RSS Контакты
Михаил Якубович

Исламский призыв и межрелигиозный диалог: опыт украинских мусульман

20.03.2013

Вопрос межрелигиозного диалога обсуждается в исламской социокультурной среде уже долгие годы. Сложно не заметить, что на современном этапе развития ислама в этом понятии (араб. хаувар байна ль-адйан, «диалог между религиями») преобладает и немало современных концепций, пришедших в исламский мир с европейского мировоззренческого поля. Не следует, впрочем, забывать, что в золотой век исламской культуры и цивилизации мусульмане интересовались чужими верованиями активнее, чем последователи других религий.

Известно и уникальное произведение Хишама аль-Кальби  о доисламских религиях арабов («Книга об идолах»), и фундаментальный труд Мухаммада аш-Шахрастани («Книга религий и сект»), и уникальное повествование о религиях южной Азии в работе гения средневековой науки Абу Райхана аль-Бируни («История Индии»). Даже авторы-ханбалиты, наиболее консервативные в отношении восприятия иных культур, посвящали в своих трудах немало места описанию других религий – здесь уместно вспомнить и ибн аль-Джаузи, и ибн Таймийю, и ибн аль-Кайима. Интерес к не-исламским формам религиозности проявляли и мусульманские ученые историко-географического профиля – ведь именно благодаря ибн Русте, аль-Мас’уди, ибн Фадлану, Мискавайху и многим другим мы сегодня знаем так много о культуре дохристианской Руси. Исламские «религиоведы» преследовали немало целей, описывая другие религии – это и предостережение мусульманской общины, и дискуссия с оппонентами, и попытка раскрытия сущности религии как таковой. Однако во многих случаях обращение внимания на иные верования было попыткой лучше узнать «другого», становилось не столько полемикой, сколько диалогом. Именно поэтому многие современные исламские ученые рассматривают межрелигиозный диалог как одну из важных форм призыва к исламу.[1]

Перед сегодняшними мусульманскими общинами, особенно в положении меньшинства, также стоит вопрос о мирном сосуществовании с иными религиями, причем не только в познании «другого», а представлении самого себя. К сожалению, сегодня трудно найти другую религию, которая воспринималась бы через настолько враждебный набор стереотипов, как ислам. Средства массовой информации (особенно из «демократических» стран ЕС), несмотря на все усилия и сознательной общественности, и мусульманских организаций, так и продолжают пугать европейцев различными «исламистами» (и это на фоне вооруженного вторжения стран Запада в Афганистан, Ирак, Ливию, Мали!). Да и на постсоветском пространстве, к сожалению, этот дискурс так и не перестает сохранять своих позиций. Припоминается, как в свое время автор этих строк давал интервью одному из украинских телеканалов. Завидев перевод смыслов Священного Писания мусульман, корреспондент с недоверием поинтересовалась, «действительно ли это Коран, поскольку здесь так мало написано про джихад». Комментарии здесь излишни; не хочется повторять и известный список актов исламофобии, совершенных в Крыму на протяжении последних нескольких лет.

И все же Украина считается одним из наиболее толерантных государств не только Европы, но и всего мира.[2] Действительно, в отличие от многих других стран СНГ, здесь не было вооруженных конфликтов с использованием религиозных лозунгов, принято либеральное законодательство, относительно мирно сосуществует четыре институции православия, католическая и греко-католическая церкви, десятки протестантских объединений, семь духовных управлений мусульман, а также многочисленные организации других религий. Насколько продуктивно сегодня мусульманские объединения используют эту свободу с целью формирования позитивного образа ислама?

Практически все наибольшие исламские организации Украины делают определенные усилия для преодоления исламофобских стереотипов. С 1992 года представители Духовного управления мусульман Крыма принимают участие в деятельности Межконфессионального совета «Мир – дар Божий». Несмотря на то, что это сообщество за все годы существования не проявило себя в решении конкретных проблем, 29 ноября прошлого года в Симферополе состоялось торжественное заседание по случаю 20-летия создания этого объединения, в котором принял участие и муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев. Во время проблемных ситуаций 2000-ых годов, когда между мусульманскими и православными общинами существовала напряженность по некоторым вопросам (в частности, установке «поклонных крестов»), крымский муфтий неоднократно подчеркивал, что в этих случаях необходим диалог между всеми конфессиями Крыма. Вместе с тем, ДУМ Крыма всегда предостерегало верующих от проведения массовых протестных мероприятий, могущих «выйти из под контроля» (по примеру уличных протестов во многих исламских странах): когда в прошлом году общины, связанные с «Партией Хизб ат-Тахрир» проводили в Симферополе митинг протеста, заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов заявил: «как Духовное управление мусульман Крыма, не поддерживаем данную инициативу. Во-первых, потому что, как мы уже заявляли, данный фильм является провокацией для того, чтобы отвлечь мусульман, вывести их на улицы, на площади, на митинги и подтолкнуть к каким-либо общественным акциям. Во-вторых, мы знаем приверженность данной религиозной общины взглядам партии «Хизб-ут-Тахрир», поэтому это просто играна чувствах мусульман».[3]ДУМ Крыма также является полноправным членом Совета церквей и религиозных организаций при Президенте Украины. При этом основная масса изданий ДУМ Крыма (в частности, газета «Хидает», выходящая на крымскотатарском языке), ориентирована преимущественно на мусульманскую аудиторию.

Диалог на наиболее популярных уровнях (то есть коммуникации между рядовыми гражданами) активно поддерживает Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Альраид», действующая в Украине с 1997 года. На протяжении прошедших нескольких лет Ассоциация издала немало популярных книг об исламе, предназначенных для бесплатного распространения. Знаковым событием прошлого года стал выход в свет русского перевода труда Адиля ас-Салахи «Мухаммад – человек и пророк». 1000 экземпляров книги разошлись по региональным центрам Ассоциации и университетским библиотекам страны.[4] Кроме того, в восточных регионах страны ежегодно проводится «культурно-просветительский караван “Мухаммад – милость для миров”», который собирает не только мусульманскую, но у не-мусульманскую аудиторию. Проходили в прошлом году и соответствующие конференции («Ислам и исламоведение в Украине», Донецк, 27 сентября), и региональные семинары, в том числе и для новых мусульман.[5] Издается и популярная русскоязычная газета «Альраид», ежемесячный тираж которой сегодня достигает 34 тысяч экземпляров. Ассоциация принимает участие и в проектах международного уровня: так, в 2011 году члены «Альраид» выступали на конференции по межрелигиозному диалогу, проходившей в Дохе (Катар).[6]

Активную позицию в вопросе диалога с представителями других религий проявляет и тесно сотрудничающее с «Альраидом» Духовное управление мусульман Украины «Умма»: так, в феврале этого года делегация этой организации приняла участие в Восточноевропейском саммите священнослужителей «Защити сироту — измени будущее». Муфтий Саид Исмагилов объяснил важность участия в этом мероприятии так: «Мусульмане не могут находиться в стороне от обсуждаемой проблемы сиротства в Украине. Поэтому у нас не было сомнений относительно участия в этом мероприятии, несмотря на то, что этот саммит носит, в основном, христианский характер и на него собрались представители многих христианских деноминаций. Пророк Мухаммад (мир ему!) заповедал нам заботиться о сиротах. Кроме того, он сам был сиротой, поэтому мусульмане очень трепетно относятся к данному завету в знак уважения к нашему Пророку».[7]

Особое внимание вопросу толерантизации межрелигиозных отношений и распространении информации об исламе уделяет Духовное управление мусульман Украины. На протяжении уже многих лет ДУМ Украины выступает инициатором большого числа различных мероприятий. В 2011 году открытие мечети «Ар-Рахма» в Киеве вызвало значительный интерес в Украине и за ее пределами; официальная церемония демонстрировалась в прямом эфире на украинском телевидении, довольно редко уделяющем внимание вопросам религии. Муфтий ДУМУ Ахмад Тамим тогда заявил, что «Для Украины появление такой мечети – важно. Украина находится в центре Европы и является тем посредником, который может объединить Восток и Запад. Мусульмане – это неотъемлемая часть современного украинского общества, которая также работает на его развитие. Существование мечети – это развитие понятия толерантности на практике, развитие здорового диалога, который должен объединить общество ради общего решения многих социальных проблем».[8] В январе этого года, в формате празднования Мавлида, ДУМ Украины организовало первую в Киеве выставку мусульманской культуры под названием «Наследие исламской цивилизации».[9] Показательно, что для реализации своих целей ДУМ Украины обычно избирает наиболее презентабельные площадки (например, «Украинский дом», центральный киевский зал для торжеств). Традиционно на мероприятия приглашаются видные украинские политики, а также дипломаты различных государств (например, в дни рамадана ДУМ Украины проводит специальные «дипломатические ифтары»). Лидер ДУМ Ахмад Тамим выступает с еженедельной программой по украинскому телевидению («Минарет» на канале УТР); в последнее время значительно активизировалась и деятельность региональных общин, входящих в ДУМУ (а таких, судя по данным Минкультуры Украины, почти полторы сотни).[10] Интересно, что в сентябре прошлого года лидеры ДУМ представляли исламскую позицию на диспуте с членами нескольких атеистических объединений Украины и России.[11] Несмотря на то, что в итоге каждый остался при своих интересах, беспрецедентное для новейшей истории религий в Украине событие вызвало определенный резонанс.

Другие исламские организации Украины также вносят посильный вклад в толерантизацию межконфессионых отношений. Религиозное объединение мусульман «Киевский муфтият» основало журнал «Украина и исламский мир», одно из немногих популярных изданий исламоведческой тематики. До 2012 года вышло 8 номеров журнала. Интересен и авторский проект Арсена Джелилова «Ключ счастья», в рамках которого этот известный проповедник выступает с русскоязычными лекциями об исламе на крымскотатарском канале АТR.

