RSS Контакты
Российская Федерация

Рамадан. О переходе на условное время в расписаниях намазов для тех регионов, где не наступает ночь в летний период

12.04.2021 | Новости

В связи с обращениями мусульман регионов России, особенно татарстанских, по разъяснению времени завершения ритуального приема пищи - сухур в месяц Рамадан Совет улемов ДУМ Российской Федерации на основании БОГОСЛОВСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ № 2/21. СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА В МЕСЯЦ РАМАДАН (2021)  напоминает:

Несмотря на то, что мусульмане стремятся к единству, есть много тем, где встречаются разные мнения. Одной из таких тем является то, какой подход выбрать при переходе на условное время в расписаниях намазов для тех регионов земли, где не наступает полноценная ночь в летние периоды.
Существует два подхода. Первый строгий, когда в расписании строго следуют за определенным положением солнца под горизонтом. Приближаясь к лету, полноценная ночь сокращается. И когда уже ночь становится слишком короткой (обычно выбирается менее 2 часов), чтобы выполнять религиозные обряды и другие действия, происходит резкий скачок в расписании с переходом на условное время на летний период (обычно выбирают 1,5 или 2 часа).
Второй подход – нестрогий. Происходит плавный переход в расписании намазов от полноценной ночи к периоду летнего времени, когда ночь не наступает.
В настоящее время в Москве и во многих других регионах с высокими широтами используют плавный подход. Чем это можно обосновать:
 
  1. Существуют около десятка хадисов от сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), где сподвижники прекращали делать сухур перед утренним намазом в широком диапазоне освещенности перед восходом солнца. Например, Зирр ибн Хубайш передал, что Хузайфа ибн Яман сообщил ему следующее: “Билял приходил к Пророку, когда он принимал пищу (сухур). [Это время, когда] я видел место куда падала моя стрела, выпущенная из лука. Зирр ибн Хубайш спросил у него: “Это было после рассвета?”. Он ответил: “Да, тогда, когда солнце еще не поднялось” .
В другом хадисе Со слов Зирра ибн Хубайша передается: «Я совершил предрассветный прием пищи (сухур) и отправился в мечеть [чтобы совершить утреннюю молитву (фаджр)]. По дороге [в мечеть] я прошел мимо дома Хузейфы ибн Ямана и вошел к нему. Он попросил [домочадцев] подоить молоко верблюдицы, которую в итоге нагрели в котелке. Затем он сказал: «Подойди и выпей!». Я ответил ему, что собираюсь поститься. Он сказал: «Я тоже собираюсь поститься!». В итоге мы вместе поели и попили и сразу отправились в мечеть, где к тому времени прозвучал второй призыв на молитву (икама). Хузайфа продолжил: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) поступил со мной таким образом». Я спросил: «Он принимал пищу (сухур), когда наступал рассвет?». Он сказал: «Да, рассвет наступал, но солнце еще не поднялось» .
2. В природе изменения происходят плавно и постепенно. В частности, и наблюдения за пением петухов, которые, как известно, служили индикатором наступления тахаджута и рассвета для сподвижников, говорят о том, что при переходе на летний период в их пении резких скачков не происходят.
3. При плавном переходе в расписании намазов изменения освещенности происходит несущественно.
4. Также и в строгом подходе присутствует элемент субъективности: резкий переход можно делать на 1-3 дня раньше или на 1-3 позже.
5. Резкий скачок в расписании намазов вызывает сложности и неудобства для мусульман.
В будущем планируется продолжать исследования в данном вопросе, и Аллах знает лучше.
 
__________________
 
1 См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Т. 38 С. 403, хадис № 23393
 
2 См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 2001. Т. 38 С. 382, хадис № 23361; Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 186, хадис № 1695; Ан-Насаи А. Сунан ан-Насаи [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 239, хадис № 21

URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама