседски мы уж как-нибудь разберемся между собой.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук

Газета «Медина аль-Ислам». Сентябрь-ноябрь 2014 г.


URL:
Реклама