Даже краткий обзор тех усилий, которые предприняты украинскими мусульманами в течении последних двух лет, показывает, что вопрос отношений между последователями ислама и верующими других религий чрезвычайно важен для современной Украины. Несмотря на то, что медийное пространство в целом продолжает воспроизводить мифы и стереотипы об исламе, мусульманским организациям удается в определенной степени преодолевать вызовы современности. Важно подчеркнуть и развитие собственных исламских информационных ресурсов (umma.com.ua, islam.in.ua), призванных донести до широкой аудитории сведения об исламе. 

Следует, наконец, поставить вопрос и перед Министерством образования Украины, связанный с необходимостью более широкого освещения в школьных предметах тем, касающихся ислама как традиционной религии юга Украины. Во многом будущее диалога между исламом и другими религиями будет зависеть и от того, насколько успешно будут реализовываться исламские образовательные проекты. Кроме того, важно понять, что внутриисламская полемика не должна негативно влиять на состояние исламской уммы. Споры между исламскими объединениями в Украине, что важно подчеркнуть, сегодня значительно ослабели и позволяют оценивать ситуацию в междуисламских отношениях как устоявшуюся и даже стабильную.

Социологические опросы, проводимые различными центрами на протяжении многих лет, показывают, что большая часть украинской общественности не имеет какого-либо устоявшегося мнения об исламе. Это также создает определенное поле для исламской деятельности. Сегодня, в условиях глобальных вызовов, большинство и мусульманских, и не-мусульманских религиозных лидеров понимает, что решать проблемы можно только сообща, не отказываясь от своего, а, наоборот, реализуя созидательный потенциал в сотрудничестве с другим.

Важной задачей, которая могла бы способствовать более широкому представлению ислама в диалоге с другими религиями, является создание специальной платформы. В Иордании, например, существует Королевский центр изучения межрелигиозных отношений (Аль-Муа’хад аль-малики ли д-дирасат ад-динийя)[12]; в ноябре прошлого года, при поддержке Саудовской Аравии, открылся Международный центр межрелигиозного и межкультурного диалога имени короля Абд аль-’Азиза.[13] Подобный проект действует и в Украине: ежегодно проходит заседание «Киевского межконфессионного форума», собирающего мировых лидеров различных религиозных общин, в том числе и мусульманских. Однако весьма значимо, чтоб инициатива проведения таких мероприятий исходила именно из среды исламских объединений. Такой платформой, например, могли бы стать религиозные организации не только в пределах Украины, но и СНГ в целом.  Украинским мусульманам уже удалось накопить достаточный опыт, который может быть актуален и для соседних государств Содружества. Общность исламского наследия и схожий исторический опыт может сыграть в этом отношении очень важную роль, подчеркнув исламскую составляющую как неотъемлемую часть культуры евразийского пространства.

Михаил Якубович, специально для «Ислам в СНГ»


[1]См. фундаментальный труд по методологии исламского призыва, выигравший в 2005 году престижную премию принца Наифа бин Абд аль-’Азиза Аль Сауда: Аль-’Ар’авр, ’Аднан. Манхадж ад-Даува фи Дау’ аль-Вакиа’ аль-Му’асир. ‒ Аль-Мадина аль-Мунаввара: Джа’иза Наиф, 1426/2005. ‒ С. 398-422.

[2]Согласнорейтингу2009 года, составленногоавторитетнымPew Forum on Religion & Public Life (CША); см.: Global Restrictions on Religion. ‒ Washington: Pew Research Center, 2009. ‒ 69 p.

[3]Муфтият Крыма: Митинг против «Невинности мусульман» ‒пиар «Хизб-ут-Тахрир» в Симферополе, http://an.crimea.ua/news/crimea/obshestvo/muftiyat-krima-miting-protiv-nevinnosti-musulman---piar-hizb-ut-tahrir-v-simferopole/

[4]Знаменитая книга «Мухаммад — человек и пророк» впервые издана на русском языке,http://www.arraid.org/ru/node/2026#.UUgUSzcavEw

[5]В Крыму завершился семинар для новых мусульманок, http://www.islamsng.com/ukr/news/5035.

[6]Делегация ВАОО «Альраид» участовала в межконфессиональной конференции в Катаре, http://www.arraid.org/ru/node/681#.UUghezcavEw

[7]Представители Духовного управления мусульман Украины «Умма» на Восточноевропейском саммите священнослужителей «Защити сироту — измени будущее», http://umma.in.ua/?p=606.

[8]Семенченко, Мария. Тест на толерантность,

http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/test-na-tolerantnost

[9]В Киеве состоится выставка «Наследие исламской цивилизации», http://religions.unian.net/rus/detail/13550.

[10]Релігійні організації в Україні (станом на 1 січня 2012 р.), http://risu.org.ua/ua/index/resourses/statistics/ukr2012/47891/.

[11]В Киеве прошел диспут между атеистами и мусульманами, http://www.religion.in.ua/news/vazhlivo/18597-v-kieve-proshel-disput-mezhdu-predstavitelyami-islama-i-ateizma-fotoreportazh.html.

[12]http://www.riifs.org/.

[13]http://www.kaiciid.org/.


URL:
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама