«Казахстанский путь» глазами российских мусульман14.05.2015 | События и репортажи
Выступление на научно-практической конференции «Казахстанский путь»: факторы стабильности и устойчивого развития» в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова 17 апреля 2015 года БИСМИЛЛЯХИР-РАХМАНИР-РАХИМ Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Мир, Милость Аллаха и Его благословение Вам, уважаемые участники научно-практической конференции «Казахстанский путь»: факторы стабильности и устойчивого развития»! Это приветствие я передаю от имени нашего шейха – муфтия Равиля Гайнутдина, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации. Он желает успеха вашему собранию и молится о благополучии всех народов братской и дружественной Республики Казахстан, о президенте Нурсултане Абишевиче Назарбаеве. Позвольте вкратце обозначить, чем для мусульман России, для имамов и работников Духовного управления мусульман Российской Федерации ценен тот уникальный исторический феномен, который получил название «Казахстанский путь». При его восприятии и осмыслении мы исходим как из установок единства уммы, мирового сообщества мусульман, так и из соображений добрососедства, как граждане Российского государства. 1 – Сам термин «Казахстанский путь» говорит о том, что Республика Казахстан имеет не только некую тактику и решает сиюминутные вопросы, но вырабатывает и реализует стратегию. Причём, понятие «казахстанский», а не «казахский» говорит о том, что государство в многонациональном обществе работает на благо всех народов, его составляющих. Это справедливо и плодотворно как с исламской точки зрения, так и для международного диалога и, в частности, для развития отношений с Россией и её уммой, со всеми народами, населяющими полиэтничную Российскую Федерацию. 2 - Нурсултан Абишевич Назарбаев вошёл в историю одновременно как возродитель древних традиций государственности казахов, которые стали основой современной государственности нового Казахстана, так и инициатор и архитектор Евразийской интеграции. Такая позиция, занятая сразу же после развала СССР, оказалась перспективной, плодотворной и особо остро востребованной в наши дни. Мы видим, как важны ныне развивающиеся институты евразийского масштаба и ценим их как мусульмане (ибо роль мусульманских народов здесь заметно усиливается), и как граждане РФ, для которой перспективы интеграции на Евразийском пространстве важны и политически и экономически, в сферах образования и культуры. Совместные мероприятия в 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне и забота о ветеранах, совместное противостояние фашизму и искажению правды о прошедшей войне – также сближают наши народы и воспитывают подрастающие поколения в уважении к памяти об общих жертвах и общей Поебеде. 3 – Если осмыслить сказанное о Евразийской интеграции с точек зрения религий и наций, то здесь реализуются исторически сложившиеся, исконные для наших территорий традиции взаимодействия между славянскими и тюркскими народами с их двумя ветвями Единобожия: Христианством и Исламом. Прежде всего в его православном исповедании, в деятельности РПЦ МП, и в его ханафитском мазхабе, в деятельности ДУМ РФ и ДУМ РК. 4 – Государственно-религиозная политика «Казахстанского пути» также позитивна для развития отношений наших религиозных общин и государств. Так, ДУМ РФ в основном представляет мусульман Ханафитского мазхаба, как и ДУМ РК. По сути – мы братья и в религии Ислам, и в её интерпретации улемами и авлия ханафитами. Очень важно и то, что в РФ численно доминирует община православных РПЦ МП, равно как и в РК среди христианских общин также на первом месте стоят верующие РПЦ МП, которая активно и плодотворно, во взаимодействии с концепцией «Казахстанского пути», развивает свои институты, включая направления социальной работы и межрелигиозного диалога. Всё это служит основой для обмена опытом между нами, как служителями религии, так и работниками государства. Для мусульман России ценно то внимание, которое уделено в Казахстане восстановлению исламских святынь, в первую очередь зиярата шейха Ясави, памятников мусульманской культуры, а также строительство новых мечетей и учебных, благотворительных учреждений, особенно в новой столице – прекрасной Астане, этой блистательной новой жемчужине Востока. Центральный архитектурный проект современной России – строительство Соборной мечети в Москве – ведётся с участием наших собратьев из Казахстана. Белым казахстанским мрамором будут покрыты её стены. И это – высокий символ нашего братства и взаимопомощи. Гармонично дополняют друг друга два встречных движения: Москву, которую в последние годы украсили памятник Абаю и станция метро «Алма-Атинская», ждёт открытие в следующем 2016 году Соборной мечети, которая объединит все народы России, также и её граждан-казахов – она станет духовным мостом между народами наших стран. 5 - Государственно-религиозная политика «Казахстанского пути» получила по инициативе президента Н.А.Назарбаева такой уникальный инструмент, как Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Активное участие в его работе принимают представители мусульман России: муфтий шейх Равиль Ганутдин и его помощники. К примеру, заместитель муфтия Дамир хазрат Мухетдинов так характеризовал его деятельность: «Уже мировым явлением стал созданный и успешно проводимый Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Мне посчастливилось в нём участвовать и могу свидетельствовать его высокий уровень, искренность и учёность выступающих и плодотворность его работы. Также нельзя не отметить, насколько успешно развивается деятельность не только мусульманских, но, к примеру, православных общин в Казахстане, прежде всего исторически традиционный диалог с Московской Патриархией. Огромные просторы Казахстана вовлекают в орбиту его внимания и влияния также и соседей, к примеру, Китай с его древнейшей культурой и разными религиями, соседние страны с традициями буддизма и индуизма, конфуцианства и даосизма. Казахстан открыт для диалога и с Западом и с Востоком. Всё это вызывает неподдельный интерес, уважение и стремление внести свой вклад в общее развитие» (Д.Мухетдинов, Культура диалога – в основах Корана). На этом направлении важным будет и развитие межрелигиозного диалога через Межрелигиозный совет России и Межрелигиозный совет стран СНГ. Солидарность в защите религиозных ценностей наших народов и совместные социальные акции – вот сфера, где мы уже объединяем свои усилия. 6 – Оба наши государства прошли семидесятилетний период госатеизма и борьбы против национальных культур – потому крайне ценным является взаимопомощь в возрождении религиозных и национальных традиций. Причём, обеим странам есть чем поделиться: часть проблем успешнее решено в одной стране, а часть в другой. Экспертам и политикам, религиозным служителям есть что сказать и предложить друг другу. К примеру, мы в последние годы установили рабочее взаимодействие не только с ДУМ РК и его главами, но и с образовательными институтами. Сотрудничество с ним закреплено Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Египетским университетом исламской культуры «Нур Мубарак» в Алмате с Московским исламским институтом. В прошлом году впервые прошли Курсы повышения имамов стран СНГ, в том числе и Казахстана, у нас в МИИ, Московском исламском институте. Эту практику сотрудничества наших муфтиятов и педагогов, обмен студентами, совместные издания и мероприятия мы, надеюсь, продолжим и в будущем. 7 – Важным и для российско-казахстанских и международных отношений стало участие делегации ДУМ РК во главе с заместителем Верховного муфтия Серикбая Ораза в работе Десятого международного мусульманского форума, который мы провели в Москве в декабре 2014 года. Он собрал более 500 представителей из 20 стран мира. Делегация от Казахстана была одной из самых крупных. Мы посвятили наше собрание теме «Миссия религии и ответственность её последователей перед вызовами современности». По итогам приняли важные документы и среди них – решение о создании новой международной структуры. Следующий Одиннадцатый Международный мусульманский форум пройдёт в этом году уже не в Москве, а в Стамбуле и получит статус постоянно действующей организации, собирающей интеллектуальные силы мировой уммы для ответов на вызовы современности. Наш журнал «Минарет Ислама» мы переформатировали в орган «международной исламской мысли» на пяти языках (русском, английском, арабском, турецком и фарси). В этой работе ценным является сотрудничество с нашими собратьями и коллегами из Казахстана. 8 – Важным фактором сближения и инструментом диалога стал открытый нами сайт «Ислам в СНГ» – www.islamsng.com, где российские и казахстанские религиозные деятели, религиоведы, журналисты публикуют свои материалы, в том числе из Казахстана и про Казахстан. Также мы выпускаем ежеквартальный научный альманах «Ислам в современном мире», где освещаются события в Казахстане и участвуют эксперты из Казахстана. В редколлегию альманаха входит директор Института Востоковедения РК Абсаттар Дербисали. 9 – Продуманная стратегия «Казахстанского пути» привела к тому, что Казахстан вошёл в состав такой крупнейшей международной мусульманской организации, как ОИС, Организация исламского сотрудничества. Как известно, в 1995 году Казахстан стал членом ОИС, а в 2010 году в Джидде было учреждено Постоянное представительство Казахстана при ОИС. В 2011 году в Астане состоялась 38-я сессия СМИД ОИС, на которой Казахстан приступил к своему председательству. По итогам сессии были приняты исторические решения о новом названии и эмблеме ОИС, создании Независимой постоянной комиссии по правам человека, приняты более 100 резолюций в политической, социально-экономической, научно-технической, гуманитарной областях. В текущем году Казахстан получил право провозгласить «Алматы - столицей исламской культуры 2015 года». Представители мусульман России также активно участвовали в открытии этого мероприятия, а сайт «Исламская культура» - www.islamic-culture.ruпубликует материалы об истории Ислама в Алматы и о текущих событиях этого мероприятия. 10 – Практика «Казахстанского пути» имеет несколько направлений, за которыми с особым вниманием следят мусульмане России, более того, считают, что государству и обществу России стоит брать пример. Это успехи в реализации программ по возвращению соотечественников (аналогичная программа в России отнюдь не столь эффективна на данный момент), а также в развитии специфически исламских форм в экономике и в финансовой сфере: в развитии исламского банкинга, страхования, привлечения инвестиций. 11 – Важно для народов наших двух стран обеспечить устойчивость развития и безопасность будущего для наших детей. Взаимодействие государств России и Казахстана в этом направлении налицо. Задача мусульман здесь нам, как и собратьям в Казахстане, видится в активном возрождении подлинных традиций Ислама в его ханафитской мазхабической интерпретации, в воссоздании наших богословских и образовательных традиций (чему была посвящена Речь президента России В.В.Путина 22 октября 2013 года в Уфе). Активное взаимодействие ради этих благородных целей ведут наши Духовные управления, лично муфтии и наши исламские институты. Также важна солидарная позиция в идейном противостоянии так называемым «такфиризму», «джихадизму» и прочим формам терроризма и радикализма, облекающихся в «исламские одежды» и пользующиеся невежеством и энергией социального протеста, как в наших странах, так и за рубежом. Общая позиция относительно таких явлений, как терроризм и псевдоисламская риторика Аль-Каиды, ДАИШ, Талибан и прочих организаций сближает мусульман России и Казахстана. Однако, угрозы современности высоки, «исламский фактор» виртуозно используют геополитические враги наших стран, преимущественно извне исламского мира. Следовательно, предстоит большая, ежедневная работа по противодействию этим вызовам современности. 12 – Чрезвычайно ценным является позиция «Казахстанского пути» в вопросах экологии и развитии «зелёного вектора экономики», отказ от ядерного вооружения и борьба за безъядерное будущее нашей планеты, масштабные программы в процессах по укреплению международного режима нераспространения оружия массового уничтожения. Это реализация идеалов Ислама о человеке, как «халифе», мирно и плодотворно использующим дары природы, данные Творцом. 13 – Для мусульман многонациональной России важен и полезен казахстанский опыт гармонизации межэтнических отношений. Известно, что на основе провозглашенного принципа «Единство в многообразии» в Казахстане, где проживают представители более 130 этносов, создана и успешно действует уникальная казахстанская модель межэтнического согласия. Основополагающим институтом казахстанской модели, объединяющим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их этнической принадлежности, является Ассамблея народа Казахстана (АНК), учреждённая 1 марта 1995 года по инициативе Президента РК в качестве консультативно-совещательного органа при Президенте РК. 14 – «Казахстанский путь» - это, среди всего прочего, упор на инновации, модернизацию и современное образование. В последние 10-15 лет республика показывает такие темпы развития, что её впору сравнивать с Малайзией, Индонезией и даже Сингапуром. У «азиатских тигров» сегодня появился брат и в самом хорошем смысле конкурент. Казахстан, этот «гордый снежный барс» Евразии, уверенно смотрит в будущее под руководством своего лидера, которого исследователи нередко ставят в один ряд с творцами «азиатских чудес» Мухаммадом Махатхиром, Ли Кван Ю и др. Достаточно сказать, что в Казахстане скоро не то, что студенты высших учебных заведений, но даже старшеклассники будут все предметы изучать на английском! Это официально заявил недавно президент, сославшись на успешный опыт Малайзии и Сингапура. 15 - Российские мусульмане высоко ценят, что реализация «Казахстанского пути» ведёт к укреплению и развитию духовных и культурных, традиционных ценностей народов России и Казахстана, всего Евразийского сообщества. Прежде всего, это сфера общественной этики, традиционной полноценной семьи, здорового образа жизни, социально ответственной экономики и государственности, подлинного добрососедства, дружбы народов в её исламском и общем авраамическом понимании, которые разделяют все гуманисты, люди доброй воли. Над осмыслением феномена «Казахстанского пути» мусульмане России будут работать и в будущем, ибо это не просто теоретически интересное явление, но жизненно и практически необходимое дело – ради гармонизации социальной жизни, ради совершенствования личности, ради стяжания довольства Аллаха, что является для нас, мусульман, самым важным и ценным. Вслед за нашим муфтием шейхом Равилем Гайнутдином мы встаём на молитву о благе братских народов Казахстана! Литература: Муфтий шейх Равиль Гайнутдин – Приветствие участникам международной конференции «Алматы – столица исламской культуры 2015 года» - http://www.dumrf.ru/upravlenie/speeches/9027 Дамир хазрат Мухетдинов, Культура диалога – в основах Корана - http://www.dumrf.ru/upravlenie/speeches/9029
Сайт Ислам в СНГ – www.islamsng.com Сайты ДУМ РФ И СМР – www.dumrf.ru, www.islamrf.ru, www.idmedina.ru, www.muslim.ru Сайт «Исламская культура» - www.islamic-culture.ru Андрей Хасанов - В канун визита Медведева в Астану создана тугра Президента Назарбаева - http://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/2960 Джаннат Сергей Маркус– советник по культуре председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, муфтия шейха Равиля Гайнутдина. URL: |
Авторские колонки
Реклама
|