RSS Контакты
Российская Федерация

Молитва мусульман в церквях? - экскурс в историю.

30.09.2010 | Межконфессиональный диалог

В эти дни в Москве, в самый канун громкой отставки правившего много лет столицей России Ю.М.Лужкова, горячо обсуждали два вопроса, казалось бы, напрямую не связанные друг с другом. Первое: инициатива Московской патриахии построить 200 типовых православных храмов в «спальных районах» столицы. Второе: можно ли будет при почти двухмиллионном мусульманском населении, имеющем только 4 тесные мечети, прибегать к помощи православных сограждан  и совершать коллективные намазы в их храмах? Историческую справку о решении сходных проблем подготовил Муслим Муъминов (ИсламНьюс от 21 сентября 2010 года, с нашей редактурой – «Ислам в СНГ»):

В 638 году нашей эры мусульмане овладели Аль-Кудсом (Иерусалимом), и халиф Умар, войдя в город, попросил патриарха христиан  Сафрония показать ему местные достопримечательности и посетил церковь у "Гроба Господня", заверив Сафрония, что нет никакой нужды беспокоиться. Как раз в то время, когда Умар находился в церкви, подошло время совершения намаза. Патриарх вежливо предложил мусульманскому правителю совершить намаз в храме. Но тот извинился и отклонил предложение. Он объяснил свой отказ словами: "Если я совершу намаз в этом храме, то мусульмане могут пожелать построить на месте храма мечеть". Халиф вышел из храма и молился чуть в стороне. Примечательно, что позднее на месте, где Умар совершил первую молитву в Иерусалиме, была построена мечеть, которая расположена как раз напротив храма.

Исходя из реалий нашего времени, можно было бы сказать: "Умар просто из политкорректности придумал вежливый предлог, чтобы не молиться в церкви". Однако сами же христианские источники подтверждают искреннюю заботу Умара о христианских святынях - после описания данного эпизода в хрониках следует примечание: "Подобное  случилось с церковью святой Софии в Константинополе в 1453 г.". Т.е. то место, где совершил намаз султан Мухаммад Аль-Фатих после крупной победы, было превращено в мечеть. Это добавляет веса предположению, что халиф Умар не видел ничего зазорного в том, чтобы совершить молитву в церкви - но не сделал этого из глубокой заботы о христианах.

Другой показательный случай. Церковь святого Иоанна Предтечи в Дамаске (Сирия) использовалась совместно мусульманами и христианами на протяжении 70 лет! Мусульмане, присоединившие этот регион к своему государству, не имели ещё мечети и начали совершать намаз в церкви, которая при этом продолжала считаться христианской. Христиане молились в западной части помещения, а мусульмане - в восточной. Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии использовали для служения Богу один и тот же храм. По мере увеличения числа мусульман в городе исламское правительство, с согласия христиан, выкупило у них эту церковь.

6 мая 2001 года, во время визита Папы Римского Иоанна Павла II, христиане и мусульмане снова совместно молились в том же помещении – в знаменитой на весь мир Большой мечети Дамаска. Это событие вошло в историю как первый случай посещения Папой Римским мечети.

Если подойти к вопросу молитвы или даже просто посещения христианского храма со строго богословской точки зрения, то это - нежелательное действие, ведь христиане используют для богослужений вино, которое в Исламе считается нечистотами и «хамром» (искажающим сознание), а также изображения животных и людей (в том числе и пророков) – а именно таких мест мусульманам лучше избегать. Судя по всему, поэтому молитву в церкви имам Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве Шамиль Аляутдинов назвал "крайней мерой", к которой, возможно, будут вынуждены прибегнуть мусульмане… из-за острой нехватки мечетей в Москве. И это впадение в "крайность" далеко неслучайно, ведь Москва - "мировой рекордсмен" по количеству мечетей на душу населения (4 мечети - на 2 миллиона мусульман!).

Когда этот вопрос был поднят в очередной раз, представители радикального крыла РПЦ МП (Русской Православной церкви Московского Патриархата) начали проводить "географические параллели": "а что, если миллион христиан Саудовской Аравии решит провести в Мекке торжественную литургию?", или "что, если православные Татарстана станут использовать многочисленные мечети?"

А что - разве ранние христиане не совершали паломничество в Мекку ещё до зарождения Ислама? Некоторые учёные считают, что - совершали. Но, видимо, из-за сложности передвижения через пустыню, они решили отказаться от почитания этой святыни Единобожия. Кроме того, современные законы Королевства Саудовская  Аравия запрещают публично исповедовать христианство, а российское законодательство признаёт равными все религии - поэтому параллель абсурдна и явно направлена на разрушение существующего в стране конституционного строя.

Что касается использования мечетей Татарстана в качестве церквей, то хорошо было бы, прежде чем поднимать этот вопрос, собрать в Казани сотню тысяч христиан, которых весь мир увидел бы… сидящими на коленях под открытым небом (увы, такая картина стала обыденной на мусульманских праздниках в Москве). И неплохо было бы привести хоть один пример, когда христиане Татарстана изъявили бы желание построить свой храм - а им отказали.


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама