RSS Контакты
Республика Узбекистан

В рамках Х Международных научных чтений имени Галимджана Баруди, которые прошли в Москве выступил Ректор Ташкентского исламского института имени Имама ал-Бухари при Управлении мусульман Узбекистана У.Т. Гафуров

01.11.2017 | Новости

История исламского образования в Узбекистане насчитывает более двенадцати веков. Еще в IХ-Х веках здесь существовала разветвленная сеть медресе, где преподавались как исламские, так и естественные (светские) науки. По существу, медресе заменяло систему среднего специального и высшего образования. Но особенно интенсивно эволюционные процессы системы исламского образования заметны в конце ХХ – начале ХХI веках.

Необходимость анализа процесса эволюции религиозного образования в современном Узбекистане, учебно-методического содержания новых образовательных программ в исламских учебных заведениях, понимание общих процессов, связанных с трансформацией и реформированием системы современного исламского образования, становится очевидным.

В попытке манипулировать мусульманскими верующими с тем, чтобы они обеспечивали поддержку новой власти, в 20-е годы ХХ века советское правительство выступило с лицемерными заявлениями поддержки мусульман, обещая им религиозную свободу. Однако не спустя даже десятилетие, когда обнаружилось, что в связи с высокой религиозностью мусульман антирелигиозная государственная политика не достигла успеха среди последователей ислама, советское правительство предприняло ряд мер, в результате которых сеть мусульманских учебных заведений в Узбекистане была практически уничтожена.

I. Формирование и функционирование сети мусульманского образования Управления мусульман Узбекистана в годы советского правления (1943-1991).

Единственными легальными и доступными для советских мусульман в послевоенные десятилетия учебными заведениями по подготовке религиозных кадров  не только для Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), но и для всех четырех исламских духовных управлений бывшего союза  стали: восстановленная мадраса Мир-и ‘Араб (известна с 1540 г., воссоздана в 1945 г.) в Бухаре и мадраса Барак-хан (1956-1961 гг.) в Ташкенте. На базе последного в 1971 г. был создан Ташкентский исламский институт (‘Алий ма‘хад) имени Имама ал-Бухари, который функционирует по настоящее время.

На формирование перечисленных учебных заведений в новых условиях большое влияние оказало семейство муфтиев САДУМ Бабахановых – Ишан Бабахан Абдулмаджидханов (1943-1957), Зияутдинхан Бабаханов (1957-1982), Шамсиддинхан Бабаханов (1982-1989).

В мае 1945 г. САДУМ принял постановление «О создании двух медресе в гг. Ташкент и Бухара», с общим контингентом учащихся 90 человек и сроком обучения 9 лет. Учебный цикл состоял из двух ступеней: первая ибтида’и (5 курсов) и вторая рушди (4 курса).

После долгой переписки с Москвой, 10 октября 1945 г. Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) СССР принял распоряжение об открытии в гг. Ташкенте и Бухаре мусульманских духовных училищ.

С 1 октября 1946 г. в мадраса «Мир Араб» началось обучение 30 студентов. По решению САДУМ учебный год начался 2 октября и продолжался до 1 мая, т.е. 6 месяцев с учетом зимних каникул. С 1962-63 учебного года продолжительность учебы был изменен на 8 месяцев (с 1.09 по 1.05) .

Директором «Мир Араб» был назначен Такаев Абдухамид. Учителями Мухитдинов Ходжиакбархан (главный мударрис, учитель арабского языка, сарф, нахв, кираат, тажвид) и Изамов Гулям (преподаватель, учитель узбекского языка, сарф, нахв, хуснихат, хисаб) .

Но открытие мадраса «Барак-хан» затянулось и только в 1956 г. при содействии бывшего Уполномоченного советов в УзССР Иногамова  было принято окончательное решение об открытии второго медресе в Ташкенте. Протоколом № 4 Заседания полного состава членов Президиума САДУМ от 22 мая 1956 г. 6-7-8 классы мадраса “Мир Араб” были переведены в мадраса “Баракхан”, а 1-5 классы остались в “Мир Араб”.

Директором «Баракхан» был назначен замперд САДУМ Фазылходжа Садикходжаев, заведующим учебной частью – бывший секретарь Сиражитдин Зияутдинов . Позже директором был назначен заместитель председателя САДУМ Исмаил Саттиев (1959 г.), а завучом – Шаикрам Шаисламов (1962 г.). Здесь преподавали Фазилхаджа Садикхваджаев, Мухиддин Бабахаджаев, Сулайман-кари Хамидов и Мухаммад-Амин Абдурахманов.

 1 ноября 1956 г. учеба началась в здании гостиницы мечети “Тилла-Шайх” (г. Ташкент) и в 2-х классах “Баракхан” учились 34 человека (16-18),  23 которых были из Узбекистана, 4 – из Таджикистана, 4 – из Киргизстана, 2 – из Казахстана и 1 – из Каракалпакской АССР.

В то время в обоих учебных заведениях преподавались 13 предметов, 4 из которых – религиозные (тафсир, хадис, мусталах ал-хадис – терминология хадиса, фикх), а 7 – языковые (синтаксис, литература и риторика арабского языка, сочинение слов на арабском языке, русский и персидский языки) и 2 – светские (экономическая география, история СССР). Результаты полученных учащимися знаний оценивались мударрисами и преподавателями. Межсессионные экзамены обычно проводились по 5 предметам: тафсир, хадис, фикх, синтаксис (нахв), красноречие (балагат) .

В хрущевскую эпоху (1953-1964) в стране начались новые гонения по отношению к исламу и другим конфессиям. В 1960 г. были прияты постановления ЦК КПСС и Бюро ЦК КП Узбекистана  «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», а также решение Совмина УзССР «О закрытии «святых мест» и мазаров и передачи их в ведение Комитета по охране памятников материальной культуры при Совете Министров УзССР», тем самым был закрыт один из основных каналов доходов САДУМ.

Среди прочих, в 1961 г. была закрыта мадраса «Баракхан» как незаконно действующее, оставлен мадраса «Мир Араб» с общим контингентом 40 человек осталась единственным мусульманским религиозным учебным заведением .

В учебной программе был значительно сокращен объем часов, выделенных на изучение религиозных дисциплин, а некоторые религиозные предметы, например, история ислама, были вовсе исключены из программы. Особое внимание было уделено изучению русского языка и других светских предметов (русская советская литература, политэкономия, история народов СССР, история народов Востока, политическая и экономическая география стран Азии и Африки) .

Решение об открытии Ташкентского исламского института имени Имама ал-Бухари было принято  Советом по делам религий СССР в 1969 г., но институт начал функционировать только с 1971 г.

По программе на все четыре курса было предусмотрено 5878 учебных часов, из них 2812 (46,2 %) – на религиозные дисциплины и 3066 (53,8 %) – на светские. Учебная программа состояла из 21 дисциплин, в т.ч. география СССР, Конституция СССР, история СССР, физкультура, основы государства и права .

Значительное место в обучении и воспитании учащихся уделялось внеклассным работам. В целях повышения «культурного и политического уровня» учащихся среди них регулярно проводились лекции по актуальным вопросам международной жизни, важнейшим событиям дня.

Выписывалось более 25 наименований журналов и газет  общесоюзного и республиканского уровня (журналы «Наука и жизнь», «Наука и религия», «Советский Союз», газеты «Правда», «Известия», «Комсомолская правда», «Совет Узбекистони» и др.). Обязателным для студентов стал просмотр информационной программы «Время» центрального телевидения, в каждой келье были установлены радиорепродукторы. Один раз в месяц организовывалось коллективное посещение кино или театра .

Просьбы учащихся об увеличении часав на преподавание религиозных предметов оставлялись без внимания. Высказывания же иностранных религиозных деятелей, посетивших СССР, сводились в основном, к оценке низкого уровня преподавания религиозных предметов, арабского языка и малого количества учащихся.

Состояние исламского образования в рассматриваемый период в решающей степени зависело от отношения к нему со стороны как центральных, так и местных властей. Здесь заметно явное отличие нового советского конфессионального учебного заведения от традиционного – переход от индивидуальных занятий к коллективным. Именно на этом моменте терялось качество усвоения материала студентами и оценки их знаний. В учебном плане заметно деление дисциплин на две группы (светские, религиозные), причем светские дисциплины (история родины, география, русский язык и др.) впервые даже по сравнению с программой новометодных конфессиональных учебных заведений стали превалировать над собственно религиозными.

В методике преподавания религиозных дисциплин также произошли серьезные изменения. Первым делом было отказано традиционной системе – преподаванию по старым классическим учебникам-сочинениям средневековых авторов. При их замене заметны две тенденции: 1) идеологические установки традиционалистской школы; 2) попытки подражать арабским мусульманским университетам. Важную роль в этом сыграли стажировки ответственных работников САДУМ в исламских университетах арабского мира.

Отсутствие специального методического органа и опытных методистов дало свои негативные результаты. Рабочие учебные планы составлялись самими преподавателями (мударрисами) очень поверхностно: за все годы существования САДУМ не было издано ни одного своего учебно-методического пособия или учебника. Основная цель учебного заведения состояла в подготовке кадров, лояльно настроенных по отношению к советскому государству, не особо сильно образованных в религиозных науках. По существу, многие студенты проводили время в стенах этого заведения с единственною целью – легализовать  религиозное образование, полученное ими в частном порядке (в худжре или в семье).

«Перестройка» положила начало либерализации отношения к религии и верующим. Такая либерализация стала неожиданностью, в первую очередь, для государственных органов. С развалом Советского союза начались бесконтрольные процессы. Строительство мечетей и мадраса разворачивалось в каждом малом селении, квартале крупных населенных пунктов, городов. Их количество не поддается точному учету. Если в 1989 г. мечетей было 89, то в 1993 г. – их стало более 3 тысяч. Почти при каждой мечети создавались  «школы по изучению Корана» или иные школы. Тогда же началась легализация подпольных религиозных учебных заведений.

Открытость общества породила новое явление: началось интенсивное проникновение на территорию Узбекистана различных исламистских организаций, ввоз огромного количества исламской литературы. Среди таких организаций наибольшую активность проявили «Джама‘ат-и таблиг», «Хизб ат-тахрир ал-ислами», турецкие, иранские и саудовские организации.

Эти и другие тенденции, начавшиеся в годы перестройки получили новое развитие и в постсоветский период.

 

II. Система исламского образования Управления мусульман Узбекистана в годы независимости (с 1991 г. – по настоящее время).

За период советского правления в центральноазиатском регионе вследствие репрессивной, атеистической политики в отношении религии произошло значительное ослабление роли традиционной модели ислама, принадлежащей к ханафитской богословско-правовой школе, как наиболее либеральной, толерантной к «религиозному инакомыслию» мазхабу, сложившемуся в течение веков и представляющему собой синтез исламских положений и местных доисламских традиций.

В начале 1990-х годов ключевым моментом ослабления позиций местного ислама и роста нетрадиционных для региона исламских течений, в том числе, радикальных и ранее неизвестных в регионе, стала критическая нехватка квалифицированных кадров среди духовенства (имамов, преподавателей, ученых-богословов, знатоков исламских наук).

В первые годы независимости возникла необходимость в зарубежном религиозном образовании с целью приобретения ими профессионального исламского образования. Данный процесс вначале во многом носил хаотичный, непродуманный характер. Наряду с отправкой за рубеж на обучение в известные мировые исламские образовательные центры, такие Аль-Азхар (в Египте), большое количество студентов из стран Центральной Азии попало в малоизвестные, сомнительные учебные заведения (в Пакистане, Саудовской Аравии и т.д.). Все это способствовало тому, что вместо приобретения профессиональных знаний в области мусульманского богословия многие студенты познакомились с радикальными направлениями в исламе, в том числе и с идеологией т.н. «чистого ислама», «исламского халифата».

С другой стороны, к моменту активного проникновения извне в регион различных радикальных исламских организаций, выступающих под лозунгами возращения мусульманским народам «истинного» ислама на территории Центральной Азии, сформировалась протестная база среди неформального духовенства, поддерживающего идею реисламизации мусульманского общества региона в рамках «чистого ислама».

Тогда думали, что из арабо-мусульманского мира придут только чистые идеи, лишенные какой-либо политической подоплеки. Между тем, процесс возрождения духовности через импорт религиозных идей оказался очень болезненным – было подорвано единство традиционалистов, создана благоприятная почва для бесконтрольного распространения различных течений ислама, в том числе, радикальных и ранее неизвестных в регионе.

К моменту активного проникновения извне в регион различных радикальных исламских организаций, выступающих под лозунгом возращения мусульманским народам «истинного» ислама на территории Центральной Азии, жаждущая в информационном и идеологическим плане часть мусульманского населения вместо приобретения знаний о созидательной сущности ислама познакомилась и впитала, как губка, нравоучения радикальных групп, в том числе и идеологию т.н. «чистого ислама», «исламского халифата».

Комплекс причин роста влияния идей религиозного радикализма был вызван также неосведомленностью многих простых мусульман о внутренней природе и гуманистических идеях исламской религии. Несмотря на то, что имеются существенные различия между традиционным исламом и религиозными экстремистскими идеями, последние обрели достаточное количество сторонников среди населения.

С развалом советского союза начались бесконтрольные процессы возрождения религии. Строительство мечетей и медресе разворачивалось в каждом малом селении, кварталах крупных населенных пунктов, городов. Их количество не поддается точному учету. Если в 1989 г. мечетей было 89, то в 1993 г. – их стало более 3 тысяч.

Почти при каждой мечети создавались  «курсы по изучению Корана» или иные религиозные школы. Общее число исламских учебных заведений (медресе) по Узбекистану в 1992 г. превышало 100. Из них только 20 находились в непосредственном ведении Управления мусульман Узбекистана .

Нужно отметить, что во многих этих мадраса вообще отсутствовала учебно-методическая документация. Занятия проводили не дипломированные специалисты. В отличие от советского времени, в учебном процессе главный упор был сделан на освоение собственно религиозных дисциплин. При этом, личные позиции преподавателей и выпускников резко отличались друг от друга.

Проблема ограниченного, недостаточного количества квалифицированных религиозных кадров, вызванная хаотичностью открытия религиозных организаций (мечетей и медресе), бесконтрольностью назначения имамов, неграмотностью большинства священнослужителей (часто минбари – трибуны мечетей занимали далекие от религии люди), привела к невозможности эффективного религиозного противодействия проникновению религиозно-экстремистских идеологий.

Вышеперечисленные факторы и обстоятельства определяли актуальность возрождения традиционного для региона исламских традиций, раскрытых в научных трудах великих мыслителей Мавераннахра,  и подчеркивали необходимость совершенствования системы мусульманского образования и подготовки квалифицированных религиозных кадров.

Как подчеркивал первый Президент Республики Узбекистан И. Каримов, «Необходимо мобилизовать силы и помочь просвещенному, толерантному исламу самому противостоять тем воинствующим фанатичным силам, которые пытаются доминировать в исламе».

Большое значение придавалось противопоставлению созидательной сущности традиционной модели ислама нетрадиционным идеологиям, а также проведению широкомасштабной разъяснительной работы среди населения, раскрывающей, с одной стороны, содержание и сущность духовно-нравственных ценностей ислама, а с другой, негативные стороны идеологии экстремизма, тем самым ослабляя позиции последнего.

После достижения независимости государством было вырабатано новое отношение к религии. При проведении религиозной политики в независимом Узбекистане соблюдаются два принципа:

1) светский характер государства;

2) его толерантность – веротерпимое и равноправное отношение ко всем религиям, стремление к развитию созидательного сотрудничества с религией.

В деле наведения порядка в религиозной сфере важным шагом стало проведение государственной перерегистрации всех религиозных организаций, в т.ч. конфессиональных учебных заведений.

Государство предприняло немало усилий для оказания помощи УМУ в установлении порядка в деятельности религиозных учебных заведений. В юридическом плане это выразилось в ужесточении законодательства по их регистрации и выдаче лицензий.

Изменения в сфере религии обусловили подготовку компетентных религиозных кадров  в достаточном количестве. До открытия в нынешном году по инициативе Президента страны Шавката Мирзиёева Высшего медресе Мир Араб в г.Бухаре, в Узбекистане функционировали Ташкентский исламский институт, десять средне-специальных исламских учебных заведений, в т.ч. два женских .

Заслуживает особого внимания постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятое 22 августа 2003 года. Согласно этому постановлению дипломы, выданные выпускникам Ташкентского исламского института и средне-специальных религиозных учебных заведений, учитывая тот факт, что в них преподаются религиозные и светские предметы, были приравнены к государственным документам об аттестации.

Во-вторых, религиозные объекты (мечети, мадраса), прошедшие государственную регистрацию как объекты культурного наследия, передаются Управлению мусульман Узбекистана для пользования.

В-третьих, религиозные организации отныне будут оплачивать коммунальные услуги не как юридические, а как физические лица. Высвобождающиеся средства, а также благотворительные поступления будут направляться на ремонт и реконструкцию мечетей, укрепление учебной и материальной базы религиозных учебных заведений, материальное стимулирование деятельности имам-хатибов и преподавателей-мударрисов.

В Ташкентском исламском институте дисциплины преподаются по четырем блокам: гуманитарные и общественно-экономические, математические и естественные, обще-профессиональные, специально-исламские предметы.

Во всех средних исламских учебных заведениях по блоку «общие дисциплины» преподаются родной язык и литература, иностранные языки, история, основы духовности, основы государственного права, обществоведение, педагогика, психология, эстетика, география, физика, химия, астрономия, биология, математика, информатика.

В блоке «специальные дисциплины» студенты изучают историю религий, арабский язык, историю ислама, теологию, мусульманское право, хадисоведение, рецитацию Корана, тафсир. Кроме этого, в мадраса также  обучают художественному ремеслу, здесь функционируют кружки по каллиграфии и по орнаменту. Особое внимание уделяется занятию спортом. Начиная с 2000-2001 учебного года стало традицией проведение спортивных состязаний между духовными учебными заведениями в рамках программы “Баркамол авлод” (Всесторонне развитое поколение).

В целях дальнейшего совершенствования методики образования, усиления отдачи от учебного процесса налажена также переподготовка педагогических кадров. На курсах повышения квалификации, организованных при Ташкентском исламском университете преподают видные богословы республики, компетентные ученые, профессора и деятели науки.

Студентов исламских учебных заведений обучают также народным ремеслам и полезным профессиям, т.к. резьба по дереву, художественный орнамент, золотошвейное дело, ковроткачество, каллиграфия, кройка, шитьё и др.

Учебные заведения имеют собственные библиотеки, оснащенные необходимой религиозной, научной, политической, духовной, просветительской литературой, учебниками и пособиями. В фондах библиотек накоплены более 32 тысячи томов книг, 22 тысячи из которых - религиозного, остальное светского содержания.

Уделяется большое внимание использованию технических средств в процессе обучения, постоянно укреплялась материально-техническая база. В каждом учебном заведении начали функционироват компьютерные классы, в которых студенты овладевают современную компьютерную технику.

Начиная с 2002-2003 учебного года проводится единая Олимпиада по всем предметам, что стимулирует рост интереса студентов к научным и учебным дисциплинам .

Важно отметить придание нового мощного импульса после прихода нового Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева к власти вопросам обеспечения социальной стабильности, сохранения истинной сути и содержания священной религии ислам, сохранения и изучения богатейшего религиозно-духовного наследия великих предков.

Глава государства наряду с расширением международного сотрудничества и укреплением межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, уделяет особое внимание повышению уровня знаний народа об истинной сути и содержании религии, а также посредством жизненных и действенных примеров прививать молодежи здоровое отношение к религии.

«Важнейшей задачей мы считаем довести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть Ислама. Мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных ценностей. Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопралитием. Ислам призывает нас к добру и миру, сохранению подлинного человеческого начала», подчеркнул Ш.Мирзиёев, выступая на недавней 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволили решить широкий круг вопросов, связанных с совершенствованием системы исламского образования в Узбекистане.

В целях дальнейшего совершенствования методики образования, усиления отдачи от учебного процесса происходят структурные изменения, наблюдается улучшение в организации учебного процесса. Изменились и расширились цели среднего и высшего исламского образования. В системе исламского образования отмечаются новые подходы к разработке образовательных стандартов, аттестации научно-педагогических кадров. Появились новые требования к интеллектуальному уровню религиозных кадров, призванные помочь им ответить на злободневные вопросы современности.

Разрабатываются и последовательно воплощаются в жизнь новые программы мер по дальнейшему комплексному и качественному развитию системы исламского образования, совершенствованию учебно-методического содержания образовательных программ исламских учебных заведений, повышению уровня подготовки высококвалифицированных религиозных кадров, укреплению и модернизацию материально-технической базы исламских образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными, информационно-коммуникационными технологиями.

В системе мер по возрождению и более глубокому изучению религиозно-духовного наследия предков, подготовке квалифицированных кадров в сфере религии следует особо отметить, что  уже с начала текушего года по инициативе и согласно постановлениям Президента Узбекистана созданы международные научно-исследовательские центры имени Имама ат-Термизи в г.Термезе и имени Имама ал-Бухари в Самарканде, Центр исламской цивилизации в г.Ташкенте, ещё одно высшее исламское учебное заведение – Высшее медресе Мир Араб в г.Бухаре.

Начиная с 2017-2018 учебного года учебные программы девяти исламских средне-специальных учебных заведений (медресе) совершенствованы на уровень бакалавриата, а со следующего года намечается изменение учебных программ Ташкентского исламского института и Высшего медресе Мир Араб согласно требованиям магистратуры.

В прогнозируемой перспективе предполагается открытие исламских академического школ на местах: школа исламского права (фикх) при научном центре ал-Маргинани в Фергане, школа хадиса при научном центре ал-Бухари в Самарканде,  школы исламской теологии (акида) при научных центрах Имама ал-Матуриди в Самарканде и Абул-Муина ан-Насафи в Кашкадарье, школа тасаввуфа при научном центре Бахауддина Накшбанда в Бухаре.

В целях повышения эффективности научно-исследовательской деятельности, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, усиления роли науки в системе Управления мусульман Узбекистана сформирована нормативно-правовая база для создания Ташкентской исламской академии как института двухуровневой системы послевузовского образования, подготовки и защиты докторских диссертаций (PhD и Doctor of Science) по исламским наукам.

Таким образом, можно сказать, что исламские учебные заведения УМУ (9 медресе, Ташкентский исламский институт и Высшее медресе Мир Араб) совместно с исламскими академическими школами (фикха, акиды, хадиса, тасаввуфа) и научно-исследовательскими центрами (Имама ат-Термизи, Имама ал-Бухари, Центр исламской цивилизации) создадут единую систему непреривного исламского образования и науки.

Подводя итоги сказанному, особо хотим отметить, что за прошедшие годы Управление мусульман Узбекистана поднялся на качественно новый уровень в сфере подготовки квалифицированных религиозных кадров, возрождения и более глубокого изучения бесценного религиозного наследия ученых и богословов Мавераннахра, противодейсвии невежеству просвещением, воспитании молодежи в духе национальной гордости, толерантности и общечеловеческих ценностей.

 

Гафуров Уйгун Тулкинович,

Ректор,

Ташкентского исламского института имени Имама ал-Бухари

при Управлении мусульман Узбекистана


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама