После Хаджа: стать чище, верить осмысленнее!13.09.2010 | Исламская культураВ прошлом номере нашей газеты мы впервые познакомились с Теймуром Атаевым, политологом из Азербайджана. В беседе с Джаннатом Сергеем Маркусом он обсудил, насколько наследие великого имама Абу Ханифы помогает нам ныне понять процессы современности. Предлагаем теперь вторую беседу с ним – ведь Теймур-эфенди только что вернулся из Хаджа и теперь получил право именоваться хаджием. – Удалось ли Вам, как жителю такого крупного города, как Баку, человеку крайне занятому, подготовиться к Хаджу в суете будней – или это было нечто вроде очередного туристского путешествия? – Прежде всего, конечно, туристический дух исключён в корне. Хадж – один из пяти столпов Ислама, и каждый мусульманин живёт с надеждой исполнить его, ИншаАллах! Другое дело, что Аллах несколько облегчил для меня предхаджевскую ситуацию. Мне помогали друзья, уже побывавшие в Хадже. Большую помощь оказал альманах «Хадж российских мусульман» (N2, 2009 г.), подготовленный издательским домом «Медина» – там подробно описываются действия совершающего Хадж. – Ваши первые впечатления от Аравии: от природы, необычного климата, от масс людей? – Летели мы из Баку через Стамбул (группа из 50 человек). Приземлились в Саудовской Аравии ночью. Очень гостеприимно нас приняла Джидда, но город мы фактически не видели, так как сразу же на автобусе отправились в Мекку. Великий город потряс сразу и на всю жизнь. Но не только своеобразной архитектурой. Даже через стёкла автобусов чувствовалась особая атмосфера Мекки, некий Божественный Дух. Чистота – в глобальном понимании значения этого определения. И ощущаемая радость всех тех, кто попадался на пути. – Насколько обилие людей во время Хаджа (это теперь около 3 миллионов человек) мешает прочувствованному прохождению Хаджа? – Количество людей абсолютно не довлеет над твоим внутренним состоянием. Происходит в корне наоборот. Ты ощущаешь себя частицей огромнейшего или, даже, необъятного мира. Ты видишь силу Ислама, чувствуешь его потенциал. Атмосфера многомиллионного совершения Хаджа рядом с тобой (а тобой – в массе) создаёт особый микроклимат, демонстрируя единство помыслов прибывших в эти дни в Саудовскую Аравию. – И всё же – были ли стрессовые моменты? – Здесь, скорее, получаешь стресс не в общепринятом смысле слова. Стресс (остро переживаемое) несёт исключительно положительный заряд. А как может быть по-другому, если ты оказываешься в числе совершающих таваф (обход вокруг Каабы)? Когда звучит азан… и на всей территории мечети ощущается вообще неимоверное внутреннее тепло. Всё будто приостанавливается. Ты остаёшься с Богом. Один на один. Но при этом тебя переполняет ощущение, что ты – в Мекке. Среди тех, кому волею Всевышнего удалось оказаться здесь! Возможно, этот факт является одним из тех, что вызывает слёзы паломника. Этих слёз никто не стесняется. Они будто не чувствуются. Не знаю, может, в понятие стресс вкладывается ливневый отрезок, заставший нас в долине Мина? Поверьте, дорогой брат Джаннат, этот дождь лишь фиксировался. Он абсолютно не довлел. Ведь верующие люди прекрасно знают, что все природные явления – суть проявление Божественной воли. И намаз совершался, и беседы продолжались… Другое дело, что мы очень переживали за паломников, совершавших Хадж своих ходом. Надеясь, что Аллах поддержит их! Естественно, так и произошло! Аллах Всесилен! – Удалось ли пообщаться с хаджиями из разных стран? На каких языках и о чём удалось узнать? – Безусловно. По линии «Гости короля» Хадж совершили 1500 человек со всех континентов. И это неописуемо. Европа, Азия, Америка, Африка…– и всех объединяет Любовь к Аллаху! Желание стать чище! Обновиться духовно! В палатках в долине Мина, затем у подножия Арафата, в Муздалифе мы всё время находились рядом. Представьте такую картину. В мечети хаджии читают Коран. Что касается языка общения, между представителями постсоветского пространства таковым, конечно же, был русский. В ходу был английский (почувствовал необходимость его закрепления). Ну и азербайджанцам, конечно же, не составляло труда общаться с турецкими братьями. А их было немало. – А каковы впечатления о работе саудовской полиции, таксистов и медиков? – В целом организация Хаджа потрясает. Все перечисленные Вами службы работали чётко, Слава Аллаху. Причём, что немаловажно, исполняли возложенные на них задачи не как бы вынужденно, а с душой, искренне желая облегчить паломнику прохождение Хаджа. На протяжении всего пути следования хаджиев, мы всё время видели вертолёты служб безопасности, контролировавшие ситуацию. – Интересно, совпали ли Ваши прежние представления о Каабе, о Мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине с тем, что увидели теперь своими глазами? – Словами не передашь испытанного ощущения. Язык просто беден. Это лишь можно испытать. Но один факт сначала вызвал у меня как бы непонимание. А затем произошло его осознание. Этот субъективный взгляд я отразил в статье, сразу же написанной по возвращении. Посредством фото или видео-съёмок не передашь ощущений, что испытываешь при одновременном взгляде на Каабу и новейшие постройки вокруг Заповедной мечети. Кааба, территория мечети, минареты и... фешенебельнейшие монументальные здания западного стиля. Хотя строительство новых зданий по всей Мекке выдержано в традиционном духе, именно в обрамлении Заповедной мечети разрастается комплекс, облик которого принимает значительно иной оттенок. Так вот, я предположил, что делается это сознательно. С Вашего позволения, процитирую небольшой отрезок из статьи: «Ты видишь Каабу, древнюю и вечно молодую, притягивающую и дающую надежду, со всеми сохраняющимися и передающимися из поколения в поколения ритуальными традициями. Эта Кааба, вкупе с сопровождающими её духовностью и чистотой, сохраняется той же самой, несмотря на цивилизационные наработки современного зодчества. Являясь центром притяжения миллиардов людей, неся те же заряд, силу и обоснование, что и в VII веке, мечеть остаётся тем базисом, откуда исходит Свет веры. Свет правды. Свет человечности. И, будучи (по высоте) ниже новейшего архитектурного комплекса, Заповедная мечеть поглощает всё вокруг. Демонстрируя тем самым свою вечную значимость. Вне времени, пространства и предусмотренного Аллахом развития цивилизации». Не знаю, удалось ли ответить на Ваш вопрос… – Спасибо. Слушая сейчас этот отрывок из Вашей статьи, я вспомнил те старинные рисунки и гравюры, которые делали хаджи со времён Средневековья: всё внешне меняется вокруг Каабы, а она проходит сквозь века невредимой и несущей всё тот же Свет. А каково для Вас самое сокровенное открытие во время Хаджа – для души, для той сферы, где происходит богообщение? – Скорее, это не открытие, а – подтверждение Всесилия Аллаха! Когда начался ливень в Мине, через некоторое время после намаза я отправился в мечеть, чтобы почитать Коран. Мечеть также располагалась в палатке. От силы ливня пробивало материю, однако…не в тех местах, где сидели паломники. Но даже не это самое показательное. Я стал листать Книгу, чтобы продолжить чтение с той суры, на которой прервался. Так глаза сразу же уловили слово «дождь». Сначала я даже не поверил этому, решив задержаться на этой странице для ознакомления с аятом. Но откровение чёрным по белому гласило: «Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, посредством которой Мы взращиваем плоды различных цветов?» (Сура «Ангелы»). Вот скажите – это не феноменально? И можно ли забыть о таком? – Потрясающе! А вот ещё что хочется от Вас услышать: насколько бросилась в глаза разница культур, языков, национальных обычаев, мазхабов – в общении с мусульманами из разных стран? В определённом смысле все мы – как бы инопланетяне друг для друга, у всех свои привычки, обычаи, вкусы и запахи… – Вы знаете, наверное, один из важнейших выводов, к которому верующий подходит в период Хаджа – это искусственность внутримусульманских противоречий! Вернее, они есть, пребывая на поверхности. Но их происхождение – суть в политической плоскости. В поклонении между мусульманами никакого противостояния нет и быть не может. Единение такого рода было прочувствовано мною на всём пути из Мекки в Медину. Ты лишь чувствуешь, что рядом – идентичные тебе люди, вне зависимости от цвета кожи и языка произнесения дуа (мольбы). Мы все так похожи! Возможно, даже уповаем на Всевышнего одинаково. Так вот, сила мусульманского мира – в единении. В единстве. Это есть тот краеугольный камень здания уммы, который на протяжении веков пытаются подорвать заинтересованные в ослаблении мусульманского сообщества силы. Каждый из нас должен проникнуться осознанием данной ситуации. И приложить все силы для недопущения реализации антимусульманского сценария. – И последнее: как Вы пережили рубеж – возвращение на Родину в Баку из Мекки? Не было ли ощущения, что жизнь завершена (исполнен пятый аркан Ислама) и теперь… уже более ничего не нужно, можно расслабиться? – В корне наоборот. Ты хочешь стать чище. Верить осмысленнее. То, что пережито в Саудовской Аравии, позволяет надеяться на внутренние изменения. ИншаАллах! Джаннат Сергей Маркус URL: |
Авторские колонки
Реклама
|