RSS Контакты
Российская Федерация

Субъективно о некоторых пунктах ситуационного анализа ЦСА - 2

13.04.2012 | Межконфессиональный диалог

Cреди констатируемых справкой Центра ситуационного анализа (ЦСА) РАН: "Ислам в России: угрозы радикализации" важных нюансов (портал «Ислам в СНГ» уже рассматривал отдельные пункты, (1)) можно назвать актуализацию противостояния "радикалам на интеллектуальном уровне". Однако, по мнению составителей документа, число образованных знатоков Ислама "в российских традиционалистских мусульманских кругах явно недостаточно".

Однако, по мнению составителей документа, число образованных знатоков Ислама "в российских традиционалистских мусульманских кругах явно недостаточно".

Признаем, что проблема существует, причем на всем постсоветском пространстве. Автор неоднократно высвечивал аспект дефицита кадров, в преломление к Азербайджану высвечивая его значимость с точки зрения наличия в стране обеих ветвей мусульманства, "обеспечивающих" слишком большую привязанность их представителей к собственному мазхабу (школе). В данном контексте вопрос ставился в плане разработки единого подхода к ряду моментов, в основе чего - воспитание в себе представителями ответвлений умения относиться друг к другу с уважением. Как минимум, воспринимая право каждого на высказывание собственного взгляда. Да и, в конце-концов, именно данный оттенок видится основой  подготовки единой учебной литературы, курсовых программ и качественного состава педагогов. Без чего обеспечить поступательность социального развития общества, должного стать  гарантией стабильности в стране, будет затруднительно (2).

В то же время, касаясь аспекта одобрения правительством и парламентом земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) законопроекта о введении в 2012-2013 во всех школах урока по исламу в качестве обязательной дисциплины для мусульман, автор задавался вопросом - в случае легализации аналогичного решения в странах СНГ, можно ли быть уверенными, что преподаватели окажутся знатоками в своей области? К тому же в ареалах с практически паритетным представительством мусульманских ветвей  реальный курс преподавания, опять-таки, должен быть отработан с участием представителей всех мазхабов. В ином случае не исключено неприятие программы отдельными направлениями мусульманства.

Другим пунктом "образовательного" направления анализ ЦСА высветил наличие стабильной информационной политики по исламской проблематике, включая издание печатных материалов, создание сайтов и интернет-портала. Можно ли не согласиться с трактовкой такого рода? Давайте будем откровенны - есть ли на постсоветском пространстве аналог ИД "Медина", увеличивающего поле деятельности и продолжающего расширять познания приверженцев Ислама (да и не только) с приличнейшей скоростью? А если нет - то почему? Только ли по причине вставления палок в колеса или отсутствия материальной подпитки?

Видимо, дело тут, к сожалению, все в том же пресловутом кадровом потенциале. Причем речь идет не только об интеллектуально-профессиональном уровне в плане подготовки, скажем, соответствующих аналитических выкладок. Но и в аспекте организационно-административного направления (умение выстраивать отношения не только с близким окружением; идти на компромиссы, не нарушая Акыду; не чураться браться за реализацию новых идей и т.д.). Говоря другими словами, многим не хватает элементарного понимания, что во имя благой цели целесообразно избегать мелочности, видеть перспективу и работать на нее (а не топтаться на месте).

В данном контексте нет ничего удивительного в определении справкой ЦСА местом расположения предполагаемого "Исламского университета для всего Волжско-Уральского региона" Нижнего Новгорода - идеологически-организационной и кадровой родины (да и кузницы) Издательского Дома. Автор еще по горячим следам после IVВсероссийского мусульманского форума (2008 г.) писал, что Нижний Новгород является одним из ведущих центров развития мусульманской мысли на постсоветском пространстве. Сегодня уверенно можно сказать, что его значимость увеличилась за счет многих тонкостей. Элементарно, в рамках своих изданий Дом предоставляет возможность для озвучивания мусульманами проблемно-дискуссионных тем. Вместе с тем, параллельно "чисто" теологической направленности, ресурсы "Медины" отражают различного рода геополитические коллизии, социальные вопросы, злободневные для общества, аспекты культуры и истории. Предоставляется информационное поле для научных деятелей. Эти и производные от них моменты привлекает к продуктам ИД массы людей, в т.ч. и немусульман.    

В то же время, рассматриваемый документ обратил внимание на Волжско-Уральский регион еще в одной ипостаси. Так, была отмечена характерная для этого ареала чересполосица муфтиятов. В широком смысле, борьба между разными муфтиятами, открывая "дополнительные возможности для радикальных группировок" становится отрицательной стороной "организационного плюрализма" в "российском исламе". В рамках чего негативное влияние на положение дел оказывают разногласия "между различными духовными управлениями мусульман России по ряду важных аспектов религиозной жизни приверженцев ислама".

Сложно не согласиться с вышеизложенным. Чехарда и искусственное рождение новых исламских структур только раздробляет умму. Автор довольно подробно акцентировал внимание на происходящем (3), поэтому повторяться смысла нет. Но не признать факт ослабления мусульманского сообщества развитием событий такого рода невозможно. С одной стороны, мусульмане на местах (да и в центре) прекрасно видят искусственность происходящих процессов. С другой, - вместо единения, умма сползает к внутриконфессиональной конфронтации, когда отдельные группы  помещают в ряд самых "правильных" и "истинно верующих" приверженцев Ислама мусульман не только в соответствии с их следованием за одним из мазхабов, а в плане симпатий к тому или муфтияту (духовному управлению).

Безусловно, данная разобщенность - одна из "колоритнейших" причин топтания уммы на месте. И до продолжения склок в верхних эшелонах мусульманской иерархии, прогресс будет обходить наше исламское сообщество стороной. В этом контексте сколько угодно можно говорить о внешнем (кто-то скажет, политическом) почерке происхождения печальной тенденции. Но, согласимся, многое в недопущении развития данного процесса зависит от каждого из нас.   

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1.Субъективно о некоторых пунктах ситуационного анализа ЦСА

http://islamsng.com/sng/dialogue/4504

2.Самобытность глобализации не помеха

http://regionplus.az/ru/articles/view/966

3.Субъективные заметки в свете встречи Д.Медведева с мусульманским духовенством

http://islamsng.com/authors/Ataev/3401


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама