В Узбекистане начали использовать новые методы борьбы с экстремизмом25.10.2016 | НовостиВ прошлом месяце правительство Узбекистана создало специализированный антитеррористический центр при Главном управлении внутренних дел (ГУВД) города Ташкента для борьбы с распространением идей религиозного экстремизма и терроризма. Наряду с представителями правоохранительных органов в центре будут работать эксперты в области религии и востоковедения, психологи и социологи с опытом борьбы с терроризмом. Основная задача центра заключается в том, чтобы понять, что мотивирует людей присоединяться к террористическим организациям, и «выработать эффективные меры противодействия», говорит сотрудник центра Расул Хакимов. Центр работает с людьми, состоящими на специальном учете в отделах по борьбе с терроризмом и бандитизмом районных управлений органов внутренних дел, а также с теми, кто отбыл наказание за участие в деятельности террористических организаций, сообщил в интервью «Каравансараю» сотрудник ГУВД Абдусалом Мухиддинов . «Их мнение по поводу причин распространения идей террористических организаций среди молодежи имеет особую ценность, потому что эти люди поняли и осознали причины и процесс своего вовлечения в деятельность террористических организаций», - сказал Мухиддинов.
Эксперты считают, что новые методы дадут лучшие результаты Ранее лиц, осужденных за терроризм или причастность к терроризму, тщательно допрашивали о средствах и процессах, используемых для их вербовки, и их связях, сказал Мухиддинов. Но сотрудники центра выбрали другой подход: они изучают мнение этих людей о потенциальных и существующих средствах борьбы с терроризмом и о том, что заставляет приверженцев традиционного ислама отказаться от своих убеждений в пользу религиозного экстремизма, добавил он. Разговаривая с радикалами, эксперты пытаются понять, насколько хорошо зарегистрированные экстремисты и террористы знают Коран и его интерпретацию, терминологию шариата, хадисы и биографию Пророка Мухаммада, говорит Мухиддинов. По его словам, одна из самых важных миссий центра заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию законов, регулирующих религию. Опрашиваемых людей просят высказать мнение о законе Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», а также о любых изменениях или поправках, которые они считают необходимыми, сказал Мухиддинов. Эксперты составляют протокол беседы и вводят ответы респондентов в базу данных для дальнейшего анализа, добавил он. Политолог Линара Юлдашева считает, что антитеррористический центр при ГУВД играет важную роль в противодействии экстремизму и совершенствовании методов и инструментов борьбы с терроризмом.
«Дружеский разговор» помогает узнать больше Четыре года назад Хушнур Саипов отбыл наказание за причастность к террористической организации. С тех пор он состоит на учете в отделе борьбы с терроризмом Районного отделения внутренних дел города Ташкента. «[Сотрудники цента] спрашивают обо всем – есть ли работа, каков достаток, что вызывает раздражение и недовольство в работе государственных структур, махалли и просят называть недостатки», - сказал Саипов. «В первый раз говорила с милиционером, который так хорошо знает Коран. Мне было приятно, что он понимает мои вопросы и сомнения», - говорит Хадича Ж. из Ташкента, жена осужденного за причастность к террористической деятельности гражданина Узбекистана. Абдулвахид Исмаилов, уроженец Ташкентской области, попал под амнистию и вышел на свободу несколько месяцев назад. Он отбывал наказание за участие в деятельности террористической организации. «Правильно, что открыли такой центр, где человек может высказаться, поделиться наболевшими вопросами. Сейчас есть молодые верующие, которые плохо понимают истинное значение таких терминов как “джихад” и “хиджрат”», - рассказал в интервью «Каравансараю» Исмаилов, который, по его словам, присоединился к экстремистской организации из-за незнания Корана. Специалисты говорят, что образование поможет уберечь молодежь от радикализма «Отсутствие образования и невозможность его получить толкает молодежь к поиску других способов получения информации и образования, - сказала Юлдашева. - Интернет, забитый мусульманскими сайтами под завязку, дает много возможностей для "для работы в качестве джихадистов". Проблема в том, что в массе своей эти сайты в популярной и доступной форме пропагандируют радикальные идеи». Историк религии Эльер Каримов считает, что радикалы предлагают молодежи суррогатный ислам, который, в отличие от официального ислама, якобы является «истинной» формой ислама, состоящей из простых и понятных правил. «Социальные сети являются благоприятной средой для вербовки молодежи. Отсутствие запретов, наличие свободной среды обмена идеями, бурные дискуссии на религиозные темы привлекают пытливую молодежь куда больше, чем официальные лекции в ВУЗах», - говорит он. По словам профессора Ташкентского исламского университета Садиакбара Агзамходжаева, в последние годы правительство прилагает огромные усилия для решения вопросов религиозного образования, предоставления мусульманам религиозной литературы и восстановления и улучшения мест традиционного исламского паломничества. Руководитель туристического агентства в Бухаре Гульноз Ханазарова говорит, что за последние четыре года поток внутреннего туризма увеличился, причем особый интерес вызывают исторические религиозные памятники. «Люди стали интересоваться историей ислама, житием мусульманских святых», - отметила она в интервью «Каравансараю». URL: |
Авторские колонки
Реклама
|