RSS Контакты
Республика Армения

О корнях призыва I-го съезда народов Востока к коммунистическому газавату

14.05.2012 | История в лицах

Или по какой причине осенью 1920 г. "Армянский вопрос" оказался "под колпаком" Ленина? Часть II

Даешь мировую революцию в антибританском направлении на рельсах джихада!

Уже в своих первых выступлениях на I-м съезде народов Востока(1) главным фактором сложившейся в мире ситуации Г.Зиновьев и К.Радек очертили российско-британское противостояние, "узловым пунктом" которой предстала польская кампания большевиков, принесшая провал Красной армии, вследствие оказания помощи польскому капитализму со стороны англичан и "буржуазии всего мира". В этой связи "Советская Россия, т.е. мировой пролетариат" была противопоставлена мировому капитализму, "в первую очередь", английскому и, как следствие, мировая (в перспективе) коммунистическая система (в лице России) - планетарной капиталистической (в образе Англии), с фиксацией окончания власти капитала "во всем мире" лишь при едином союзе трудящихся планеты. Поэтому, до нового наступления в западном векторе, актуализировалась война "трудящихся народов Востока против наших общих угнетателей", т.к. империалисты "должны услышать" нежелание региона оставаться "ареной эксплуатации мировых хищников". При этом была озвучена поддержка коммунистами движения Мустафы Кемаля, хотя оно "не есть коммунистическое", т.к. "мы готовы помогать всякой революционной борьбе против английского правительства".

В этом контексте, лидеры Коминтерна актуализировали значение "ненависти к угнетателям", в основе которой должно быть понимание нахождения в истории XIX столетия "борьбы между английским капитализмом и помещичье – капиталистическим царским правительством России за обладание" Турцией, Персией, Средней Азией, их богатствами. Посему Лондон, с выгодой для себя, то защищал Турцию с Персией "против царизма", желающего "поглотить эти народы", то, сговорившись с российской властью, выдвинул "лозунг уничтожения" Турции. Последний аспект вышел на поверхность, "дабы английские капиталисты могли соединить железной дорогой, идущей через Аравию и Месопотамию, владения в Африке с владениями Египте и в Индии", в целях господства британского капитала "над сотнями миллионов африканских и азиатских народностей". В связи с чем делегаты призвались к пониманию истинных целей захвата англичанами Месопотамии - освобождению арабов не "от турецкого засилья", а "от нефти", могущей "сделать их богатой национальностью на Востоке". Т.е. эксплуатация природных ресурсов региона осуществляется "не для развития культуры" его населения, а для "своей наживы". Реализация же целей достигается за счет инициирования в этих странах ситуации, когда "одна часть населения борется против другой за господство английского капитала".

В контексте сказанного, оба докладчика отвергли обвинения в существовании большевистского империализма, т.к. коммунисты не преследуют в регионе "захватных целей", а желают сформировать "красный Восток", совместно с рабочими Европы сумеющего создать "новую культуру под знаменем коммунизма". Если раньше народы Востока "проливали свою кровь" ради победы той или иной капиталистической державы, коммунисты желают "помочь им выбраться из-под ига" капитала для построения новой жизни. Но победить они могут в связке с рабочими Запада, которые научат их "овладеть оружием", обращенного "против белых цивилизованных зверей", сидящих "в конторах" Лондона и Парижа". Отсюда - "великое значение начинающейся революции на Востоке", но не для того, чтобы вместо ног "английских империалистов" на столе были удобно разложены аналогичные конечности богачей. Поэтому, как продекларировал Г.Зиновьев, "панисламизм, муссаватизм" не являются "нашими течениями".

Тем самым, большевики вели речь о национальной борьбе не с точки зрения создания независимых государств, а в плане провозглашенной Лениным еще в 1915 г. идеи о Соединенных Штатах Мира - как формы "объединения и свободы наций", связываемой с социализмом: "Пока полная победа коммунизма не приведет к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства"(2). Важнейший нюанс тут в том, что, критикуя панисламизм, объединение наций ("национальное движение Турции, Персии" и др. стран) Г.Зиновьев пропагандировал с точки зрения "зажечь настоящую священную войну против английских и французских капиталистов".

Здесь отметим, что все речи ораторов, будь то на русском или английском языках, в обязательном порядке переводились на азербайджанский, турецкий и персидский, а иногда и на другие. И термин советских большевиков (в лице лидеров Коминтерна, т.е. международного коммунистического движения) "священная война" переводился как "джихад". Но лозунг подразумевал не, скажем, религиозную доктрину, а переходный этап к созданию Соединенных Штатов Мира на коммунистической основе. Говоря другими словами, ракурс джихада нес характер пролетарского единения, вне зависимости от вероисповедания, главной целью чего было свержение капиталистического строя во всем мире. Причем через призму образования на Востоке Красной армии, благодаря которой мусульмане "сумеют устроить в тылу у англичан восстание". В свете чего Г.Зиновьев обратился к собравшимся, как к братьям, которых Коминтерн призывает "к священной войне, прежде всего против английского империализма!".

Хладнокровный стенографический отчет фиксирует, что в этот момент раздались "буря аплодисментов, долгие крики «ура». Члены съезда встают потрясая оружием. Оратор долго не может продолжать. Все члены стоят и аплодируют. Крики: «Клянемся»". "Пусть услышат сегодняшнее заявление в Лондоне, Париже и во всех городах, где у власти еще стоят капиталисты, - резюмировал оратор, - торжественную клятву представителей десятков миллионов трудящихся Востока о том, что на Востоке не будет больше власти угнетателей - англичан, не будет гнета капиталистов над трудящимися Востока". Как писал русский советский писатель Илья Эренбург, "в большом зале сидел кавказцы в черкесках, афганцы с чалмами, в клеенчатых халатах, бухарцы и ярких тюбетейках, персы", на груди которых   были приколоты "портреты Карла Маркса". В середине "восседал товарищ просто в пиджаке и читал резолюции", делегаты "кивали головами, прикладывали руку к сердцу и всячески одобряли мудрые тезисы". Я слыхал, пишет И.Эренбург, как, один перс, сидевший в заднем ряду, выслушав доклад о последствиях экономического кризиса, любезно сказал молодому индийцу: «Очень приятно англичан резать», – на что тот, приложив руку к губам, шепнул: «Очень»"(3).

Тем самым, советские коммунисты, посредством мусульманского Востока, фактически объявили Англии «политический» джихад.  

Религиозный фон съезда в иной ипостаси

В целом, конфессиональные нюансы в исламском направлении все же прозвучали на съезде. Но, даже будучи внешне обрамленными в "чисто" религиозную одежду, они просто-напросто политизировали Ислам в революционно-коммунистическом ключе. Так, по словам сотрудника Наркомата по национальным вопросам А. Скачко, "различные султаны, шахи, ханы и беки, владетели восточных стран и земель, утопают в сказочной роскоши", хотя в Исламе заложены "принципы религиозного коммунизма" и "все религиозные учреждения главной своей заботой должны иметь попечение о сирых и неимущих". Однако, "только Богу принадлежащая земля была объявлена принадлежащей властителям, султанам и шахам, а потом перешла во владение феодалов и капиталистов". В свою очередь, "вакуфные земли, отданные мечетям и духовенству с тем, чтобы на доходы с них содержались благотворительные и полезные народу учреждения, постепенно утратили свое первоначальное назначение и сделались землями, принадлежащими духовенству и частным лицам", а доходы с них, вместо принесения пользы неимущим, "пошли светским и духовным властителям", эксплуатирующих бедняков. Одной из причин чего является тот факт, что духовные лица - "не защитники" мусульманской религии, "а ее исказители", поэтому они "такие же паразиты", как "помещики-феодалы", да плюс - "еще и лицемеры, прикрывающие белой чалмой и священной книгой Корана" свою "угнетательскую сущность". А. Скачко призвал "сорвать" с них "священную маску", "беспощадно отобрать" принадлежащие им земли и "отдать трудовому крестьянству". Добиться этого возможно только путем избавления от векового гнета как "чужеземных капиталистов - эксплуататоров", так и "своих угнетателей".

В общем-то, озвученная позиция несла совершенно не спонтанный характер, а четко соответствовала линии Ленина, обнародованной, как отмечалось выше, в подготовленных им Тезисах ко II конгрессу Коминтерна. Обращение нашего внимания к оглашенному А.Скачко актуально по причине прямого отношения сказанного к рассматриваемому нами в преломление к тому периоду. Насколько усматривается, местные феодалы и капиталисты, в ряды которых коммунисты поместили и высшие духовные чины, подлежали экспроприации (во имя победы мировой революции), как однозначные пособники западных империалистов с британским акцентом. Этот нюанс, но несколько в ином ракурсе, отчетливо проявился и в другом выступлении.  

Нефтяной фактор и международная роль США в понимании Джона Рида

Речь идет о докладе знаменитого американского социалиста, журналиста Джона Рида, автора нестареющего произведения "Десять дней, которые потрясли мир", в документально-художественном виде отразившего ноябрьские события 1917 г. в России. (В скобках отметим, что, по словам Ленина, он хотел бы видеть эту книгу "распространенной в миллионах экземпляров и переведенной на все языки", т. к. она правдиво излагает события, важные с точки зрения понимания характера пролетарская революция(4). Данная оценка весьма симптоматична, т.к. в своем труде Д. Рид ставил Ленина и Троцкого почти что на один уровень, как лидеров ноябрьских событий).

В своем начальном слове Д. Рид сказал об Азербайджане, произнеся, что Баку, - это нефть, а американский капитализм стремится установить мировую монополию на этот продукт (порабощая народы, обладающие этим природным богатством). Зафиксировав отсутствие в Баку после провозглашения Советской власти капиталистов, которым нефть "больше не принадлежит", Д. Рид уверил, что с пробуждением Востока рухнут "последние основы капитализма", и массы подойдут к общественному строю, "при котором не только нефть, но все, созданное руками человечества, будет принадлежать трудящимся". В этой связи он подчеркнул, что "народы Востока еще не испытывали на себе власти Америки". Вы знаете и ненавидите английских, французских и итальянских империалистов, раскрыл социалист, вероятно, поэтому считаете, что «свободная Америка» освободит колониальные народы, будет их кормить и защищать. Однако, многие народы знают, что значит жить под властью «свободной Америки», когда объявление независимости "не значит" уход из государства американских капиталистов - по причине предоставления ими местным "вождям части прибыли": государственных постов, земель и денег, с возникновением внутреннего капиталистического класса, также заинтересованного в содержании подданных "в рабстве".

Вслед за чем Д.Рид конкретизировал, что, обращаясь "в настоящее время" к народам Ближнего Востока "с дружескими словами, с обещанием помощи и продовольствия", США также действует в отношении к Армении, и "много армян теперь ожидает помощи от дяди Сэма". Причиной этой позиции в направлении последней Д. Рид  назвал наличие в стране минеральных богатств, могущих "быть эксплуатируемыми американскими капиталистами". Но разве Вашингтон что-то сделал "для армян помимо голословных деклараций?" - обратился с вопросом в зал Д.Рид. После чего призвал не верить обещаниям американцев, а объединяться с "русскими рабочими и крестьянами, следуя "за красной звездой" Коминтерна.

Манифест съезда

Вышеизложенные нюансы нашли свое отражение в принятом делегатами съезда "Манифесте к народам Востока". Здесь, под антибоританскими нотками, фактически был озвучен курс на мировую революцию посредством мусульман планеты. "Вы знаете, что сделала Англия в Индии", - восклицалось в документе, с заменой в следующих абзацах названия Индии на Турцию, Персию, Египет, Месопотамию, Аравию и др. Следом за чем шла фиксация наличия в зоне расселения приверженцев Ислама плодороднейших и обширнейших земель, некогда бывших "колыбелью всего человечества" и могущих прокормить все население мира". Однако, Лондон планирует своими "хищными зубами и ногтями" впиться в "кровавящееся ранами тело Востока". В свете чего, вслед за этой художественной образностью, шел аккуратный переход к планам ленинской России по использованию приверженцев Ислама в недопущении геополитического укрепления позиций Великобритании.

Подчеркивая пробуждение мусульман от "многовекового сна", Манифест уверял о подъеме организованной мощи "крестьян и рабочих народов Востока" против Англии. Произойти же это должно на основе слышимого ими призыва к «священной войне, к "газавату"» (так в тексте! - прим. авт.), - призыва "первого съезда представителей народов Востока, объединившихся с революционным пролетариатом Запада" под знаменем Коминтерна.

Опять коротко и ясно. Во имя освобождения угнетенных мусульман, что, судя по документу, оказалось равносильно антибританской мировой революции, объявляется газават, никак не иначе! На всякий случай, напомним: в переводе с арабского под этим термином понимается "сражение". Тонкость в том, что Д.Ушаков определяет данное понятие как священную войну "против христиан", а С.Ожегов - "против иноверцев". В общем-то, это не удивительно, т.к. в XIX в. освободительная война на Кавказе против Российской империи шла под лозунгом газавата. Другое дело, что в Большом русско-английском словаре "газават" переводится на английский, как Jihad (джихад). Коммунисты же непосредственно в этом контексте призвали мусульман "к первой настоящей священной войне под красным знаменем коминтерна" за "собственное благо, свободу, жизнь". Объектом направленности газавата, естественно, становились "английские завоеватели", мечтающие "обратить народы Востока в своих рабов"(5).

Из вышеизложенного высвечивается вполне резонный вывод: в сентябре 1920 г. контролируемое российскими большевиками мировое коммунистическое движение легализовало (допустило) джихад в качестве «халяльно-революционной борьбы мусульман» (назовем так) за национально- (народное) освобождение от иноземного гнета. Хотя в рамки газавата была включена и борьба с внутренними врагами (о чем мы чуть выше уже говорили), что зафиксировали Тезисы съезда по аграрному вопросу: "Для освобождения от невыносимого бремени угнетения" и создания "возможности дальнейшего развития крестьянам стран Востока необходимо" (в т.ч.) сбросить "власть иностранных завоевателей-капиталистов" и своих собственных деспотов-тиранов, со взятием ее в руки со всеми "административными, хозяйственными и финансовыми организациями" путем образования "местных и центральных крестьянских советов". На перспективу же предполагалось "создание крестьянских советских республик Востока, связанных в одну мощную неразрывную федерацию с советскими республиками стран Запада"(6).

Думается, комментарии здесь излишни. Лишь добавим, что в целях реализации провозглашенных задач был образован "Совет пропаганды и действия народов Востока" (в дальнейшем - "Совет пропаганды"), в который вошли М.Павлович-Вельтман, А.Скачко, Г.Орджоникидзе, председатель Азербайджанского революционного комитета (Азревком) Нариман Нариманов и др.

"Армянский вопрос" на съезде и в постфорумном внимании "Совета пропаганды"

В то же время, среди проводников британской политики в регионе, на одно из первых мест коммунисты однозначно и уверенно поместили дашнакскую власть в Армении, что, судя по описываемому в начальных главах, совершенно не удивительно. В оглашенном на съезде заявлении "представителя Ангорского правительства" (т.е. ВНСТ, дислоцировавшегося в Анкаре) Ибрагима Тали, правившие в Армении дашнаки были названы восточными пособниками "западного капитализма", сторонниками Венизелоса (подразумевается греческий премьер Элефтериос Венизелос, автор проекта создания "Великой Греции" путем реставрации Византийской империи), и приспешниками царедворцев, использующих "султанский двор в интересах английского капитализма". Все они, как один, "бросились к Антанте", а "анатолийские революционеры обернулись к восходящей красной революции", принимая "с полной искренностью" протянутую ей "Советской Россией дружескую руку" (резолюция съезда выразила "сочувствие всем турецким борцам" против империализма).

Затронул ракурс дашнакского правительства и цитируемый выше М.Павлович-Вельтман, подчеркнувший, что «Армения заявляет претензии на Карабах и Зангезур (известно секретное письмо генерала Дро (впоследствие - военный министр дашнакского правительства - прим. авт.) о их занятии 4 августа 1920 г.)».

Ну а вскоре после съезда появилось неафишируемое Заключение Президиума Совета пропаганды. Документ констатировал организацию британцами "против нас" вооруженных сил и деятельную готовность получающей "военное снабжение от англичан" дашнакской власти "к войне с нами". Как указывалось в документе, "агенты дашнакского правительства, работающие под маской коммунистов в Азербайджане, особенно в Карабахе, Зангезуре и Казахе, деятельно подготавливают почву для дашнакского наступления, захватывая Советскую власть на местах в свои руки и заботясь об обезоруживании местного мусульманского населения". Если, с учетом продвижения греческих войск "в глубь Малой Азии", в течение сентября "не будет установлена связь с Советской Россией" и "со стороны последней" не произойдет оказания материально-моральной поддержки национальному движению в Турции, оно окажется подавленным.

Констатируя подготовку Лондоном удара в ближайшее время "на Советский Азербайджан соединенными силами англо-персидских войск, Армении, а может быть, и Грузии" (под флагом освобождения "Азербайджана от большевистского гнета" и с целью отнятия Баку у Советской России), Заключение посчитало необходимым "самым экстренным образом поддержать угасающее национальное движение в Турции", предупреждая "соединение сил англо-шахских войск, Армении и Грузии". Обеспечение данного результата называлось достижимым исключительно "путем наступления в союзе с националистическими турецкими войсками на Армению под флагом свержения ига дашнаков, угнетающих свой народ, и с целью соединения с революционной Турцией". При таком развитии событий "военные операции не потребуют никаких добавочных сил с нашей стороны", т.к. "по существу" они осуществятся "турецким эрзерумским корпусом", а российское наступление будет "почти что демонстрационное".

"С дипломатической стороны для предотвращения бури общественного негодования в Западной Европе", параллельно наступлению турецких войск на Армению "мы во всей нашей печати и при помощи всех наших органов гласности в Европе поднимем страшный шум о новой армяно-турецкой резне и о необходимости ее прекращения раз навсегда". В целях осуществления этого пункта "наши войска вступят в Армению через оголенную от ее войск восточную границу" и, вместо низложенной, "будет установлена Советская власть". Затем "мы выдворим турецкие войска из пределов Армении (чему турки подчинятся беспрекословно)" и "для предотвращения всякой возможности дальнейших столкновений между армянами и турками займем армяно-турецкую границу своими войсками". Таким образом, в глазах западноевропейского пролетариата "мы окажемся" в "чрезвычайно благородной роли умиротворителей, двинувшихся на Армению", чтобы "положить конец резне и спасти остатки армянского народа от окончательного уничтожения".

Заключение резюмировалось констатацией неизбежности войны, т.к., в случае промедления,  "через две недели" Армения осуществит "наступление на Советский Азербайджан", что "будет для нас обозначать потерю Баку". Документ препровождался на усмотрение Президиума Исполкома Коминтерна и ЦК РКП(б), с доведением его копии до НКИД РСФСР(7).

Как свидетельствуют последующие события, вышеуказанные инстанции положительно отреагировали на все предложения Совета пропаганды. 

Теймур Атаев, политолог

1.Все цитаты из выступлений участников съезда приводятся по:

1-ый съезд народов Востока. Баку, 1-8 сент 1920 г. Стенографические отчеты. Петроград, 1920

2.Владимир (Ульянов) Ленин. О лозунге Соединенные Штаты Европы

http://www.marxists.org/russkij/lenin/1915/08/10a.htm

3.Илья Эренбург - Необычайные похождения Хулио Хуренито

http://www.svbkzs.info/1/13/50.php

4.Из предисловия к американскому изданию: Дж. Рид. 10 дней, которые потрясли мир М.: Госполитиздат, 1957

http://lib.rus.ec/b/92648/read

5."Манифест к народам Востока". Журнал "Народа Востока", 1920 г., N1 октябрь, с.57-61

Цит. по: Соркин Г.З. Первый съезд народов Востока М., 1961

6."Тезисы по аграрному вопросу". Журнал "Народа Востока", 1920 г., N1 октябрь, с.39-41

Цит. по: Соркин Г.З. Первый съезд народов Востока М., 1961

7.ЦГАНИ РА, ф. 113, oп. 3, д. 7, л. 1-2 и об.-3

Цит. по: Заключение Президиума Совета пропаганды и действия народов Востока

http://www.hayastan.ru/Vestnik/vestnik.phtml?var=Arkhiv/2002/1-2/statya19&number=-1-2+2002Ф.

Окончание следует…


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама