- Правильно ли то, что религиозных террористов у нас отправляют в обычные тюрьмы? В Узбекистане, к примеру, для них существуют специализированные учреждения.
- Конечно, неправильно. К сожалению, мы уже видим результаты такого “винегрета”. Во-первых, есть рецидивисты и криминальные дельцы, которые хотят быть “авторитетами” и среди мусульман. Во-вторых, некоторые аферисты, сидевшие с ваххабитами, начали читать намаз и ходить в мечети. Они, пользуясь информацией, которую услышали во время отсидки, начали входить в джамааты.
Мошенники, сидевшие с джихадистами, стали “брачными аферистами” (типа Остапа БЕНДЕРА). Они появляются в мечетях и сыплют хадисами, знакомясь с паствой. Мусульмане, видя “благообразного” верующего, который хочет жениться, помогают ему. “Благообразный” выбирает нужную кандидатуру, и после двух встреч с такой “сестрой” он, как “истинно богобоязненный”, предлагает нике (бракосочетание) у знакомого муллы. Ну а когда начинается совместная жизнь - оставляет невесту без денег или занимает деньги от ее имени у ее знакомых и родственников. Собрав “урожай”, “благообразный” тихо исчезает...
Одни “сестры” стесняются говорить об этом, другие уповают на Творца и оставляют все, как есть. А мошенники гастролируют дальше. Так что должны быть отдельные тюрьмы для религиозных заключенных, независимо от их вероубеждений.
- Специалисты говорят, что в целом в Узбекистане обстановка более спокойная, чем у нас. С чем это связано?
- Я бы не стал утверждать это. Узбекские мусульмане научились молчать и не высказывать своего мнения. Но политика закручивания гаек не даст ничего хорошего. Хотя узбекским властям намного сложнее, потому что несколько миллионов узбеков живет за рубежом. И некоторая часть из них может работать на заокеанский проект “раскачки смуты” и нестабильности в Узбекистане и Центральной Азии.
У нас нет такой опасности. Наша проблема - это амбициозные оппозиционеры и клановая борьба внутри страны. Думаю, и они понимают, что религиозную карту нельзя разыгрывать ради политики…
- Какие страны Центральной Азии несут главную угрозу религиозного терроризма в Казахстан? И как этого избежать?
- Я бы не стал говорить только о странах Центральной Азии. Вы можете быть уверены, что из той же соседней России к нам не хлынут “хизбутчики” или ваххабиты? Или что из Англии не будет поступать материальная и моральная помощь от “ихван” (организация “Братья-мусульмане”) или джихадистов? Или через паломников из далекой Саудовской Аравии не придут идеи свержения светской власти, щедро подпитанные долларами?
Чтобы быть готовыми к новым вызовам зарубежных “доброжелателей”, надо быть открытыми для своего народа в первую очередь. Нашу, казахстанскую, концепцию развития ислама должны знать простые мусульмане и поддерживать ее. ДУМК должно пропагандировать ее и быть готовым вести дискуссии, отвечая на вопросы. Когда имамы смогут давать отпор нападкам ваххабитов и представителей других течений, а каждый практикующий мусульманин сможет спокойно озвучить казахстанскую концепцию как свое видение, то можно быть уверенными, что чуждые нам идеи никогда не приживутся у нас.
Беседовал Игорь Хен, Алматы, time.kz