Выработка Концепции национальной политики в Кыргызстане – за и против09.12.2011 | НовостиЕщё весной 2011 г. Роза Отунбаева, действовавший тогда президент Кыргызстана, объявила о начале работы её администрации над новой Концепцией национальной политики республики. Близилась первая годовщина межнациональных столкновений в Оше в июне 2010 г., и для многих тогда казалось, что новый основополагающий документ в области национальной политики учтёт уроки кровопролития и сбалансирует отношения между этносами. Но первые надежды развеялись в июне 2011 г. когда стало понятно, что концепция пока ещё не готова, а Роза Отунбаева провозгласила до боли всем знакомые принципы учёта мнений национальных меньшинств, и необходимость форсированного изучения ими государственного языка. Ничего нового! Наоборот, ещё больший откат. О принципах двуязычья или триязычья, или чего-либо ещё не было сказано. Тогда же были предложены две противоположные программы в области этнической политики – одна от Ассамблеи народов Кыргызстана, которая на первое место ставит принцип поликультурности и равенства национальностей, и вторая от парламентской фракции Ата-Журт, апеллирующая, в частности, такими терминами как «государственнообразующий этнос» и др. Для согласованной выработки общего варианта была создана специальная комиссия. О работе комиссии рассказала её член Замира Дербишева. Она вкратце охарактеризовала основные проекты следующим образом: «Идея парламентской концепции – в консолидирующей роли кыргызского этноса. А Ассамблея построила свою на основе многоязычия и поликультурности. Тем не менее, развитию и изучению кыргызского языка здесь придается большое значение». Комментируя идею партии Ата-Журт, она сказала следующее: «Мы должны исходить из существующей данности, а она такова, что кыргызы к роли объединяющей нации не готовы. Им нужно думать о собственном объединении, для чего в концепции должны быть продуманы соответствующие механизмы». Не без изъянов и концепция, представленная Ассамблеей народа Кыргызстана, в первую очередь из-за возможности ассимиляции кыргызского этноса: «Кыргызская нация переживает период полной раздробленности – региональной, племенной, родовой, клановой. О какой этнонации можно говорить, когда представители тех или иных племен и родов проводят собственные съезды и курултаи? Если сейчас принять идею общегражданской идентичности, то кыргызы ассимилируются и перестанут существовать как этнонация вообще». Поэтому, учитывая все перечисленные достоинства и недостатки обоих концепций необходимо, чтобы «работа по консолидации кыргызов и политика поликультурности проводилась параллельно», - резюмировала Замира Дербишева. По вопросу о возможности объединения кыргызского этноса на базе единой исламской религии она сказала, что «кыргызы никогда не были глубоко верующими», из чего сделала вывод о необходимости поднятия прежде всего культурного исторического наследия предков для правильного воспитания молодёжи. Собственный корреспондент IslamSNG.com в Кыргызстане Роман Вейцель
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|