Камень зеленый и синий Ислама. Из стихов о Кыргызстане07.09.2010 | Исламская культураНа земле, ставшей для кыргызов родиной, много удивительных памятников Ислама. И прежде всего – в самом языке. Ведь имена пророков и мусульманских подвижников стали кыргызскими географическими названиями. Например, знаменитый целебный источник Холодный Ключ в окрестностях Джалал-Абада местными жителями называется «Хазрет-Айюб». Якобы там похоронен прах Айюба, библейского Иова. Свой след на кыргызской географической карте невероятным образом оставил и суфизм, сочетавший, как известно, истины Корана с античной философией: одно поселение именуется Афлатун, а этоарабское и персидское написание имени Платона… Несмотря на целеустремленную разрушительную работу советских атеистов, уцелели и некоторые материальные памятники. Это и величественный узгенский минарет, возвышающийся над великолепными мавзолеями Караханидов. И старинное сооружение с изогнутой кровлей в прииссыккульском Караколе – так называемая «Буддийская Мечеть» (китайская кумирня, ставшая особо чтимой мечетью). И, конечно, дивное чудо природы, вырастающее посреди древнего Оша: гора Тахт-и-Сулейман, Трон Соломона. По преданию, на этой горе, окруженной почитаемыми мазарами, похоронен иудейский царь и мудрец, легендарный Экклезиаст, повелевавший джиннами… На вершине горы полтысячелетия простояла небольшая мечеть, воздвигнутая будущим «Великим Моголом», завоевателем Индии, замечательным тюркским поэтом Бабуром. В ночной темноте этот «белый домик» выглядел фантастично: окруженный крупными звездами и увенчанный полумесяцем (не бронзовым, а настоящим!) купол… Я видел эту картину каждый вечер, ведь ранние мои годы прошли на юге Кыргызстана и окна квартиры моих родителей были повернуты на Сулейман-гору… И еще одно ослепительное воспоминание, уже не вечернее, а утреннее: несметная толпа богомольцев, поднимающихся к Бабуровой мечети и влекущих за собою жертвенных баранов. Вся гора шевелилась и текла яркими лоскутами праздничных одежд… Терпение властей однажды, в некий неистовый год хрущевского «волюнтаризма», истощилось: обряды были воспрещены, мечеть разрушена, сама Сулейман-гора переименована (не нашли лучшего наименования, чем вульгарное «Гора Красивая»). Лишь через десятилетия все, говоря словами царя Сулеймана, «вернулось на круги своя». И мечеть, восстановленная на пожертвования мусульман и русских археологов (в том числе моего учителя Ю. А. Заднепровского), вновь стала местом молитвы. Молятся здесь и паломники из самых отдаленных стран. Побывала, между прочим, и Беназир Бхутто, ведшая свое родословие от Бабура… Я родился в Ленинграде в семье, пережившей блокаду, но, еще будучи младенцем, оказался в Ферганской долине, на кыргызском Юге. Кыргызстан – моя родина, подарившая мне сияющее серебро хребтов Тянь-Шаня, пронзительную прохладу мчащихся рек, свежесть ореховых лесов. И сверх того – гостеприимство своих чабанов и дружбу своих поэтов. Здесь очень рано я догадался о том, что вероисповедание выбирается народом не случайно, что этот выбор определяется и особенностями национального характера, и даже чертами пейзажа – жгучей бирюзой небес, лазуритом плещущей воды. Земля, в которую я в детстве закапывал урюковые, персиковые, дынные косточки, иногда прораставшие, была поистине Землей Ислама. «Люблю я осень жгучих стран Аллаха, Гранатовую, влажно-золотую, Могучую, тугую густоту Исчерпанности смертной изобилья. Здесь детским сердцем я узнал Ислам И в облаках увидел неземное».
Сулейман-гора
Сулейман-гора, Сулейман-гора, Пестрая гора, полая гора!
Ты откуда к нам, ты идешь куда? Душно по холмам зацвела джидда…
Изнемог пророк и промолвил: «Хош!» И – рекой потек гордый город Ош.
Небеса в овраг льются с вышины… И под аркой так нежно-зелены.
Шел народ в байрам, – шли, отринув прах, – Скалы, – здесь и там – в красных лоскутах.
Реял, мельтеша, жертвенный багрец. Жалось, как душа, блеянье овец…
Тысячами тел сглажена скала, Звезд лиловый мел режет зеркала.
И с утесов здесь сбрасывали жен… Желтый факел днесь – газовый – зажжен.
Белый, белый дом сломан, сброшен вниз. В облаке пустом месяц твой завис.
Имя у тебя отнято, гора, Камень твой дробя, ходят грейдера… Но, что было сил, держишь знамена, Зеленью могил имени верна!
…Вот повеет зной и весной обдаст. За твоей стеной спит Экклезиаст.
И глядит в туман Сулейман-гора, Словно великан вышел из шатра.
Входит караван, кузнецы гремят, И горит, багрян, под горой гранат.
1976
Хазрет-Айюб
В Джалал-Абаде похоронен Иов. Паломники в купальню входят, где Я в детстве плавал в долготерпеливой Йодистой и сернистой воде.
В той мусульманской ласковой купели Благословенья не заметил я, И столько мы с тобой перетерпели, Насыщенные днями, жизнь моя!
Что овцы мне с ягнятами своими, Онагры и в потомстве торжество! Делами озабочены моими Создатель и архангелы Его!
1996
Ош
Древний город с горой Сулеймана Так легко разломать, размолоть, Но солома и глина самана, Это – жизнь моя, память и плоть! Кирпичи и мешки алебастра, Шлакоблоки и комья земли – Где горели костры Зороастра, Где исламские толпы текли. Повторяя псалмы или суры, Вижу в облаке нынешних смут, Как верблюдов понурых фигуры В отдаленное детство бредут. Словно старую книгу раскрою, И, как светлое пламя, обдаст Твой гранатовый куст под горою, Где покоится Экклезиаст. Михаил Синельников, Москва URL: |
Авторские колонки
Реклама
|