Хаджи Салман Мусаев: Несмотря на то, что наши государства разделены, мы всегда будем жить вместе03.02.2014 | ИнтервьюОдним из почетных гостей IX Мусульманского форума «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества» и VI Международной образовательной конференции «Международное измерение исламского образования в России: мусульманское образование на евразийском пространстве» стал первый заместитель председателя Управления Мусульман Кавказа, Муфтий Хаджи Салман Мусаев. Представляем вниманию читателей интервью с гостем из Азербайджана. - Салман муаллим, расскажите, пожалуйста, об опыте, накопленном в Республике Азербайджан по работе с молодежью.
- Бисмиллахи-рахманир-рахим! После распада Советского Союза нам в Азербайджане пришлось очень тяжело, экономический и политический кризис, вооруженный карабахский конфликт, проникновение из-за рубежа радикально настроенных групп, прикрывающихся исламскими лозунгами. Мы преодолели трудные годы и, Слава Аллаху, смогли не свернуть с истинного пути, открыли мечети, восстановили религиозную жизнь. В 1990 году в республике оставалось всего действующих 17 мечетей, а сегодня их в нашем государстве более 2000, при этом продолжают строиться новые, ремонтируются и реставрируются старые. Президент Азербайджана Ильхам Алиев лично принимает самое активно участие в этом богоугодном деле, только за последние 5 лет с его участием было открыто около 10 мечетей, а в мае 2014 года планируется открыть новую соборную мечеть Баку вместимостью до 10 000 человек. В 2011 году были приняты поправки в республиканский закон о свободе вероисповедания, в соответствии с которым, отныне на работу в мусульманские организации не принимаются лица, окончившие зарубежные исламские учебные заведения, а сами мы уже не отправляем молодежь получать религиозное образование в другие страны. Этот шаг предпринят потому, что молодые люди зачастую возвращаются на Родину с другим мировоззрением, их становится сложно адаптировать к работе в наших мечетях. Но и эта мера пока также не очень оправдывает себя, так как есть немало способов оказаться в числе слушателей исламских учебных заведений в других странах. Многие выпускники возвращаются в страну и разворачивают свою проповедническую деятельность, открывают частные молельные дома, собирают общины. Их материальное обеспечение позволяет выпускать соответствующую литературу, открывать религиозные школы и обучать детей, в том числе и по интернету. Мы смотрим на республики Северного Кавказа и другие регионы и сравниваем. На наш взгляд, проблема северокавказских регионов именно в этом и заключается, что каждая группа имеет свое учебное заведение, которые не поддерживают друг с другом методической и иной связи. Если исламские учебные заведения контролируются, управляются из одного центра - тогда будет единое восприятие, в обратном случае, начинаются трудности. - Были ли попытки построить диалог с теми, кто примкнул к отделившимся общинам, о которых вы говорите? - Попытки были, определенных успехов мы добились, кто-то возвращается в традиционные общины. Мы в своих проповедях им объясняем суть радикализма, источники его происхождение, и есть люди, которые возвращаются и говорят, «да, мы были на неправильном пути». Мы эту работу расширяем и, думаю, что добьемся новых успехов. - Какой статус имеет диплом Бакинского Исламского университета? Признается ли он государством?
- Азербайджан был одним из первых на постсоветском пространстве, где диплом Исламского университета признан государством. В 2009 году мы получили государственную лицензию, и теперь наши выпускники могут работать в государственных учреждениях. Экзамен у выпускников принимает государственная аттестационная комиссия. - В каких конкретных проектах могли бы сотрудничать мусульманские духовные центры постсоветского пространства? - Мы должны вместе работать над учебными программами исламских учебных заведений. У нас практически единые корни, общие трудности и одинаковые цели. Арабские, турецкие, иранские образовательные программы - это далеко не для нас. Об этом я и сказал в своем выступлении на IXМусульманском форуме. Есть обычаи, которые не признает «новая молодежь». Эти обычаи веками сохранялись, зачем же их отталкивать, если они не противоречат законам Ислама? Арабы не признают их, потому что у них существуют свои обычаи. К слову, от своих традиций они никогда не отказываются. Наши обычаи для них - далеки. Думаю, что вместе мы можем создать собственную программу обучения с учетом норм наших устоев и традиций. Несмотря на то, что наши государства разделены, мы всегда будем жить вместе. Беседовала Диляра Ахметова
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|