Выступление шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Роль Астанинского межрелигиозного форума в диалоге цивилизаций»26.09.2013 | Межконфессиональный диалогБисмилляхир-рахманир-рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Аль-хамду лиллях, ва-с-саляту ва-с-саляму аля расули-ллях! Уважаемый Кайрат Абдразакулы (Мами), уважаемые участники XII-ого заседания Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, международной научно-практической конференции, позвольте от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поприветствовать вас традиционным мусульманским приветствием «Ас-саляму алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух» – «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»! Десять лет назад – в сентябре 2003 года по инициативе уважаемого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева в Астане впервые прошел Съезд лидеров мировых и традиционных религий. За истекшее десятилетие Съезд неоднократно доказал свою актуальность, зарекомендовал себя как востребованную площадку по развитию диалога культур и цивилизаций. От имени Совета муфтиев России хочу поздравить Казахстан с этой важной вехой – десятилетием учреждения Съезда! Сегодня мы опять встретились на гостеприимной земле Казахстана, где мирно живут представители самых различных народов и религий. Иногда нам кажется, что принципы мирного сосуществования, уважения религии и культуры других народов являются общим делом. Мы можем сказать, что права народов и людей прописаны в большом количестве международно признанных документов и законодательстве самых различных стран. Но в реальности сегодня, как и в прошлом веке, мы живем в мире, где льется кровь и продолжается насилие, люди гибнут во имя торжества неких доктрин и идей. В XXвеке миллионы советских граждан погибли от рук собственного режима, который превращал целые регионы страны в бесконечную сеть концлагерей. Земля Казахстана помнит страшный голод начала 1930-х гг. и сеть концлагерей ГУЛАГа, которая протянулась от Караганды до Балхаша. Десятки миллионов людей стали жертвами фашизма и нацизма. К счастью, в современности мы не видим откровенно террористических режимов. Однако на наших глазах идет гражданская война в Сирии, в ряде мусульманских стран, включая Египет, Ирак, Афганистан, продолжается насилие, происходят массовые убийства мусульман буддийским большинством в Мьянме,весь мир с тревогой наблюдал за происходящим в Найроби (Кении), после террористической атаки с захватом заложников. В этом контексте глубокое чувство горечи вызывает сегодняшняя ситуация в Сирии. На протяжении двух лет там идет кровопролитие и сегодня Сирийская Арабская Республика оказалась в шаге от военной интервенции. Мы выражаем свое сочувствие и разделяем боль сирийского народа, возносим молитвы о прекращении братоубийственной войны и воцарении мира на этой благословенной земле. Любое иностранное участие в делах Сирии должно происходить в строгом соответствии с международными правовыми нормами и уважать суверенитет Сирии и ее народа. Большое значение имеет и обращение Папы Римского Франциска, которое он адресовал Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в качестве председательствующего на саммите «Большой двадцатки» (G 20). Понтифик призвал политических лидеров не оставаться равнодушными к страданиям сирийцев и возобновить поиск способа мирного разрешения ситуации через диалог сторон. Этот шаг главы Католической церкви вызывает наше глубокое уважение и сочувствие. Сегодня всё чаще слышится призыв к разделению на своих и чужых, когда людей делят по их языку, а также религии, цвету кожи, разрезу глаз. Многие страны Европы переживают подъем националистических, а зачастую и расистских чувств. К сожалению, не остались в стороне от этого и страны Содружества Независимых Государств. Величие государств Евразии, в том числе и России, заключалось в умении сплавить лучшие качества представителей всех народов для расцвета общего Отечества. В конце 1980- х гг. лозунг «Русские в Рязань, татары – в Казань, со своими – сами разберемся» зазвучал похоронным колоколом по СССР. Сегодня лозунги национальной и религиозной исключительности становятся препятствием для единства России и евразийской интеграции. Я очень рад, что на земле Казахстана не поддались настроениям нетерпимости и ксенофобии. Коранические откровения пронизаны мыслью о добродеянии к творениям Аллаха. Так, Всевышний призывает: وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ «Делайте добро родителям и родственникам, и сиротам, и нуждающимся, и соседям ближним, и соседям дальним, и друзьям, товарищам и путникам…» (4:36) Как пишут в комментариях к аяту ат-Табари и аль-Куртуби, под «близкими» соседями следует понимать мусульман, а под «дальними» – всех остальных, причем не только христиан и иудеев, но и язычников. Также Всевышний Аллах (Субханаху ва Тагаля) сказал: وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ «Старайтесь опережать друг друга в добрых деяниях» (2:148) وَفِي ذَلِك َفَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ И вот вэтом да соревнуются состязающиеся! (83:26) В прошедшие века мы убедились, насколько нетерпимость может исковеркать жизни сотен миллионов людей. Крестовые походы, насильственное распространение религии, а в прошлом веке и коммунистической идеологии обозначало смерть и разрушение всего жизненного уклада для бесчисленного количества мужчин и женщин. Каждому предстоит суд Божий, и нельзя устраивать ад на этой земле, выясняя различия путем оружия. Неприятие насилия в делах веры Писание обосновывает еще и тем, что религиозные споры людей Бог сам разрешит в Судный день: إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئِينَ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا إِنَّ اللَّهَ يَفْصِلُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ «Воистину, в День воскрешения Аллах рассудит Сам между уверовавшими [в Коран], иудеями, сабиями, христианами, зороастрийцами и многобожниками, ибо, поистине, Аллах способен засвидетельствовать всякую вещь» (22:17) Как видим, коранический императив однозначен: религиозные расхождения надо оставить на предстоящий суд Божий. А до той поры следует соревноваться в добрых деяниях на общее благо (فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ– 2:148; 5:48). Поэтому религиозные деятели должны заботиться о духовном воспитании и просвещении своей паствы, о гармоничном развитии общества, сплочении, единении людей. Слово имама, слово муфтия, слово священника, пастыря может открывать сердца или, наоборот, разобщать людей. Церковь, мечеть, храм, а сейчас и интернет-сайты религиозных учреждений являются местом, куда люди приходят за советами, иногда самыми неожиданными, в поисках помощи и поддержки. Поэтому религиозные деятели несут большую ответственность как перед Создателем, так и перед людьми.Значимость религиозного знания, роль размышлений и мнений мусульманских ученых нашла отражение в таких речениях Пророка (мир ему!): «Размышление одного часа лучше служения семидесяти лет»; «Чернильница ученого еще более угодна Аллаху, чем кровь мученика». В Исламе престиж знания достиг такой значимости, которой нет ни в одной другой цивилизации, – таким выводом заключает свою широко известную в русском переводе книгу «Торжество знания» крупный американский востоковед Франц Розенталь. Но знание не должно существовать само по себе, свет знания должен нести благо людям. В Коране сказано: وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ «Воистину, милосердие Мое всеобъемлюще» (7:156) Это божественное милосердие должно найти отражение в наших сердцах и в наших делах. Поэтому цель жизни человека состоит не в гонке за овладение самыми новыми гаджетами и не в угождении советчикам извне. Каждый из нас сам будет держать ответ за свои деяния перед Всевышним, и его не спасут слова о приверженности к коммунизму, либерализму или другой идеологии. Человек живет в мире людей и во имя людей. Любовь к людям является первейшим выражением любви к Богу. Служить Творцу означает служить Его творению, приносить пользу им. И эту фундаментальную заповедь Ислама Пророк (мир ему) сформулировал в известном хадисе, воспроизведенном в первой статье Исламской Декларации прав человека: «Все люди – опекаемые Богом дети عيال الله(‘ийаль Аллах), и тот более любим Им, от кого больше всего пользы Его опекаемым». Другая версия изречения гласит: خير الناس انفعهم للناس «Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей». В этой связи, очень ценно, что принцип толерантности в Казахстане является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов построения демократического государства. Для многовековой культуры казахского народа гармоничное сосуществование представителей самых различных народов и религий является нормой сосуществования людей. Съезды лидеров мировых и традиционных религий, которые берут начало с 2003 г., стали воистину уникальной площадкой, объединяющий духовных лидеров, авторитетное слово которых может способствовать снятию напряжения между религиями и цивилизациями. Нельзя не согласиться со словами президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сказанными им на закрытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий. «Религиозные лидеры обратились ко всему человечеству – стремиться к взаимодействию, согласию и миру, справедливости и созиданию во имя будущего нашей планеты. Я убежден, что этот призыв будет благосклонно воспринят не только верующими и последователями различных вероучений». Сегодня, когда растут ксенофобия и вражда, льется кровь нам так важно помнить, что милосердие и доброта могут спасти наши страны от падения наших обществ в трясину межконфессиональной и межнациональной ненависти, от горьких последствий гражданских войн… Аят Корана призывает: يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا ادْخُلُوافِي السِّلْمِ كَافَّةً «О, уверовавшие! Входите в царство мира все вместе»(2:208). Спасибо за внимание. 25 сентября. Астана, Казахстан URL: |
Авторские колонки
Реклама
|