RSS Контакты
Республика Армения

Из истории появления в мировой геополитике «армянского вопроса»

09.01.2013 | Ислам: прошлое и настоящее

Различное отношение к армянам и азербайджанцам вне пределов Кавказа, вопрос симпатий и антипатий, неадекватное отражение в СМИ информации о событиях в регионе на протяжении последних десятков лет имеют, конечно-же, свои корни и обоснование, обусловленных рядом факторов. И попытаться разобраться в них целесообразно для понимания событий, свидетелями которых мы являемся с конца прошлого века.

Именно по этой причине представляется возможным совершить небольшой исторический экскурс в события, предварившие современный этап армяно-азербайджанского противостояния, что поможет представить общий фон ситуации и, хотя-бы в общих чертах, понять подоплеку происходящего.

Вместе с тем, кульбит в историю позволит проследить политику России-СССР-России и Запада по отношению к Южному Кавказу.  

Происхождение армян и их миграция

Как отмечают авторитетные армянские историки, в VIII в. до н.э. во Фракии, на Балканах объявились киммерийцы, один из “народов моря”, по определению древнеегипетских письменных памятников. Здесь они вступили в контакт с предками армян, которых увели с собой на восток - в Малую Азию(1).

Непосредственно киммерийцы обитали на обширных пространствах Северного Причерноморья от Фракии на западе до Кавказа на востоке. Теснимые с востока скифами, они через Балканы перебрались в Малую Азию, куда, по словам армянских исследователей, и привели вместе с собой “потомков Хайка”, то есть предков армян. В результате этой первой, начальной миграции далеких предков армянского народа они оказались во Фригии - исторической области в западной части Малой Азии(2).

Это подтверждается и другими армянскими источниками, согласно которым в период известных переселений «народов моря» армены проникли в Малую Азию вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами из Балкан(3).

По словам выдающегося русского востоковеда, лингвиста, специалиста по древним письменностям Игоря Дьяконова, "можно было бы думать, что до скифского вторжения армяне составляли часть фригийцев, а в связи с этим вторжением отселились и продвинулись на восток". Но это предположение "неприемлемо" вследствии лингвистических данных, показывающих, что "фригийский и древнеармянский разделились, отойдя от общего языка-основы", значительно раньше. Древнеармянский - особый язык фрако-фригийской ветви, а не диалект фригийского языка VIII в. до н.э.

Следовательно, протоармяне могли участвовать в общем движении фрако-фригийских племен конца II тысячелетия до н.э., но не в качестве части фригийцев (мушку или мушки, по  ассирийским и урартским источникам), а как отдельный народ или племенная группа. А раз "общее движение" фрако-фригийских племен шло "с запада на восток, то в протоармянах мы должны видеть головной отряд этого движения"(4). С падением Хеттского царства, фригийцы (включая и предков армян) окончательно расселились в пределах проживания хеттов, в центральной части Малой Азии, где оставались на протяжении многих веков (их язык окончательно вымирает лишь в VI в.н.э.).

С учетом же того, что "армены" продвинулись "дальше на Армянское нагорье"(3), взгляд на протоармян как на автохтонов нагорья, "основанный на большом архаизме их индоевропейского языка, почти сравнимого по архаизму с языками хетто-лувийской групы", нужно признать "неосновательным". Т.к. из индоевропейских языков армянский ближе всего греческому, фракийскому, отчасти фригийскому и, далее, индоиранским, но весьма далек от хетто-лувийского. Он вполне мог соседствовать первоначально (до II тысячелетия до х.э.) с носителями древнеанатолийских архаичных языков не с востока, а с запада, т.е. по ту сторону Босфора и Дарданелл, где он и контактировал с протогреческим, фригийским и т.п.(5).

Ну а образовался армянский народ на Армянском нагорье в конце II-начале I тыс. до н.э. в результате постепенного слияния проживавших на нем издревле племен и союзов, также некоторых других племен, осевших здесь в конце II тыс.до н.э.(3). Мидяне и персы называли этот новообразованный этнос армянами по имени арменов, а саму территорию - Арменией. Так же именовали этот народ и территорию его расселения греки и римляне, благодаря которым данные  названия - этноним «армяне» и топоним «Армения» - получили распространение.

Тем самым, на основе вышеизложенного, можно заключить, что армяне автохтонами Малой Азии не являются, т.к. их предки обитали на Балканах. Древнеармянский народ первоначально сложился в верхнеевфратской долине из хурритов, лувийцев и протоармян (мушков). Хурриты, будучи наиболее многочисленными, явились основой армянского  народа, определив главную линию физической преемственности.

А уже с Армянского нагорья, позднее, армяне появились на Южном Кавказе, что было связано с первой утратой армянской государственности в IV в. и с мировыми миграционными потоками в периоды существования Арабского халифата и Сельджукской империи, подчиненными которым оказались народы, находившиеся под владычеством арабов и турок-сельджуков. Таким путем часть армян перебралась на Кавказ, в основном на его южные территории, где заселялась на исторических азербайджанских землях.

Происхождение армян не из Малой Азии, тем более, Южного Кавказа, подтверждается этнической составляющей такого понятия, как "периодическая (армянская) болезнь" (известна и под названием "средиземноморская лихорадка") - сравнительно редкое "генетически обусловленное заболевание", встречающееся  "преимущественно у представителей народностей, предки которых жили в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, евреев (чаще сефардов), арабов, независимо от места их проживания"(6). Армянские источники подтверждают, что "приблизительно 15-20% армян имеют гены, предрасположенные к этой болезни"(7).

Кавказская Албания

Кавказская Албания располагалась на территории исторического Азербайджана. Данный факт не отрицают и историки, в т.ч. армянские. Как фиксирует историк-медиевист, автор учебного курса по христианской символике Роман Багдасаров, это была территория албанов, аборигенного населения Азербайджана, приморского Дагестана и части Алазанской долины Грузии(8). В период описания карты, приведенной в Тибетско-шаншунском словаре, известному российскому историку, создателю учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях Льву Гумилеву и российскому буддологу и тибетологу Брониславу Кузнецову удалось расшифровать и даже датировать комбинацию топонимов II в.до н.э.: "43.Snang-ldan-'bum-gling - судя по местоположению, Албания кавказская, современный Азербайджан и южный Дагестан"(9).

Имя албан неоднократно звучало в греко-латинских источниках. Согласно Страбону, албанская народность возникла на основе 26 племен, имевших на определенном этапе свой язык и своего царя: "Теперь царствует один над всеми. Перед тем каждое племя, отличающееся особым наречием, имело собственного царя. Между ними существует двадцать шесть языков, потому что они не так легко смешиваются между собою"(10). Уточняет место обитания албан Плиний: "В горах Кавказа и на берегу Каспия, южнее удин до реки Кура"(11).

Одной из основных в Кавказской Албании являлась провинция Карабах-Арцах, охватывавшая часть территорий нынешнего Нагорного Карабаха и Мильской степи. Со II в.н.э. на территории Албании фиксируется распространение христианства. Как отмечает митрополит Московский и Коломенский Макарий (1879-1882 гг.), "с проповедию" Южный Кавказ посетили "пять святых апостолов". В частности, "приходил в Армению святой Фаддей", который, "обратив ко Христу всех жителей Эдессы", отошел в Месопотамию, Сирию и Киликию. Со слов митрополита, "единодушно" называемый армянами "своим первым апостолом" Фаддей, не "проникал собственно в Армению и особенно в ту часть ее", находящейся "ныне в пределах нашего отечества". Он обосновывает это расположением Эдессы "не в самой Армении, а в верхней Сирии, или Месопотамии, принадлежавшей только тогда к Армении"; "разве принять за достоверное" известие армянских летописцев, уверяющих о проповедовании Фаддеем с 32 г. по 49-й в самой Армении, "Великой и Малой", что здесь он скончался и погребен "в области Шаваршан" и на могиле его "устроен даже монастырь"(12). Комментарии к сказанному митрополитом излишни.

В то же время, апостол Елисей (Егише) отстроил церковь в Гисе. Две последующие церкви - в гаваре Амарас и г. Цри (Утик) - заложили соответственно св. Григорий Армянский (Просветитель) и его внук Григорис, рукоположенный епископом по настоянию агванского царя Урнайря (на этом основаны дальнейшие притязания Армянской церкви на роль старшей по отношению к албанской; албанская традиция, видимо, напротив подчеркивала собственную первопрестольность). Ко времени Агуэнского собора (488 г. или 493 г.), созванного агванским царем Вачаганом III Благочестивым, местная церковь имела уже своего архиепископа (резиденция г.Партав-Бердаа) и 8 епархий.

Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь выступила против учрежденного в 590 г. византийским императором Маврикием на своей территории альтернативного Халкидонитского католикосата для армян. Как следствие, она приостановила отношения с расколовшейся "отступившей" Армянской церковью. На Вагаршапатском (491 г.) и Двинском (527 г.) соборах, осудивших Халкидонский собор, утвердивших армянское исповедание, присутствовали также агваны. Халкидониты объявили армян и их союзников, в том числе агван, монофиситами, Глава Албанской церкви стал рукополагаться на месте (учреждение католикосата), кроме того к рукоположению от Албанского католикоса переходит Сюник, бывший под юрисдикцией Армянской церкви(13).

Но в  VIII в. Южный Кавказ оказывается под властью Арабского халифата. В 20-ых годах этого столетия армянский католикос Элия (Эгия) «доложил» халифу Абд ал-Малику (685-705 г.г.) о соглашении албанского католикоса с византийским императором,  добившись низложения первого, халкидонита Бакура-Нерсеса(14). Получив в этом вопросе поддержку Халифата, Армянская церковь вытеснила албанское духовенство с занимаемых им позиций, начав "усиленную этническую, культурную и религиозную арменизацию албанов". Таким образом, Албанская церковь потеряла свою самостоятельность, оказавшись подчиненной армянскому католикосату(15).

В IX в. Албанское царство, куда входил и Арцах, было частично восстановлено. В ХII-ХIII вв. в Арцахе возвысилось Хаченское княжество, правителем которого являлся Гасан-Джалал - потомок албанских Михранидов. В XV в. албанские правители стали обладателями титула "мелик". Произошло это в период правления азербайджанского Государства Кара-Коюнлу (Джахан-шах). Карабахские владетели явились к Джахан-шаху в знак почтения и признания его власти, поставив в известность о разбитии рода Гасан Джалала на пять дочерних линий. Они обратились к нему с просьбой предоставить всем им титул, что позволило бы пресечь распри между родами и получить прямую поддержку от Государства Кара-Коюнлу. Положительно отреагировав на просьбу, Джахан-шах дал титул мелика (от слова "мюлк" - «владение») всем пяти феодальным владетелям из рода Гасан Джалала. После чего к каждой из пяти фамилий стал прилагаться титул мелик(16).

Так, род распался на пять меликств - мелких автономных княжеств. Тем самым, не может вызывать альтернативных комментариев тот факт, что все 5 меликств были по происхождению албанскими.

Каспийский интерес Петра I

С начала первой половины XVIII в. Южный Кавказ стал одной из стержневых точек мировой геополитики. Связано это было с ослаблением Персии и укреплением Российкой империи. Просчитывая варианты геополитического закрепления на западном побережье Каспийского моря, правитель России Петр I преследовал цель предотвратить его занятие Османской империей. Выдающийся русский историк Сергей Соловьев писал, что "Россия волею-неволею должна была вмешиваться в дела кавказских народов", т.к. "на перешейке между Черным и Каспийским морями" ее интересы сталкивались с внешнеполитическими намерениями Турции и Персии(17).

В 1714 г. в донесении на имя Петра капитан Преображенского полка (потомок кабардинских князей) Александр Бекович-Черкасский (до принятия православия - Девлет-Гирей-мурза), излагая планы османских турок "соединить под своею властью" все кавказские народы "вплоть до персидской границы", в целях недопущения иметь против себя "оный народ" во время неисключаемой новой войны с османами, актуализировал использование удобного момента для подчинения этого региона вследствии "интереса государственного".

Вместе с тем, по словам Александра Бековича-Черкасского, удачная Каспийская экспедиция поспособствовала бы получению Россией не только политических, но и экономических выгод, т. к. "Кавказский край богат всякими рудами". "Черкасский, князь Александр Бекович". Статья в Большой биографической энциклопедии(18).

Последнее замечание несло неспонтанный характер по причине нахождения к тому времени «нефтяной тематики» в поле зрения Петра I. Так, еще в 1713 г. в направленной им обер-прокурору Павлу Ягужинскому прозвучало: «По получении сего письма скажи в Сенате, чтоб нефти довольное число, а именно чтоб ведер десять или больше мерою прислали сюды»(19). А в 1719 г. функции распоряжения недрами страны были возложены на Берг-коллегию.

Таким образом, кавказское направление высветилось одним из краеугольных во внешнеполитических пристрастиях Российской империи. Потому вслед за  успешным окончанием для России Северной войны (1700-1721 гг.),  обеспечившей ее выход к Балтийскому морю и налаживание морской торговли с Европой, в 1722 г. Петр I инициировал Каспийский (Персидский) поход русских армии и флота в Северный Азербайджан и Дагестан (принадлежавшие Персии).

Предлог для этого был найден более чем удобоваримый. Согласно свидетельству действительного статского советника, правителя канцелярии при российском главнокомандующем в Грузии Семена Броневского, осенью 1721 г. в Персии происходили "следующия обстоятельства". Лезгинский бунтовщик Дауд бег, соединясь с Сурхай ханом казыкумыцким, напали на ширванскую область, взяли города Кубу и Шемаху. Убив хана шемахинскаго, разорили торговлею процветавший город, перебили купцов или захватили в плен. При этом "погибло до трехсот человек российскаго купечества, находившагося в Шемахе, и убыток, при сем случае причиненный российской торговле, восходил до четырех миллионов рублей". Притесняемый со всех сторон шах Гуссеин "отправил трех послов к российскому государю, прося помощи", в связи с чем Петр I повелел "сделать к походу нужныя заготовления"(20).

Как фиксировалось в этой связи советской историографией, осуществление Давуд беком и Сурхай ханом акции произошло "по наущению турецкого султана". Фактор же ограбления русских купцов в Шемахе становился удобным поводом для начала Россией военных операций. Хотя официальные лица утверждали о защите российским правительством своих исконных торговых прав, в действительности главной причиной перехода ситуации на военную стезю исходила из геополитического аппетита на прикаспийский ареал.

Петр I выступил из Москвы в мае 1722 г. Командование войсками было возложено на генерала Михаила Матюшкина. В июльском  манифесте императора (для распространения, в т.ч. в Дагестане и Азербайджане) говорилось, что "ввиду отказа Дауда-Гаджи и Сурхай-хана дать удовлетворение, мы принуждены против предреченных бунтовщиков и всезлобных разбойников войска привести"(21).

К началу сентября русские без боя вступили в Дербент, планируя двигаться к Шемахе. Данный шаг, конечно же, вызвал недовольство Османской империи. На тот период открытая конфронтация с османами не стояла на внешнеполитической повестке дня России, и в сентябрьском рескрипте 1722 г. Российской государственной коллегии иностранных дел резиденту учрежденного в 1721 г. в Константинополе постоянного российского представительство Ивану Неплюеву подчеркивалась необходимость "накрепко обнадежить" Порту в том, что "наши войска" принуждены были к Шемахе, но "к турецким границам в Жоржию (Грузию - прим. авт.) и Армению не будут приближатца", а "токмо подле берегов Каспийского моря маршировать имеют"(22).

Вместе с тем, Дауд бег и Сурхай обратились за помощью против русских Константинополю, "предаваясь в подданство Порты Отоманской". Первый был принят под покровительство, став "дагистанским владельцем", после чего османы потребовали у России не препятствовать "ему владеть Ширваном"(20).

Наверняка, нежелание России обострять в тот период взаимоотношения с Портой поспособствовали приостановлению Каспийского похода. Официальным, если можно так сказать, обоснованием этого шага он обозначил не только оскудение провианта и наличие в российских "руках" Дербента. Но и констатацией того факта, что "всех бы басурман на себя охрабрили", т.к. "им опасения есть далее идти пока Шемаха у нас будет в руках". Но при этом Петр I заверил о скорых планах возвращения в регион с "будущей кампанией"(23).

Так что не случайно османский султан продолжал проявлять беспокойство. В декабрьском письме Петру I государственный канцлер граф Гавриил Головкин, сообщая о требовании Константинополя вывести "ис персидских стран все [российские] войски", ставил в известность о готовности осман к военным действиям(24). Русский государь прекрасно понимал, что может нести для России активизация Османской империи в кавказском векторе. Потому начал активно готовить новый каспийский поход.   

Продолжение следует.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1.См. подр.: Адонц Н. Армения. - Новый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. СПб, 1912, том 3

2.См. подр.: Рауф Гусейн-заде. О родословной армян и истории их миграции на Кавказ

http://irs-az.com/new/pdf/090620134340.pdf

3.История армянского народа. С древнейших времен до наших дней. Ереван, 1980, с.27

4.И.М. Дьяконов. Предыстория армянского народа

http://annales.info/other/djakonov/03.htm

5."История Востока" (Восток в древности)

http://gumilevica.kulichki.net/HE1/he118.htm

6.Периодическая болезнь

http://medarticle.moslek.ru/articles/30896.htm

7.Армянская периодическая болезнь

http://husisapail.narod.ru/bolezn.htm

8.Роман Багдасаров. Свастика: священный символ

http://bagdasarovr.narod.ru/swastika.htm

9.Лев Гумилев; Бронислав Кузнецов. Две традиции древнетибетской картографии

http://kulichki.com/~gumilev/articles/tibet08.htm

10.Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г.А.Стратановского). Л., М., 1964. кн.XI, гл.4

11.Плиний. VI, 13, 38-39

12.Митрополит Макарий. История Русской Церкви

http://www.krotov.info/history/makariy/makar113.html

13.Игорь Кузнецов. Удины (Материалы к изучению Кавказской Албании)

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/udiny.html

14.Иеромонах Алексий Никоноров. Албанская церковь

http://iereyalexandr.narod.ru/alb_cer.htm

15.Иеромонах Алексий Никоноров. История Христианства в Кавказской Албании

http://baku.eparhia.ru/history/albania/viii_centure/

16.Интервью с член-корреспондентом НАН Азербайджана, профессором Фаридой Мамедовой

http://erevangala500.com/?direct=news_page&id=28

17.Сергей Соловьев. История России с древнейших времен. Том 18

http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1180.shtml

18.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/16151/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

19.Цит. по: Александр Завьялов. Что общего у Менделеева с Черномырдиным?

http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4321

20.С.М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Bronevskij/frametext2.htm

21.Цит. по: Патимат Тахнаева. О пребывании Петра I в Дагестане

http://gazavat.ru/history3.php?rub=9&art=247

22.Из рескрипта Государственной коллегии иностранных дел И. Неплюеву

http://www.hrono.info/libris/lib_n/karabah019.php

23.Объявление о действиях и кампании

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1720-1740/New_doks_osv_dviz/text.phtml?id=2384

24.Письмо канцлера графа Головкина Петру I

http://www.hrono.info/libris/lib_n/karabah020.php


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама