RSS Контакты
Азербайджанская Республика

Азербайджанское государство боится суннитов?

14.02.2011 | Интервью

Мой собеседник – высокий, сильный мужчина лет 50-и, с белой окладистой бородой, от чего он похож на шейха Шамиля, времен его жизни в России. Я беседовал с председателем религиозной общины, мечеть которой находится в самом центре исторического Баку. Он назвал свои имя и фамилию, полное название общины и даже позволил его сфотографировать, но покинув редакцию, позвонил мне и настоятельно просил не указывать в статье его данные. «Знаешь, я ничего не боюсь, но может пострадать дело нашей общины…». Я, конечно, согласился. Прочитав интервью, читатель поймет, что глава общины был, возможно, прав.

 

У него рано скончался отец. Собеседник вырос в советской, атеистической стране, прошел путь от пионера до выпускника Азербайджанского Строительного Института. Затем была неудачная женитьба, длительные судебные процессы. Дочь осталась с матерью. Бывшая жена впоследствии скончалась. 

Наш герой терзал себя вопросами – почему ему так плохо, в чем его вина, что  личная жизнь сложилась столь безрадостной? Муки терзали неотступно, в голову лезли мысли о самоубийстве. Началась Карабахская война, и призыв в армию, на службу в артиллерийский дивизион он принял как счастливую возможность покинуть этот мир шехидом, чтобы ребенок гордился отцом, отдавшим жизнь за Родину. Но судьба уготовила ему новое, самое страшное испытание. Взрывом артиллерийского снаряда лейтенант был тяжело ранен. В полевом госпитале его решили вначале не оперировать, посчитав, что «не жилец». Положили на операционный стол другого.

Одним из офицеров, занимавшихся переправкой раненных в госпиталь оказался близкий родственник артиллериста, который узнал в раненом с развороченными внутренностями родного человека. Лейтенанта все-таки прооперировали, вырезав несколько метров кишок. После тяжелой, длительной операции и долгого лечения он выжил. Получил инвалидность и немалую ежемесячную пенсию от государства.

В больничной палате мысли о себе продолжались, тем более что времени для раздумий было более чем достаточно.  По воле Аллаха, его познакомили с женщиной, согласившейся ухаживать за ним. Их отношения вылились в личные. Справили скромную, вторую в его жизни свадьбу, родился сын. Спустя три месяца… вновь развод.

«Есть что-то в моей жизни неправильное. Или я живу неправильно. Должен был умереть, но выжил, женился во второй раз, родил второго ребенка, и спустя три месяца семья распалась… Я стал искать причину, обращался к друзьям, родственникам, профессорам с вопросами. Мне рассказывали о психологии и судьбе, но это было совсем не то, что мне нужно. Потом  сосед-мусульманин подарил мне книгу об исламе на азербайджанском языке. Прочитав ее, я нашел внутреннее успокоение, в книге были конкретные ответы на все мои вопросы», - рассказывает глава общины.

Так он пришел в ислам. «Сейчас я председатель религиозной общины, зарегистрированной в Министерстве юстиции Азербайджана в 1993 году».

Председатель общины выполняет всю организационную работу – проведение религиозных праздников и мероприятия, осуществление хозяйственных работ, связь с государственными структурами, воспитание молодежи, обучение чтению Корана, арабскому языку.  Медресе в мечети нет, так как это запрещено Министерством образования.

Бюджет общины слагается исключительно из добровольных пожертвований. Один из прихожан, например, продал городскую квартиру и внес эти деньги в кассу общины. «Но денег всегда не хватает, так как высоки коммунальные услуги, иногда не хватает денег даже на покупку лампочки. Ничего особенного мы купить для мечети и для прихожан, чтобы помочь голодному, не можем. 

- Сильно ли религиозны, по вашему мнению, азербайджанцы?

- Если выйдете в город и спросите людей об их вероисповедании, 10 из 10 ответят, что они мусульмане. Это хорошо, на самом же деле единицы из них выполняют все предписанные Кораном требования. Только они могут называть себя полноценными мусульманами. Но с каждым годом количество истинных мусульман увеличивается. Буквально каждую неделю в нашу мечеть приходят новые люди. Особенно к религии тянется молодежь.

- Азербайджанские мусульмане разделяются на шиитов и суннитов. Как вы охарактеризуете отношения между двумя общинами?

- Разделение очень сильное, заметное, хоть и пытаются различия между общинами затушевать. Как можно не видеть того, что между нами нет единой точки соприкосновения, кроме веры в единого Бога.  Различны наши мировоззрения, само понятие ислама у нас разное. Это привело к тому, что суннитские общины в Азербайджане государством не регистрируются, суннитские мечети закрываются. Закрыта суннитская мечеть Шехидляр в Баку, закрыта мечеть в Гяндже, закрыта в Баку мечеть Абу-Бакр. В случае с мечетью Шехидляр власть заявила, что ее закрывают временно, на ремонт, хотя здание мечети было построено сравнительно недавно. Прихожане мечети Шехидляр ходят теперь молится в мечеть факультета теологии Бакинского госуниверситета.

- Какую позицию в этом вопросе занимает главная религиозная организация мусульман – Управление мусульман Кавказа?

- Глава управления Аллахшукюр Пашазаде и его подчиненные никакой помощи нам не оказывают. Вся их деятельность направлена на то, чтобы нам мешать. В прошлом году завершена государственная регистрация религиозных общин и почти все шиитские общины зарегистрированы, а суннитские получили статус единицы, и то если мечети совместные с шиитами, как Голубая мечеть в Баку. О ситуации в регионах республики я не знаю. Много суннитских мечетей в северных регионах Азербайджана, где в основном живут сунниты, закрыты.

- Какие официальные объяснения причин отказа в регистрации приводит Госкомитет по делам религиозных общин?

- Нам, к примеру, предложили изменить название общины. Кази Хикмет в Биби-Эйбатской мечети, назначенный нам экспертом, посоветовал изменить название и тогда он даст рекомендацию для регистрации общины в Госкомитете. Заместитель главы председателя Управления мусульман Кавказа гаджи Салман Мусаев в интервью журналисту подчеркнул, что наша община должна сменить название для получения регистрационного удостоверения. Мы отказались и тогда они сами, по своему усмотрению, переименовали нашу мечеть. Теперь в документах Госкомитета по делам религиозных общин и Управления мусульман она называется иначе, чем в наших документах.

- Зачем вам эта регистрация? Вы и без нее функционируете.

- Без госрегистрации мы не имеем законных прав. Недавно мне позвонили из Госкомитета по делам религиозных общин и просили прекратить проведение занятий с детьми по изучению Корана, религии и арабского языка. Пришлось частично повиноваться, отменить занятия по пропаганде ислама. Продолжаем занятия по изучению Корана и арабского языка.

Они считают, что должны полностью контролировать нашу деятельность.

- В чем причина желания государства вас контролировать? Может государство боится исламского радикализма, перехода власти в руки духовенства?

- Это сложный вопрос. Если в государстве не было бы взяточничества, коррупции, других проблем, они не боялись бы Ислама. Не надо его бояться. Ислам ведет людей к самому здоровому обществу, к здоровому населению. Проблема в тех, кто пытается раздуть этот страх, они нечисты на руку. Только в Исламе люди могут найти ту чистоту, тот порядок, которые так нужны всем людям. Они должны понять, что им когда-то придется отчитываться за свои деяния, за грехи перед Аллахом. Поняв это, люди не станут грешить. А бояться Ислама не надо, это не страшилка.

Наша суннитская община постоянно находится под прессом Управления мусульман Кавказа и Госкомитета по делам религиозных общин. Последняя наша проблема вызвана отсутствием достаточного места в мечети для молящихся. Верующие собираются по пятницам у входа в мечеть, не найдя в ней места. В связи с этим я обратился к районной власти, на территории которой мы находимся, с просьбой выделить полицейских для охраны порядка у стен мечети, так как мало ли кто может появиться рядом с нами под видом верующего? Нам выделили наряд полиции, но вместо того чтобы обеспечивать порядок, полицейские запретили верующим молиться в маленьком дворе нашей мечети, постелив коврики. Наш двор огорожен от улицы каменным забором. В результате возможностей отправлять религиозную надобность у нас стало меньше. А мечеть маленькая, старая, в ней душно, были случаи когда старики теряли от духоты сознание.  В пятничную молитву люди от тесноты не могут прикоснуться лбом земли, они касаются лбами спин молящихся впереди. При этом в шиитских мечетях разрешается молиться во дворе. В соборной мечети Тезе Пир, в Голубой мечети в дни религиозных мероприятий двор бывает забит людьми.  Неужели в неделю раз нельзя разрешить молиться на территории нашей мечети?

Из-за отсутствия у нас регистрации единственным официальным нашим представителем является назначенный УМК ахунд, который занимается не отправлением религиозных обрядов, а сиденьем в мечети и надзором, или сбором информации о нас. В этот Рамазан они издали, от нашего имени свой календарь, который мы принимаем как чистую провокацию. У шиитов принято справлять три намаза в день, у суннитов пять. А в этом календаре указано время трех намазов. Они раздают эти календари людям, тем самым вводя их в заблуждение. Произошедшее вызвало сильное недовольство среди прихожан, они потребовали от меня наказать этого ахунда. Но я не могу это сделать. Да и зачем нашей мечети этот ахунд? Может, тогда правильно и суннитам назначить своих представителей для надзора за шиитскими мечетями?

Государство заявляет о религиозной толерантности нашего общества, отсутствии дискриминации к религиозным общинам. Да, у нас нет дискриминации по отношению к синагогам, кирхам и церквам. В Баку строят костел, и за последнее время в Азербайджане мечетей разрушили больше, чем построили. Мы уважаем другие религии, но только не свою.

P.S. В пятницу, в 13 часов я зашел в мечеть Кярбалаи Абдулла, также находящуюся в исторической части Баку. Помещение этой шиитской мечети примерно в три раза обширнее, чем в суннитской, о которой рассказывал интервьюируемый. Во время полуденного, пятничного намаза молящихся в мечети Кярбалаи Абдулла было много, но люди не испытывали той тесноты, что в суннитской мечети. 

Беседовал Ислам Гахраманов. Специально для IslamSNG.com

URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама