В Таджикистане количество обращений в шариатский суд значительно возросло в последние годы. Это объясняют не только ростом авторитета богословов, но и недоверием к работе гражданских судов.
Мусульманский орган правосудия - шурои фатво, или отдел фетв - функционирует при Исламском центре Таджикистана. У каждого из нескольких работающих здесь мусульманских судей - знатоков исламского права - свои приемные часы. К ним обращаются, в основном, для решения семейных конфликтов, дел, связанных с долговыми обязательствами и разводами.
Юрисдикция и процессуальные правила отдела фетв регулируются фикхом - исламским правом.
До XIX века шариатские суды занимали основное место в судебных системах исламских стран. Сейчас во многих мусульманских странах шариатские суды как самостоятельные органы правосудия ликвидированы, а их функции перешли к общегражданским судам.
Шариатские суды - надежда женщин
За несколько часов пребывания в приемной мусульманского судьи мужчин я не увидела. При помощи распросов выяснила, что проблемы у всех женщин, дожидавшихся своей очереди, схожи: семейные конфликты, насилие в семье и разводы.
33-летняя Мавлюда впервые решилась обратиться к услугам такого судьи.
"Я вышла замуж в 19 лет, - рассказывает Мавлюда. - Родственники мужа сосватали меня, когда я еще училась в школе. Мой будущий муж настоял, чтобы я оставила учебу. Сама я тоже не особо сопротивлялась этому решению. Ведь главное предназначение женщины - семья".
Мавлюда рассказывает, что родила мужу троих детей.
"Он очень ревнивый, - продолжает она. - Однажды во время очередной ссоры, когда я собиралась к своим родителям, он сказал: если ты без моего разрешения выйдешь из дома, считай, что я дал тебе один таллок".
Согласно канонам ислама, женщина считается разведенной, если мужчина трижды произносит слово "таллок".
"Теперь я хочу узнать у богослова, могу ли я продолжать жить с мужем, или необходимо повторно заключить брак с ним?" - рассказывает Мавлюда.
Как повлиять на мужчин?
Многие брачные союзы, заключенные в Таджикистане, особенно в сельских регионах страны, не регистрируются в ЗАГСе. Совершается лишь никох (мусульманских обряд), поэтому и для расторжения брачных уз достаточно произнесения тройного "таллока".
Нередко после этого женщина с детьми оказывается фактически на улице, не имея денег на содержание и права на имущество.
Мавлюда надеется, что муж, придерживающийся религиозных взглядов, прислушается к мнению богослова. Обращаться в гражданский суд она боится, опасаясь, что в таком случае муж с ней окончательно разведется, и тогда она останется одна с детьми, без образования, работы, денег и дома.
"Разводы и семейные конфликты - основные вопросы, с которыми к нам обращаются", - рассказывает Исломиддин Шарипов, специалист отдела фетв.
По его словам, чаще за советом обращаются женщины. "Незнание юридических и религиозных законов становится причиной их бесправного положения, - отмечает Шарипов. - Мы пытаемся как-то повлиять на мужчин, но они редко откликаются на призыв посетить нас, и поэтому мы только можем посочувствовать нашим сестрам".
Мужские мечети
Несмотря на слова Шарипова, в центральной мечети, где расположен отдел фетв, редко встретишь женщин.
Несколько лет назад по предложению властей Совет улемов (высший духовный орган мусульман Таджикистана) принял фетву, согласно которой женщинам запрещено молиться в мечетях.
Таджикистан стал вторым государством вслед за Афганистаном периода правления талибов, запретившим мусульманкам появляться в мечети и совершать молебны в назначенные часы.
Любое появление в мечети женщин вызывает удивление. Многие из них воспитаны в строгих религиозных традициях и излишнее внимание со стороны мужчин вызывает у них не всегда приятные эмоции.
"Я прихожу к судье в третий раз. Никак не удается уговорить мужа придти сюда, – говорит Шабнам. – Наша семья на грани развода. Муж бьет меня, а я боюсь обратиться в милицию".
"Я необразованна, у меня нет работы, – продолжает Шабнам. – Терпеть эту ситуацию меня вынуждают дети. Что с ними будет?"
У Шабнам нет официальной регистрации из ЗАГСа. "Соответственно, я не имею никаких прав на жилплощадь, поскольку дом, в котором мы живем принадлежит родителям мужа", – говорит она.
"Может, священнослужитель сможет повлиять на мужа, пристыдить его что-ли?" – надеется Шабнам.
Мудрость за деньги
Услуги, предоставляемые мусульманскими судьями в Таджикистане, платные.
Стоимость консультаций зависит от сложности рассматриваемого дела и составляет от 20 до 80 сомони (около 5-18 долларов). Самые высокие ставки установлены на вопросы, связанные с разводом.
При этом в ЗАГСе при расторжении брака стороны платят госпошлину 3-5 сомони. При рассмотрении сложных дел, предполагающих раздел имущества стоимость госпошлины может повышаться до 200 сомони (около 44 долларов). Средняя месячная заработная плата в стране составляет около 80 долларов, поэтому стоимость одной консультации в отделе фетв – ощутимая сумма для жителей страны.
Официальное духовенство считает эти сборы законными. С этих денег платятся налоги и зарплаты.
Доход специалиста отдела фетв составляет около 230-250 сомони (около 50-55 долларов).
"Мы должны жить и у нас есть семьи, это вынуждает нас брать деньги за наши услуги", – объясняет Шарипов, добавляя, что квитанции, в основном, оплачивают мужчины.
Между тем, некоторые религиозные деятели считают действия отдела фетв незаконными.
"Взимание специально установленной платы категорически запрещается Исламом, – говорит известный таджикский религиозный деятель Ходжи Акбар Тураджонзода. – В священном Коране сказано: "Обращайтесь к тому, кто знает больше вас и он вам ответит на ваши религиозные вопросы".
По словам Тураджонзода, ислам допускает пожертвования и подарки, но без предварительной договоренности.
"Однако если стоимость подарка или цена консультации заранее обговаривается – это нарушает нормы шариата", – говорит Ходжи Акбар Тураджонзода.
Гражданские суды не в почете
Возросшее число обращений в шариатский суд в Таджикистане связано с растущей популярностью ислама в стране и усиливающимся влиянием богословов.
Известные таджикские религиозные деятели собирают на свои проповеди десятки тысяч человек. К мнению священнослужителей прислушиваются.
Между тем, юристы полагают, что дело не только в религиозности общества, но и в недоверии к работе гражданских судов.
"Те решения, которые принимаются мусульманскими органами правосудия, не имеют никакой юридической силы и не могут повлиять на решения государственных органов", – говорит адвокат Шухрат Кудратов.
В то же время он признает, что число людей, которые обращаются за советом к знатокам мусульманского права, в последние годы растет.
"С одной стороны, серьезно подорван авторитет судебной системы Таджикистана, а с другой, возросла религиозность общества, – говорит Кудратов. – И многие сначала предпочитают получить совет у богословов и только потом обратиться в суд".