На сегодняшний день несколько десятков верующих активистов, теологов, священнослужителей из-за их осуждений и критики против запрета на ношение хиджаба по различным статьям находятся в тюрьмах, заявил в интервью азербайджанский теолог, правозащитник, глава Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) Ильгар Ибрагимоглу.
– После развала Советского Союза на протяжении всех этих 20 лет, после того, как люди получили право на свободное вероисповедание, Азербайджан считается секулярным государством. Каково отношение между исламом и государством на сегодняшний день в Азербайджане?
– Само понятие секуляризм по-разному интерпретируется в мире. Есть разные модели секуляризма. Есть французская модель, которая иногда граничит с секулярным радикализмом, есть американская, европейские модели. Что касается Советов, понятно, что здесь речи об общепринятом секуляризме не может быть. Это скорее всего был красный террор, это было неприятие религии в любой ее форме. Естественно, после Советов в Азербайджане пошло возрождение духовных ценностей. Этот процесс пошел не только в Азербайджане, но и в остальных странах бывшего СССР.
Что касается Азербайджана, то да, Азербайджан всегда был толерантной республикой и по сей день остается таковой. Отношения между людьми, конфессиями, религиями, практикующими верующими и обычными гражданами всегда были на уровне. К сожалению, за последние несколько лет, в частности, последние три года, политика в области религии, оставляет желать лучшего. То есть чиновники, занимающиеся этой областью, в частности, ответственные в Комитете по религиозным образованиям почему-то вдруг решили вернуться к советским методам правления и регулирования, к большевистским методам. А метод таков: чем больше будем давить, тем лучше. История показывает, что это не всегда бывает так. Ситуация становится лучше как-раз таки гарантированием религиозных свобод. И в этом плане за последние три года мы наблюдаем непрофессиональный подход чиновников в области религии, и в результате имеем несколько разрушенных мечетей, ситуацию, когда люди не могут свободно строить мечети, проблему с озвучиванием азана.
Я бы сказал, в Азербайджане мы наблюдаем проблему у религиозного большинства. Обычно бывают проблемы у религиозного меньшинства, и у нас в стране у религиозного меньшинства ситуация относительно лучше, чем у большинства. Есть очень серьезные проблемы также с ношением платков в школах. За последние два года это самая серьезная и тотальная проблема верующих Азербайджана. После того, как люди стали выступать против этого запрета, начались репрессии. На сегодняшний день несколько десятков верующих активистов, теологов, священнослужителей из-за их осуждений и критики против этого запрета по различным статьям находятся в тюрьмах. Мы считаем их политическими заключенными, узниками совести. Опять-таки вся проблема в том, что само Азербайджанское государство, его правительство говорит об исламской идентификации, о толерантности. Мы видим, что чиновники своей политикой вредят имиджу государства. Знаменательным было то, что недавно глава государства, выступая по телеканалу «Вести», еще раз подтвердил, что "мы с пониманием относимся к религиозным свободам, и в Азербайджане нет проблем для верующих, в том числе с ношением хиджаба".
Однако, по сей день чиновники продолжают репрессировать верующих. И здесь мы видим, что политика государства и чиновников отличается. Это самая большая проблема.
– Исходя из тех проблем, которые вы перечислили, возможно ли, что государство боится большего участия ислама в политике? Вы лично как относитесь к исламскому радикализму?
– Я думаю, что курс государства в этом плане достаточно положительный. Азербайджан является членом Организации исламского сотрудничества. Азербайджан - европейская страна с исламской самоидентификацией. Исламские государства проявляют солидарность в вопросах, которые Азербайджан поднимает в международных организациях. В этом плане нет никаких вопросов. Азербайджан - толерантное государство, которое всегда было проводником исламских культурных ценностей в Европе. Здесь, я думаю, именно политика чиновников, которые не знают религиозную сферу и действуют большевистскими методами, создает проблему.
Относительно радикального ислама. Такое понятие, как радикальный ислам, я не считаю верным. Религия не может быть радикально-экстремистской. Ни ислам, ни христианство, ни другие религии. Да, люди могут быть радикалами и пользоваться религиозными идеями. Это совсем другое. В Азербайджане как раз нарушение прав и свобод создает ситуацию для подобного рода манипулирования. На сегодняшний день в мире есть формула успеха в данном вопросе. Надо гарантировать религиозную свободу, создавать людям условия и возможности, и граждане не будут склоняться к разного рода радикальным идеям и так далее. Это единственный выход из ситуации.
– По последним социологическим опросам, 25% жителей Азербайджана склоняются к внедрению законов шариата в их быт. Как Вы к этому относитесь?
– Во-первых, кто провел опросы? По каким параметрам они проводились? Какими инструментариями они проводились? Что ставилось в приоритет? Социологический опрос – это очень сложный вопрос. Плюс, что люди понимали под этим, когда им задавали вопросы. Это очень сложный вопрос. Может люди понимают под этим вопросы справедливости, честности, духовной чистоты. Вы знаете, вопросы внедрения шариатских законов сейчас в мире используются в контексте черного пиара против ислама. На самом же деле, о чем идет речь? О коранических ценностях. Я думаю, что если речь идет о коранических ценностях, то они, по сути, очень близки к библейским ценностям. Конечно же, в идеале каждый верующий желает жить в стране, где соблюдались бы ценности Всевышнего, где люди не лгали бы и не убивали. Если речь идет об этом, то я думаю, что это очень маленький процент. В Америке намного больше людей хотели бы жить в соответствии с библейскими законами. Если речь идет о том, чтобы в Азербайджане построить исламское государство, то для этого у нас нет никаких предпосылок, потому что в этой стране нет даже 5% практикующих верующих. И когда людей опрашивают, не до конца понятно, о чем у них спрашивают.
Если речь идет о Канаде, где можно интегрировать некоторые нормы шариата в жизнь и создавать условия для мусульман пользоваться ими, то что в этом плохого? В той же Канаде, Англии этот процесс идет. Если речь идет о турецкой модели, когда на сегодняшний день мы видим как правящая партия развивает цивилизованный и интеллектуальный уровень верующих людей, то что в этом плохого?
Хочу сказать, что не надо ставить вопрос о том, люди за это или нет? Надо более детально раскрывать суть. Может люди под этим понимают, что хотят жить в соответствии с совестью, нормами справедливости и так далее. Опять-таки людям иногда не до конца понятно, о чем их спрашивают. На азербайджанском и русском языках это словосочетание звучит по-разному, и при переводе мы видим, насколько оно меняется. Поэтому, если речь идет о том, что население Азербайджана хочет жить согласно духовным ценностям, то в этом нет ничего необычного. А если речь идет о том, что в Азербайджане люди вдруг готовы создать исламское государство, то это не соответствует действительности. Как я уже говорил, в Азербайджане сегодня нет 5% практикующих верующих, плюс наличие вопроса хиджаба. В Париже мы встретим больше женщин в хиджабе, чем в Баку.
– И все же, каково Ваше личное отношение? Вам бы хотелось, чтобы все больше женщин носили хиджаб и платки в Азербайджане?
– Я бы желал ситуации, где люди жили бы в соответствии со своими возможностями на самореализацию, на реализацию своего достоинства. Если женщина видит, что это соответствует кораническим ценностям, то это ее право носить. Если кто-то считает иначе, то это его право не соблюдать. В идеале в Азербайджане должна быть ситуация, при которой люди могли бы жить в соответствии со своим мировоззрением, самоактуализацией и самореализацией, их никто бы не учил, как жить, как кушать и как одеваться. В этом плане я считаю, что дело не в том, кто как одевается, а в том, что надо создавать условия для этого. Это самое главное.