Противодействовать экстремизму предложили развитием принципа исламской умеренности27.10.2015 | События и репортажиВ культурном центре «Атырау» прошла международная конференция «Исламская культура: современные вызовы и пути противостояния», передает azh.kz. В мероприятии приняли участие богословы из Ливана, Турции, Египта, России, Киргизии, Узбекистана и Казахстана. Форум открыл своим докладом вице-министр культуры и спорта РК Марат АЗИЛЬХАНОВ: – В последние десятилетия значение религии в воспитании, образовании и развитии людей значительно возросла. Однако вместе с этим религия превратилась в мощный инструмент манипулирования сознанием людей. Угроза религиозного экстремизма и террора не уменьшается, а возрастает со стороны организаций, чья идеология сеет семена раздора и недоверия в разных уголках планеты. Период расцвета исламской культуры был охарактеризован бурным подъёмом всех наук. Ислам потому и развивался, что впитывал идеи исповедовавших его народов. В тюркских этнических анклавах, находящих далеко от Мекки, сложился уникальный синтез ислама и местной культуры. Примером тому была деятельность учных Авиценны, Аль-Фараби, Ю. Баласугуни, М. Кашгари и др. Особого внимания заслуживает синкретизм исламских и казахских традиций. Начиная со второй половины ХХ века в мусульманском мире стали проявляться резкие конфликтные настроения, граничащие с экстремизмом и терроризмом. Это было обусловлено попытками передела мира и борьбой за планетарные ресурсы. Сегодня религиозный экстремизм и терроризм перестали носить локальный характер, интенсивно набирают обороты и угрожают духовной безопасности человечества в целом. Яркий пример тому – международная террористическая организация «ИГИЛ». Неслучайно 15 октября т. г. Есильским районным судом города Астаны признана террористической и запрещена деятельность организаций «ИГИЛ» и «Джабхат ан-Нусра». На вопрос из зала об уровне образования местных имамов наиб-муфтий Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай УТПЕНОВ ответил, что квалификация имамов Атырауской области на должном уровне, в частности, главный имам области Батыржан МАНСУРОВ недавно получил докторскую степень по духовной юриспруденции. Пресс-секретарь Управления мусульман Узбекистана Джалалитдин НУРИДДИНОВ сообщил: – У человечества масса насущных проблем, требующих незамедлительных мер для их решения, но оно вынуждено тратить время и средства на поиск выхода из создавшегося положения из-за безумных действий горстки людей. Взрывами и террором, убийствами невинных людей, страхом они хотят повернуть колесо истории вспять. В суре «Трапеза» говорится: «Кто убил невинную душу, то будто бы убил людей всех. А кто оживил её, то будто бы оживил людей всех». В последнее время внимание человечества приковано к «ИГИЛ». Известные и признанные улемы мусульманского мира неоднократно давали объективную оценку действиям и идеям этой организации, заявляя, что идеология «ИГИЛ» полностью противоречит принятым устоям, канонам и ценностям истинного ислама. Тот факт, что некоторые фанатично настроенные и невежественные люди стремятся примкнуть к их деятельности и участвовать в их кровавых акциях, не может вызвать ничего, кроме большого сожаления и скорби. Руководитель департамента внутренних дел Духовного управления мусульман России Ренат Хазрет ИСЛЯМОВ заявил: – Я полагаю, что бороться с радикализмом только силовыми методами бесполезно. Нужно устранить причину, а не следствие. В наше время вдвойне актуально обращение к нравственной сердцевине Ислама – принципу умеренности (араб. васатыйя). Хотелось бы напомнить о том, какое место в Исламе занимает этот принцип. Коран призывает нас вести диалог с представителями других религий, убеждать их путем разумных аргументов (16: 125). Разум – это величайшее творение Аллаха, и лейтмотивом Писания является призыв «задуматься», «осмыслить», «понять», который относится не только к словам Корана, но и к окружающему миру (2: 164). Корень фанатизма, слепой веры в собственную непогрешимость, надменности и всех человеческих страстей – это эго, низшая часть души человека, нафс. В Коране сказано: «…нафс побуждает ко злу» (12: 53). Именно в чрезмерной экзальтации, ослепленности нафсом кроется главная причина современного кризиса ближневосточной цивилизации. Побороть экзальтацию, или то, что в хадисе, переданном Ахмадом и аль-Хакимом, проницательно названо «чрезмерностью в религии» (ср. Коран 4: 171; 5: 77), можно только с помощью умеренности. Необходимо, прежде всего, умерить свой пыл, или внутренний огонь, ведь сказано: «Огонь скрыт за страстями» («Сахих аль-Бухари», 6487). Ислам – это срединная религия, религия справедливости и прямоты. Умеренность означает срединный путь между архаизацией и крайней модернизацией, между традиционализмом и ультралиберализмом, между аскетизмом и культом роскоши. Я убежден, что именно на этот путь призывали нас джадиды, и именно этот путь освящен следующим аятом Корана: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (28: 77). URL: |
Авторские колонки
Реклама
|