Поверх барьеров: 60 лет ШЕЙХУ Аллахшукюру Паша-заде19.10.2010 | История в лицах5–6 ноября 2009 года в столице Азербайджана Баку состоялось поистине историческое событие – празднование 60-летия духовного лидера мусульман СНГ шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде. На юбилей съехались гости из множества стран. Самой представительной была делегация из России, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Более того, президент России Дмитрий Медведев направил А. Паша-заде послание с поздравлениями по случаю 60-летнего юбилея и 30-летия возведения в сан шейх-уль-ислама. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, приветствуя гостей, говорил и о новых политических тенденциях. О том, каковы эти тенденции и какие силы их формируют на постсоветском пространстве, я беседую с историком Романом Силантьевым. – Роман Анатольевич, многие годы вы работали в Межрелигиозном совете России и Межрелигиозном совете СНГ, и темы межрелигиозного диалога, а также тенденции в продвижении внутрирелигиозного диалога мусульман СНГ вам известны не понаслышке. Почему, по вашему мнению, именно Азербайджану и именно Аллахшукюру Паша-заде выпала роль стать объединяющим центром мусульман СНГ? – 30 лет назад, в августе 1979 года, Паша-заде возглавил Духовное управление мусульман Закавкаья. В этот же период времени ДУМЕС возглавил муфтий Талгат Таджуддин, ДУМ Северного Кавказа – муфтий Мухмуд Геккиев, а САДУМ – муфтий Шамсуддин Бабаханов. Так произошла смена генерации духовных лидеров в СССР. После избрания в 1980 году на пост председателей ДУМЗак и ДУМЕС молодых и энергичных шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде и муфтия Талгата Таджуддина, а также кончины в 1982 году главы САДУМ муфтия Зияуддина Бабаханова доминирование Ташкента в исламском сообществе СССР прекратилось. Следующая крупная международная мусульманская конференция «Мусульмане в борьбе за мир» была проведена уже в Баку. Новый глава мусульман Закавказья шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде громко заявил о себе как о новом фактическом лидере мусульман Советского Союза. – В России исследователи и политики немало спорят о том явлении, которое директор ИВ РАН Вячеслав Наумкин в одной из своих работ назвал «асимметричной структурой управления» российским мусульманским пространством. Это явление можно назвать также и репликацией муфтиятов, а еще проще – расколом российской уммы. Что, на ваш взгляд, удержало шиитско-суннитское управление Республики Азербайджан от развития подобной ситуации? – В период развала СССР шейх-уль-ислам Азербайджана приложил все усилия к тому, чтобы его управление оставалось действующим органом. Условия для сдерживания центробежных процессов, охвативших все сферы жизни постсоветских обществ СНГ, в Азербайджане были самые сложные. Здесь представлены все традиционные школы и направления ислама. Межличностные связи мусульман Азербайджана с Казанью, Махачкалой, Грозным, Ташкентом, Душанбе всегда были весьма крепкими, что могло послужить основой как для раскола, так и для интеграции. Условий для раскола мусульман в Азербайджане было гораздо больше, чем где-либо на постсоветском пространстве, но этого не произошло благодаря активности А. Паша-заде. Позднее, когда в стране сложился светско-религиозный тандем в лице третьего президента Азербайджана Г. Алиева и шейх-уль-ислама А. Паша-заде, началась действительно плодотворная совместная работа двух национальных лидеров, в результате которой эти связи были поставлены под контроль. Сохранение единства Азербайджана невозможно без добрососедства и бережного отношения к исторически сложившимся связям. Сохранение мира и единства стало основой политики Гейдара Алиева, а затем и президента Ильхама Алиева. Во времена развала СССР такая последовательность в политическом выборе для лидеров была редкостью. Так что этот тандем не является стечением политических обстоятельств. Это наработанное явление. Мы помним, что Азербайджан стал первой советской республикой, в которой произошел кровавый межэтнический конфликт – карабахский. В Баку были серьезные волнения, отмечены погромами и кровавой расправой с мирным населением. Весь мир тогда облетела сказанная А. Паша-заде фраза: «Ни с одним народом нельзя договориться на языке оружия». Тогда-то он и приобрел статус национального лидера, но при этом никогда не претендовал на узурпацию функций светской власти, не шло также речи о шантаже власти. Напротив, он благословил на служение стране всех президентов Азербайджана. – Как сложилось, что Азербайджан сумел избежать тех губительных процессов, которыми был охвачен весь СНГ, включая Россию, – распространение чуждых мусульманам СНГ околоисламских идеологий и кровавых столкновений на почве внутрирелигиозных разногласий? – Азербайджанские мусульмане оперативно реагируют на вызовы. В силу своего геополитического и экономического положения у них эта рефлексия обострена. Они проявляют бдительность, без сантиментов и жестко оберегают свое население от зарубежных влияний, следят за ростом кадров духовенства. Управление мусульман Азербайджана стало первым из управлений, которое не позволило отдать мусульманское образование на откуп зарубежным учителям. А. Паша-заде добился создания собственного учебного заведения. Кадры духовенства для нужд Азербайджана готовятся теперь только в Азербайджане. Первый заместитель председателя Управления мусульман Кавказа учился, правда, еще и в бухарском «Мир-и-Араб», так же как и сам А. Паша-заде. Выходцы этого медресе не раз отмечали, что оно готовило кадры так, что при всех различиях между студентами не было известно ни одного случая вражды в связи с этническими и религиозными предрассудками. Это воспитание заложило главную установку – религиозные и культурные различия не могут быть базой для разногласий, вражды и ненависти. Неудивительно, что такая конкретная политическая установка и последовательность в действиях вызывала и продолжает вызывать раздражение и опасения у внешних сил, заинтересованных в раскачивании и без того непростых межконфессиональных, внутриконфессиональных и межэтнических отношений на Кавказе. – Вы упомянули о помощи Аллахшукюра Паша-заде северокавказским мусульманам. В чем она проявилась? – Прежде всего в том, что от его управления всегда исходил мощный заряд консолидации. Он давал положительный стимул традиционному исламу, показывал пути углубления политической духовной интеграции в самые трудные времена. Демонстрировал способы преодоления самых сложных политических барьеров. Его пример способствовал повышению престижа духовных лидеров мусульман России и СНГ на международной арене. – Недавно был создан Консультативный совет мусульман СНГ. Каковы его функции, кто инициаторы его создания и лидеры? – Консультативный совет мусульман СНГ призван служить целям поддержки традиционного ислама и способствовать политической интеграции. В отношении политической площадки, возглавляемой Аллахшукюром Паша-заде и сформированной при активном участии председателя Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева и верховного муфтия ЦДУМ России шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина – сопредседателей Межрелигиозного совета мусульман СНГ, можно сказать, что есть уверенность в том, что она не станет площадкой внутрирелигиозных разногласий. Cегодня шейх-уль-ислам Азербайджана возглавляет Управление мусульман Кавказа, является сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ, председателем Высшего религиозного совета народов Кавказа и членом президиума Евразийского исламского совета. В целом азербайджанское духовное управление на постсоветском пространстве – уверенный лидер, поскольку это единственное сохранившееся с XIX века управление, которое не только не распалось, а, напротив, расширило свое влияние, перехватив инициативу у Узбекистана, где после ухода муфтиев рода Бабахановых эта динамика консолидации и интеграции мусульман на время была утрачена. Однако тенденции таковы, что интеграционные процессы стали интересовать и мусульман тех стран СНГ, которые были охвачены смутой гражданского противостояния или безразличны к тому, что происходит за пределами их стран, – Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Узбекистана. – Мы видим, что интегративные процессы СНГ на уровне многосторонних межгосударственных отношений утратили свою динамику. В области практической политики больше перспектив у двустороннего сотрудничества. Мусульмане СНГ – часть своих национальных государств и обществ, а потому нет ли противоречия в том, что при слабо выраженной тенденции к интеграции в рамках СНГ они проявляют такую консолидационную активность? – Процесс, конечно, непростой. Межгосударственные отношения постоянно претерпевают изменения. Они отличаются очень высокой динамикой. С мусульманским пространством СНГ, которое основано на культурной общности и общности исторических судеб, ситуация несколько иная. Эта интеграции предвосхищает интеграцию политическую по ряду причин, связанных с потребностями духовной безопасности этих государств. Иными словами, мусульман СНГ объединяют общие проблемы и общие интересы. И они ни в коей мере не противоречат интересам своих государственных образований. Сегодня к такому сотрудничеству готовы мусульмане России, мусульмане западной части СНГ, то есть мусульмане прибалтийских стран, Белоруссии и Молдовы. На востоке – Узбекистан и Киргизия. Высоки шансы увидеть в Совете представителей Казахстана и Туркменистана. Сегодня тандем светской и духовной власти проявил себя в Таджикистане, где ханафитский мазхаб признан главенствующим и на его основе формируется идеология таджикского национального государства, базовой идеей которой является идея толерантности. – Получается, что мусульмане СНГ могут стать в авангарде политических интеграционных процессов и Консультативный совет – первый шаг в этом направлении? – Можно сказать и так. – Спасибо за интервью.
Беседовала URL: |
Авторские колонки
Реклама
|