RSS Контакты
Азербайджанская Республика

Возможен ли проект «возрождения наук о вере» в наше время?

01.02.2013 | События и репортажи

Азербайджанские теологи обсудили наследие имама Абу Хамида аль-Газали

 

26 января в учебном центре общественного объединения "Элмюрду" состоялся очередной научно-практический семинар из цикла "Зардабинские чтения". В работе мероприятия приняли участие научные сотрудники Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), преподаватели Академии государственного управления, Бакинского государственного университета (БГУ), Бакинского исламского университета и других вузов страны, общественные деятели и журналисты.

Главной темой семинара стало творчество выдающегося мусульманского мыслителя Абу Хамида аль-Газали (ум. 1111). С докладом о вкладе ученого в развитие исламской мысли выступила старший научный сотрудник Института философии, социологии и права НАНА Ирада Зарганаева. Осветив особенности рационализма аль-Газали, выступающая подчеркнула значимость его религиозных взглядов для духовно-нравственного оздоровления общества.

В трактате Абу Хамида аль-Газали «Возрождение наук о вере», отметила докладчица, блистательно раскрываются ценности и достоинства мусульманской веры. В нем ответ на обвинения в адрес ислама и избавление от сомнений для тех, кто недопонимает суть нашей религии. «Аль-Газали сравнивает духовно возродившегося человека с тяжело больным, который сумел исцелиться и спасает других, делясь с ними этими методами лечения. Добрыми делами можно исправить не только себя, но и общество. Благополучие общества зависит от социальной активности граждан, а люди нуждаются в хорошем примере», — подчеркнула И. Зарганаева.

Выступивший следом преподаватель факультета теологии БГУ, доктор философии Агиль Ширинов подчеркнул, что творчество имама аль-Газали можно назвать одним большим проектом. Само название его сочинения «Возрождение наук о вере» уже говорит об этом. Вместе с тем значение этого проекта для исламского мира того периода трудно переоценить. Вклад аль-Газали в мусульманское богословие сопоставим с декартовым вкладом в развитие рационализма как универсального метода познания. С другой стороны, по словам ученого, деятельность аль-Газали сыграла ключевую роль в идеологической борьбе с исмаилизмом, последователи которого дестабилизировали внутриполитическую ситуацию в Халифате. «Его идеи нашли поддержку сначала у сельджукских визирей, а позднее — у османских султанов. Любовь простого народа аль-Газали заслужил благодаря популярности среди аскетов-сторонников суфийского образа жизни», — заключил А. Ширинов.

Выступавшие на семинаре отметили, что сегодня, как и во времена аль-Газали, перед мусульманскими теологами стоит задача не развивать науку в ее «чистом» виде, а находить ей практическое применение в изменяющихся условиях. И если имам аль-Газали добивался синтеза традиции с рациональным мышлением, то в наше время исламская традиция сталкивается с вызовами технологического прогресса и глобализации. Также было отмечено, что в последние годы интерес к наследию видного ученого вылился в перевод на азербайджанский язык двух его сочинений «Эликсир счастья» (пер. Насиб Геюшев) и «Исследование тайн сердца» (пер. Маммадали Бабашлы).

Подводя итог бурной дискуссии, руководитель общественного объединения «ЭлмЮрду», доктор философии Эльшад Махмудов отметил, что организаторы семинара не случайно остановили выбор на творчестве имама аль-Газали. На рубеже XI — XII веков споры между сторонниками суннитской догматики, калама, фалсафы и исмаилизма выходили за рамки богословских дискуссий и расшатывали устои мусульманских обществ. «Имам аль-Газали увидел выход из сложившейся ситуации не в распространении новой формы бытования Ислама, а в реконструкции взгляда на Коран и мусульманскую традицию. Отказавшись от чисто философских методов познания, которые не давали ответов на вопросы, а порождали новые вопросы, он поставил во главу угла развитие и совершенствование личности. Такой подход как никогда актуален сегодня, когда около и псевдорелигиозные дискуссии мешают людям увидеть истинное лицо ислама и понять его значение для личности и общества», — сказал Э. Махмудов.

Прошедшее мероприятие однозначно продемонстрировало – только интеллект, разум, помноженные на чувственность верующего, позволят привести умму к прогрессу. Участники семинара совершенно не чурались высказывать противоположные взгляды, отстаивая свое мнение. При этом пытались обосновать его. И это придало семинару особые нотки, т.к. возникшая дискуссия привела к необходимости оперировать не просто эмоциями или отрывочными знаниями, а конкретными ссылками, предложениями, фразами.

Данный ход семинара подтвердил: сила уммы – в получении  знаний, изучении наук. Иначе мы все застрянем на месте. С другой стороны, не научившись уважительно обмениваться мнениями друг с другом, мы вряд ли достойно сумеем вести дискуссии не с мусульманами. А в нынешних условиях это не просто необходимо, но и важно с точки зрения доведения до мирового сообщества реальностей Ислама.

Будем надеяться, что "Элмюрду" продолжит традицию проведения открытых семинаров по злободневным вопросам современности.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама