Хоть в азербайджанском обществе и имеется немало очагов напряженности, включая проблему коррупции и имущественное неравенство, местные аналитики считают, что в обозримом будущем религия вряд ли станет сколько-нибудь серьезной линий раскола в стране.
«Это самое светское из мусульманских государств в мире, – подчеркивает профессор истории ислама Бакинского государственного университета Алтай Гоюшов. – Среди мусульманских народов азербайджанцы наименее серьезно относятся к соблюдению религиозных обрядов и постов. Мужчины с длинными бородами и закутанные до пят женщины по-прежнему не слишком распространенное явление в Азербайджане».
Подобное отношение является по большей части порождением истории Азербайджана. Это государство, жители которой исторически являлись приверженцами преимущественно шиитской ветви ислама, 71 год просуществовало в составе атеистического Советского Союза. Когда в 1991 году СССР развалился, жители Азербайджана, как и граждане других бывших советских республик, начали искать альтернативную идеологию и обратились к исламу, говорит бывший зампред Госкомитета по работе с религиозными организациями Эльчин Аскеров. Однако в случае Азербайджана обращение населения к мусульманству не пошатнуло светских традиций.
«Большинство набожных азербайджанцев никогда не посещают мечеть; они не меняют своего образа жизни, как предписывает ислам, – поясняет он. – Ислам для них – не стиль жизни. Им безразлично, что общественно-политический уклад в стране противоречит правилам, диктуемым исламом».
Разговоры о возможной радикализации ислама в Азербайджане связаны с недавним обострением трений между Баку и соседним Ираном. Некоторые представители иранского руководства стали выступать с провокационными заявлениями, а протегеранские радикальные элементы были заподозрены в причастности к убийству в 2012 году видного журналиста, придерживавшегося светских взглядов. Однако при всем этом имеется множество признаков (по меньшей мере, в Баку), свидетельствующих о непоколебимости светской ориентации азербайджанского государства. Так, например, здесь никто не развязывает кампаний против распития алкогольных напитков, в супермаркетах в продаже можно найти (правда, не всегда) продукты из свинины. Серия же акций протеста, призванных понудить власти разрешить представительницам женского пола носить в образовательных учреждениях хиджаб – традиционный мусульманский головной убор, так и не набрала обороты.
В широком же светском контексте многие жители Азербайджана, судя по всему, не прочь исследовать духовную сторону своего существования. Согласно результатам исследования, проведенного для Кавказского центра исследовательских ресурсов, число респондентов, считающих религию крайне важной частью своей повседневной жизни, постепенно увеличивается: в 2010 году был опрошен 2001 респондент и этот показатель составил 28 процентов, а в 2012 году он достиг уже 33 процентов от общего количества в 1829 респондентов. Еще 44 процента опрошенных сообщили, что считают теперь религию «довольно важной» частью своей повседневной жизни.
И все же из этих людей, составляющих в общей сложности 77 процентов, лишь 2 процента ежедневно посещают религиозную службу, и еще 3 процента – раз в неделю и больше. Почти половина никогда не соблюдает пост, являющийся еще одним обязательным мусульманским обрядом, а 20 процентов постятся, но лишь изредка.
Одной из таких граждан является 24-летняя преподавательница Азербайджанского института туризма Гюнель Ибрагимли. На своих фото в соцсети Facebook она одета, как профессиональная модель, в плотно обтягивающие брючки и миниюбки. Она посещает оперу, балет и художественные выставки, когда представляется такая возможность, и никогда – мечеть или другие религиозные собрания. Никакой другой религиозной литературы, помимо Корана, она не читала.
Однако молодая женщина не усматривает никакого противоречия между подобными своими пристрастиями и сильными, по ее собственным словам, мусульманскими убеждениями. «Я выросла в обществе, отличном» от арабских стран с их строгими мусульманскими законами, объясняет она.
В Азербайджане также существует относительно небольшое количество последователей салафизма – весьма консервативного движения внутри суннитской ветви ислама. Салафиты строго придерживаются таких религиозных требований, как отказ от употребления алкоголя и скромность в одежде.
«Вести светский образ жизни – значит хотеть получать от жизни все удовольствия. Что противоречит исламу. Эти удовольствия для мусульман находятся под запретом», – говорит 36-летний салафит Рамин Хамзаев, работающий на стройке в Баку.
Большинство азербайджанцев склонны относиться к салафизму с подозрением. Это движение пришло в Азербайджан в начале 1990-х годов из Саудовской Аравии, но так и не обросло, по словам аналитиков, большим количеством последователей. «Азербайджанцы предпочитают слушаться своего муллу, а не думать о том, что пытается им внушить высокообразованное духовенство из Ирана и арабских стран, – говорит профессор БГУ Алтай Гоюшов. – Все новое расшатывает их традиционные религиозные ценности».
Власти страны, официально одобряя мусульманское наследие Азербайджана, проводят курс на укрепление светской ориентации государства. В общеобразовательной школе Азербайджана не преподают религию, мечети обязаны регистрироваться в государственных органах, а строгие правила предписывают, что продажа литературы религиозного содержания может производиться лишь в государственных торговых точках. Разговоры об азербайджанской идентичности относятся к чисто светским проявлениям – переживающей бум нефтегазовой отрасли, реконструкции центра Баку или выводу на орбиту в феврале этого года первого в Закавказье спутника связи.
И здесь опять вступает в игру прочное светское наследие, доставшееся республике с советских времен. 40,9 процентов населения страны, составляющего 9,6 млн человек, это молодые люди моложе 25 лет, а представители более старшего поколения «получили образование при советской власти…очень светской направленности», отмечает Эльчин Аскеров, ныне руководитель бакинского общественного Центра религиозных исследований. «Они не были воспитаны в религиозных традициях. Так что они могут подходить к исламу с критических позиций и считают возможным подвергать его сомнению».
Правда, подобный критический подход внушает беспокойство 23-летнему специалисту по информационным технологиям и еще одному последователю салафизма Фариду Ибрагимову, который является единственным верующим в семье. Отец отговаривает его носить бороду и посещать мечеть, а мать отказывается носить хиджаб, говорит молодой человек.
«Меня очень расстраивает, когда отец говорит: жизнь коротка, надо жить весело! – рассказывает он. – Большинство жителей Азербайджана – полные невежды в том, что касается ислама. Они считают это отсталостью. Я не могу заинтересовать свою семью, потому что они не верят в загробную жизнь».
С точки же зрения Гюнель Ибрагимли, она не видит причины, почему нельзя быть одновременно и светским человеком, и исповедовать ислам. «Ислам для меня нечто очень личное. И требует…логического подхода, – говорит она. – Именно так большинство азербайджанцев и воспринимают религию. И это здорово!»
eurasianet.org