RSS Контакты
Азербайджанская Республика

110 лет назад в Баку была открыта первая женская мусульманская (татарская) школа на Кавказе

11.10.2011 | Фотовыставка

5 октября 1901 года была открыта Бакинская мусульманская женская школа (Bakı qızlar məktəbi), известная также под названием Александриинская женская мусульманская школа - первая женская мусульманская школа на Кавказе. Здание было построено польским архитектором Йозефом Гославским на средства видного нефтепромышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева.

Занятия в школе начались 7 сентября 1901 года, а праздничная церемония открытия состоялась 9 сентября. По этому случаю пришло множество поздравительных телеграмм из Крыма, Узбекистана, Петербурга, Казани и других мест. Тагиев, выступая перед собравшимися, сказал: "Эту женскую школу мы должны в будущем превратить в гимназию. Сие моя заветная мечта". На церемонии открытия выступало много интеллигентов, среди которых был известный просветитель, редактор первой азербайджанской газеты "Экинчи" ("Пахарь") Гасан бек Зардаби. Своё выступление он закончил следующими словами: "Долгие тебе лета, Гаджи!". Французский писатель Да Бай в книге, изданной в Париже, назвал первую мусульманскую женскую школу в Баку непостижимым чудом.

В 1913 году школа превратилась в учительскую семинарию для девушек-мусульманок.

В настоящее время в здании школы размещается Институт рукописей Академии наук Азербайджана.

История создания

В те годы Азербайджан входил в состав Российской империи. Гаджи Зейналабдин Тагиев ещё в годы правления Александра III попросил разрешения построить в Баку школу для девочек-мусульманок, где бы они могли учиться на своем родном языке, однако прошение было отвергнуто. После смерти Александра III на престол вступил Николай II. В связи с коронацией Николая II и Александры Фёдоровны Тагиев посредством одного из сенаторов поднёс императрице очень дорогой подарок и просил её посодействовать в деле открытия бакинской русско-мусульманской женской школы и ходатайствовал о присвоении школе имени Александры Федоровны. Через два года, в 1896 году, было получено разрешение на строительство школы. Тагиев поручил проект школьного здания польскому архитектору Йозефу Гославскому. Строительство здания началось в 1898 году и завершилось через два года, в 1900 году.

Для получения разрешения и благословения на открытие школы Гаджи Зейналабдин Тагиев пригласил к себе в дом виднейших представителей бакинского духовенства того времени. Однако, многие представители духовенства были разгневаны затеей мецената и открыто выступили против этой идеи.

Тогда Тагиев решил послать уважаемого в городе муллу Мирзу Магомед-оглы в паломничество по святым местам: в Мекку, Медину, Кербелу, Хорасан, Каир, Стамбул, Тегеран, снабдив его деньгами и богатыми подарками. Посланец Гаджи должен был встретиться с самыми уважаемыми в исламском мире религиозными деятелями, муджтахидами и получить от них официальные документы (с подписями и печатями) о том, что девушки-мусульманки, как и юноши, могут обучаться в современных школах и что ничего противного исламским традициям в этом нет.

Молла Мирза выполнил поручение Тагиева. Он привёз письменные разрешения от восьми самых известных в то время муджтахидов. Тагиев вновь собрал в своем дворце представителей духовенства и представил им разрешение уважаемых в исламском мире людей. Затем Тагиев послал в Казань гонцов, чтобы те отыскали мусульманок-татарок, которые смогут преподавать девочкам. Был найден педагог по имени Хадиджа-ханум, а также были даны объявления во все русские газеты о том, что ищут женщин-учительниц, знающих тюркский язык. Вскоре объявились ещё две женщины для преподавания в школе - Марьям Сулькевич из литовских татар и Ганифа Меликова, супруга Гасан бек Зардаби, которая впоследствии стала первым директором школы.

Собрав влиятельных лиц духовенства в мечети Тезе Пир, Тагиев вновь приступил к обсуждению вопроса о важности мусульманской женской школы. Но, многие представители духовенства пространно разглагольствовали о целомудрии, приводили свои аргументы, называя затею Тагиева "бесовской" и "богохульной". А гочу, увешанные саблями и револьверами, открыто угрожали Гаджи и его сторонникам. Тагиев в свою очередь показывал документы и свидетельства, привезённые из мест поклонения, неоднократно перечитывал их, убеждая соотечественников, что обучение девушек современным наукам - дело полезное и нужное. И кази Бакинской губернии Мир Магомет Керим и Мирза Абутураб Ахунд, приводили цитаты из Корана, где говорилось о том, что мусульманки, как и мужчины-мусульмане, должны овладеть знаниями и что в изучении современных наук нет ничего богопротивного. Но вновь возвышались голоса протеста.

Но Тагиев говорил, что девушкам-мусульманкам необходимо учиться, чтобы стать достойными гражданами страны. В новой школе, говорил Тагиев, девочек будут обучать основам религиозного права, домоводству, умению вести хозяйство, готовить, шить, ткать, читать, писать и разговаривать по-русски и по-азербайджански, учить арифметике, географии, воспитывать детей, быть образцовой матерью и женой, а учителями будут лица женского пола..

Судьбу женской школы решило письмо императрицы Александры Федоровны, в которой та желала девушкам учиться на "отлично", стать полезными Родине и обществу гражданками, прожить жизнь в здравии и счастье. Это письмо было ответом на телеграмму девочек, в которой они благодарили императрицу за живое участие в деле создания школы и за то, что согласилась дать школе свое имя. Отправить же телеграмму посоветовал девочкам сам Гаджи Зейналабдин Тагиев.

 После открытия школы в Баку и в других окраинах Российской империи стали открываться мусульманские женские школы - в Тифлисе, Казани, Башкирии, Дагестане. А в самом Баку к 1915 году было уже 5 женских школ.\

По материалам Trend

Фотовыставка:


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама