RSS Контакты
Российская Федерация

Концептуальные проблемы исламского образования в России

08.10.2012 | События и репортажи

Исламское образование в России является важным стратегическим направлением внутренней и внешней политики государства.  Так,  концепция развития исламского образования была разработана по согласованию с Управлением внутренней политики Президента РФ.

Краткий исторический очерк становления исламского образования в России

Ключевую позицию в системе исламского образования заняли  Московский и Российский (г. Казань) исламские университеты, которые являются ядром единого исламского образовательного пространства в России. Подобная программа осуществляется в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ, которому были даны указания Президента РФ Путина В.В. о мерах по поддержке исламского образования от 2002 г.

На сегодняшний день выстраивается  системная  и полноценная структура исламского образования, в которую органично вплетаются все виды обучения (как собственно профессионального религиозного, так и светского всех уровней): начальные и воскресные  школы, средние и средние профессиональные медресе и учреждения высшего профессионального образования вплоть до магистратуры и аспирантуры, а также научно-исследовательские  подразделения. Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования. Финансирование фактически государственной программы развития исламского образования включено в систему финансирования Приоритетного национального проекта «Образование». За последние два года на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки предпринят ряд шагов для оказания помощи развитию исламского образования. По решению Министерства образования и науки РФ семь исламских вузов прикреплены соответственно к пяти государственным вузам.

Создан консорциум вузов по исламскому образованию при Министерстве образования и науки РФ. Реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного образования (прежде всего мусульманского).

Она нацелена на оказание помощи духовным управлениям мусульман в подготовке их представителей по светским программам, связанным с историей культуры ислама. Такая подготовка на бюджетной основе идет в шести российских государственных вузах. Правительство одобрило представленный Минобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям. В соответствии с этим планом государственные вузы заключают с исламскими образовательными учреждениями договоры о сотрудничестве, разрабатывают для них методические пособия и программы.

Концептуальные проблемы

При всех положительных моментах развития системы исламского образования в РФ,  существуют и ряд  проблемы и нерешенных задач. Позвольте перечислить следующие из них:

  1. Незначительный процент преподавателей исламских дисциплин, имеющих степень магистра. Отсутствие в образовательном процессе преподавателей богословских дисциплин выше магистерской, при том, что процент магистров (которые в любом случае являются выпускниками зарубежных вузов, так как ни один из современных российских исламских университетов или институтов не готовит магистров) крайне низок и составляет 1,55%. В этом видится управленческий провал централизованных религиозных структур. Как известно, с середины 1990-х годов сотни молодых российских мусульман ежегодно отправлялись на обучение в зарубежные исламские вузы, среди которых наибольшей популярностью пользуется университет «Аль-Азхар». Даже с учетом того, что многие из уехавших не сумели доучиться и до квалификации бакалавра ввиду того, что первые четыре года тратили только на подготовительные и языковые курсы, в Россию все же вернулось определенное количество выпускников с магистерской степенью, однако они к образовательной деятельности привлечены крайне мало.[1]Высший преподавательский состав в области богословия (кандидаты, доктора наук) в России находится в зачаточном состоянии. До сих пор не создана Высшая аттестационная комиссия по направлению – теология.
  2. Механизм отправки российских студентов в исламские образовательные учреждения за рубежом  находятся на стадии формирования. Не существует таких программ как, например, в Турции, Индонезии или Малайзии. Низкая эффективность сотрудничества с зарубежными ВУЗами.
  3. Низкая эффективность сотрудничества с зарубежными ВУЗами. Как правило, университеты обмениваются лишь взаимными визитами вежливости или разовыми встречами на международных конференциях.
  4. Не существует  механизма взаимного  признания  исламских образовательных учреждений в РФ и за рубежом. Например, исламские учебные заведения испытывают трудности аккредитацией или лицензированием ВУЗов, поскольку у РФ нет договоров о взаимном признании с исламскими странами, где имеются знаменитые исламские учебные заведения.
  5. Малоэффективная работа по содействию в трудоустройстве выпускников. До сих  пор не сформировано единой базы данных выпускников профессиональных исламских учебных заведений и специалистов в области ислама. Практика показывает, что в лучшем случае остается в специальности 20% выпускников. (Студенты не видят перспектив дальнейшего роста, бытовые и финансовые проблемы)
  6. Проблема квалификации сотрудников исламских ВУЗов в целом. На сегодняшний день руководящий состав исламских вузов представляет собой два вида контингента – 1. Светские ученые, не имеющие религиозного образования, но имеющие научную степень и способные организовать учебный процесс в соответствии со стандартами высшего академического образования; 2. Религиозные деятели с классическим богословским образованием, совершенно не знакомые с традициями академической науки, не способные наладить образовательный и научный процессы. Ситуация усугубляется еще и тем, что этот второй тип и по линии религиозного образования не представляет собой профессионалов высокого класса. К сожалению, из того крайне малого количества выпускников зарубежных исламских вузов со степенью магистра, проживающих в России, практически никто не работает в сфере высшего исламского образования (за очень редким исключением).
  7. Отсутствие единства среди мусульманских лидеров. Добиться его в российских условиях очень сложно. Интеграционным процессам мешает национальные, региональные и идеологические расхождения в российской умме[2].

В ноябре 2011 года в Москве прошел VII Мусульманский форум, на котором муфтием Равилем Гайнутдином было предложено создать Совет муфтиев СНГ для консолидации усилий мусульман постсоветского пространства для совместной информационно-идеологической, богословской и образовательной работы, для укрепления позиций традиционного Ислама и борьбы с проявлениями религиозного экстремизма на евразийском пространстве. Верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали полностью поддержал эту идею.

Во время переписки СМР с Агентством по делам религий РК Казахстаном было принято решение о проведении учредительного заседания Совета муфтиев СНГ 2012 года в Астане или Алматы, где планируется участие муфтиев семи стран СНГ: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

Одним из направлений СМ СНГ является сотрудничество и в области образования. А именно:

Постепенное формирование единого научного и образовательного пространства стран СНГ в сфере исламской теологии и светской науки (исламоведения, политологии, социологии, истории).

Координация работы соответствующих научных и образовательных структур на уровне совместных проектов, а также обмена кадрами в рамках повышения квалификации.

Способствование формированию многоуровневой системы исламского образования в странах СНГ на уровнях:

•          профессионального среднего образования,

•          высшего образования (бакалавриат, магистратура),

•          ученой степени (доктор-PhD, кандидат теологических наук).

В связи с избранием и утверждением в конце марта 2012 года нового ректора руководство МИУ по поручению председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина ставит задачу сделать МИУ передовым исламским вузом по подготовке специалистов‑теологов на пространстве СНГ. Вуз будет работать в тесной координации с ведущими академическими кругами стран СНГ. В частности, в вопросах научных исследований, подготовке аспирантов и докторантов МИУ будет тесно сотрудничать с Институтом востоковедения РАН по договоренности с директором ИВ РАН В. В. Наумкиным. Вуз будет практиковать обмен студентами, научно-педагогическими кадрами и наработками для укрепления позиций ханафитской школы на евразийском пространстве.

Таким образом, основной целью работы МИУ на ближайшую перспективу станет его переформатирование для работы в мусульманском сообществе формирующегося Евразийского союза.[3]


[1] http://www.idmedina.ru/books/school-book/?1839

[2] http://www.idmedina.ru/books/school-book/?1836

[3] http://www.idmedina.ru/minbare/?4492

Выступление проректора Московского исламского университета по учебно-воспитательной работе Раиса Измайлова на научном симпозиуме «Сотрудничество в сферах воспитания, арабистики и исламоведения» в Алматы. 3-5 октября 2012 г.

URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама