Великие ученые Азербайджана: Абу-л-Хасан Бахманйар и Абдуррашид аль-Бакуви29.10.2010 | История в лицахПопав с крушением Сасанидской империи в молодое, быстро развивающееся мусульманское государство, Азербайджан продолжал успешно развиваться в различных направлениях. Даже с разрушением единой государственности Халифата Азербайджан оставался в рамках единой мусульманской цивилизации, вобравшей в себя лучший опыт своих предшественников — арабов, персов, греков, сирийцев, египтян, тюрков, синтезировавшей его и успешно развившей. Это развитие касалось не только экономики, военного дела, культуры и ремесел, но также науки и искусства. Недаром в это время именно наука мусульманских стран вышла далеко вперед, оставив позади себя все остальное человечество. Для культуры мусульманских стран характерной чертой было параллельное развитие одновременно в нескольких различных центрах. В XI–XIV веках такими центрами были, например, Ирак, Египет, Андалусия и особенно Иран и Средняя Азия (Мавераннахр и сопредельные территории). Несмотря на то, что Азербайджан, на первый взгляд, в числе этих центров не называется, это вовсе не значит, что его щедрая земля не дала в это время ученых с мировым именем. Именно к таким величайшим умам своего времени относились такие мудрецы, например, как Абу-л-Хасан Бахманйар ибн аль-Марзбан аль-Азербайджани и Абдуррашид аль-Бакуви. На примере Абу-л-Хасана Бахманйара ибн аль-Марзбана аль-Азербайджани можно убедиться, какую благотворную роль играл синтез культур, имевший место в мусульманском мире того времени. Азербайджанец по рождению и происхождению, ученик среднеазиатского мудреца Ибн Сины, Бахманйар относился к школе перипатетиков, испытавшей сильное влияние древнегреческой философской мысли. Наконец, жил он в мусульманской стране, что не могло не оказать влияния на его творчество. К числу созданных Бахманйаром сочинений относятся «Познание», книга «О музыке», множество трактатов. Умер Бахманйар в 458 (1065/66) году, спустя тридцать лет после кончины Абу Али ибн Сины. Говорят, что когда Ибн Сина был в кузнице, туда кто-то зашел и попросил у кузнеца огня. Кузнец сказал: «Принеси совок, я положу тебе туда угли». Проситель тогда набрал на ладонь земли и сказал кузнецу: «Положи уголь в этот совок». Ибн Сина был так поражен сметливостью юноши, что тут же предложил ему у себя место ученика. Этим юношей был Бахманйар. О том, что Бахманйар еще в детстве был в учениках у Ибн Сины, свидетельствует и его собственный рассказ: «Раз я и другие ученики Ибн Сины в субботу пришли на почетные занятия. Случилось так, что мы очень вяло участвовали в обсуждаемой теме. Учитель сказал: «Видно, день отдыха у вас прошел без пользы». Я с группой товарищей отвечали, что в день отдыха мы отправились гулять и поэтому не смогли выполнить задание. В ответ на это учитель тяжело вздохнул и со слезами на глазах сказал: «Канатоходец ежедневными упражнениями достигает такой степени совершенства, что поражает даже сведущих во всем мудрецов. Почему же среди вас не нашлось умного и мудрого ученика, который бездельничанью предпочел бы занятия?» Сам Ибн Сина пишет, что Бахманйар был ему ближе сына и что он, воспитав его и дав ему хорошее образование, смог сделать его таким выдающимся ученым. Из всего вышесказанного следует, что Бахманйар должен был быть на 10–15 лет моложе Ибн-Сины и время его рождения должно относиться к концу Х века. Как пишет ряд средневековых авторов, многие полемические произведения Ибн Сины, например, такие, как «Аль-мубахасат» (Совместные обсуждения) и «Ат-таликат» (Объяснения), созданы в спорах с Бахманйаром о некоторых вопросах физики, метафизики, психологии и логики. Самое ценное для истории науки то, что «Объяснения» сохранились в записи самого Бахманйара. В Санкт-Петербурге и Ташкенте хранятся два письма, построенных на вопросах Бахманйара и ответах Ибн Сины. О широкой популярности трудов Бахманйара свидетельствует широкое распространение их по всему Востоку. Они переписывались и хранились во многих университетских и дворцовых библиотеках. Наибольшей популярностью пользовались произведения Бахманйара «Аттахсил» (Познание), «Аз-зина» (Украшение), «Аль-баджавасаада» (Радость и счастье), «Фил-мусика» (О музыке). Рукописные издания его книг, переписываемые и распространяемые буквально до наших дней, хранятся почти во всех крупных библиотеках мира. С прошлого столетия они начали переводиться на европейские языки. На фарси некоторые произведения Бахманйара были переведены чуть ли не при жизни автора. Бахманйар создал школу философов. Его научная и преподавательская деятельность сыграла большую роль в развитии и распространении научных и философских идей в Азербайджане и на Востоке в целом. Среди его учеников особо заметной фигурой был выдающийся хорасанский философ и поэт Абульаббас аль-Лавкари. Через аль-Лавкари и его другого ученика — известного философа Абульфата ибн-Хайама — исследователи творчества Бахманйара прослеживают преемственную, необрывающуюся связь между научными школами Бахманйара и Насиреддина Туси. Известный просветитель и историк мусульманской культуры Шихабуддин Марджани, говоря об истории философии, ставит Бахманйара в четверку самых выдающихся корифеев Востока: «Крупнейшими и самыми великими среди них были Абу-Насраль-Фараби, Абу Али Ибн Сина, кади Абуль-Валид Мухаммад ибн Рушд и Бахманйар ибн аль-Марзбан». Несомненно, что столь высокая оценка, данная российским исламским энциклопедистом и историком, не могла не быть обоснованной. Другим светилом азербайджанской науки, чей свет достиг самых удаленных уголков исламского мира, был географ Абд Ар-Рашид Аль-Бакуви. Как явно свидетельствует его имя, был он выходцем из Баку, про который очень много написал в своем известном трактате «Китаб Талхис Аль-Асар Вааджаиб Аль-Малик Аль-Каххар», что в переводе означает «Сокращение [книги о], «памятниках» и чудеса царя могучего». Считается, что его книга является сокращением книги другого известного описателя Земли — аль-Казвини. Но при этом аль-Бакуви дает гораздо более подробные, нежели аль-Казвини, описания многих стран, земель и местностей. Особенно это касается Азербайджана, а также берегов Каспийского моря. В то время география отнюдь не исчерпывалась лишь описанием далеких и ближних стран и путей в них. В географических трудах приводились сведения по истории, этнографии, экономике этих стран и местностей. Характерно это и для работы аль-Бакуви, причем в этом он превосходит аль-Казвини. Исследователи, занимавшиеся изучением арабской географии, отмечают, что в сочинении аль-Бакуви есть много материала, представляющего интерес даже при наличии труда аль-Казвини. Полное имя аль-Бакуви — Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури аль-Бакуви. Время его жизни — вторая половина XIV — начало XV века. Он сам сообщает о том, что его отец, Салих ибн Нури, умерший в 806 (1403/04) году в возрасте семидесяти семи лет, родился в Баку, был образованным человеком и имамом (вероятно, шафиитом). Единственным сохранившимся полным списком труда аль-Бакуви является рукопись Национальной библиотеки в Париже (№ 585), куда она поступила в 1683 году. Судя по колофону рукописи (л. 746), она была переписана в г. Лаодикее в Сирии в месяце зу-л-када 1023/декабря 1614 года неким Али аль-Мануфи аль-Мисри аш-Шафии со списка, датированного 816 (1411/14) годом. Этот последний список был, таким образом, одной из первых копий труда аль-Бакуви. Парижская рукопись содержит 74 листа размером 21 х 15 см, по 19 строк на странице. В сборной рукописи Мюнхенской библиотеки (№ 889) сохранились извлечения из труда аль-Бакуви, сделанные сотрудниками Национальной библиотеки в Париже Михаилом ac-Саббагом и Эллиосом Бохтором и содержащие сведения о странах и народах Европы. Сама рукопись содержит 243 листа; интересующие нас извлечения занимают 22 листа (лл. 211–232 и 236, по 30 строк на странице). Очень высокую оценку дал работе аль-Бакуви Ж. де Гинь, издавший ее в 1789 году в сокращенном переводе на французский язык. Следуя общей географической традиции того времени, аль-Бакуви дает описание Земли с разделением ее на семь климатов, располагая в них в алфавитном порядке названия областей, городов, островов, монастырей, селений и т. д. В ряде мест аль-Бакуви дополняет сведения аль-Казвини, пытается точно указать местоположение объекта, отмечая его долготу и широту (эти данные расположены в виде приписок на полях рукописи, и в переводе текст этих приписок выделен курсивом). В некоторых случаях автор исправляет неверное и сомнительное чтение аль-Казвини. Аль-Бакуви дает лучшее, чем у аль-Казвини, описание средневекового Баку, добавляет много оригинального материала при описании Азербайджана и путей, расположенных близ Каспийского моря. Особую ценность представляют приводимые аль-Бакуви в сочинении (четвертый климат) сведения о Дармане, Дазуне, Табризе, Маранде, Султании, Шабуране, Нахчивани, отсутствующие у аль-Казвини; кроме того, у аль-Бакуви много не имеющихся в других сочинениях деталей описаний изделий разных стран, предметов торговли и иные сведения. Для справедливой оценки работы исследователя стоит отметить и то, что в Западной Европе в это время еще за предположение о том, что земля — круглая, можно было попасть на костер. Аль-Бакуви же, давая описания городов и местностей, дает их точные координаты по вполне современной схеме, включающей широту и долготу. Само по себе это уже показывает то, что факт шарообразности Земли у него не вызывал никаких сомнений. Таким образом не может оставаться сомнений в том, что Азербайджан того времени, не будучи административным центром исламского мира, отнюдь не являлся и его захолустьем. Напротив, в нем активно развивались наука и образование, торговля и ремесла. На его земле выросли лучший ученик великого ибн Сины и одна из звезд географической науки того времени. Страна была богатой, процветающей и преуспевающей. Ахмад Давлетшин URL: |
Авторские колонки
Реклама
|