Мусульманки Беларуси02.08.2011 | Исламская культураО чем вы думаете, глядя на женщину в хиджабе? О неравноправии полов, о подавлении личности, о религиозном экстремизме, о терактах в метро?.. Мы так мало знаем о жизни современных мусульманок, что зачастую мыслим о них стереотипно, руководствуясь тем, что видели в новостях или в сериалах типа «Клон». Что значит – быть мусульманкой в Беларуси – рассказали девушки, исповедующие ислам. Хиджаб в большом городе Слово «хиджаб» в переводе с арабского означает «завеса, укрытие». Одежда мусульманки должна отвечать требованиям шариата: не быть облегающей, прозрачной, блестящей, полностью закрывать голову и тело, кроме лица, ступней ног и кистей рук. Если вдуматься, то национальные костюмы многих стран отвечают тем же требованиям – взять хотя бы женский головной убор ручникового типа, который носили наши прародительницы лет 150 назад! Во многих странах, таких как Бельгия, Франция, Марокко ношение хиджаба в университетах (общественных местах) запрещено. В Беларуси такого запрета нет. Медсестра Татьяна Якубовская носит хиджаб на работу. То, что она не ест свинины и молится пять раз на дню, давно не вызывает удивления у ее коллег. А пациенты кардиологического отделения – в основном люди пожилые – умиляются, глядя на девушку. На фоне своих ровесниц Татьяна смотрится оплотом нравственности: платок, юбка до щиколоток, кофта с длинными рукавами, чуть тронутые тушью ресницы… Впрочем, не похоже, чтобы ношение хиджаба как-то ее тяготило: – Я ношу хиджаб не по чьему-то принуждению. Это мой собственный выбор, проявление веры в Бога и нежелание провоцировать мужчин, – рассказывает Татьяна, – С арабского «хиджаб» переводится как «защита». Я действительно чувствую эту защиту. Мужчины на улице могут разглядывать меня, но вряд ли кто-то из них осмелиться сказать мне что-то пошлое, вульгарное. До сих пор такого не бывало. Думаю, дело не только в том, как я одета. Если человек внутренне настроен доброжелательно по отношению к окружающим, то и люди отвечают ему тем же. Образованные люди знают, что ислам – религия мира. Коран учит мусульман, что убийство одного невинного человека равносильно убийству всего человечества, а спасение жизни одного человека равносильно спасению всего человечества. Теракты к самому исламу никакого отношения не имеют. Те, кто их совершил, – враги ислама. Мусульманке противопоказано посягательство на собственное здоровье и на здоровье других людей. - Говорят, что люди у нас толерантные, но я так не считаю, – говорит новообращенная мусульманка Оксана Лобачевская, – У некоторых людей при виде меня выражение лица меняется на злое, недовольное, могут и словцом кольнуть. Разве это – проявление толерантности? Или я должна быть благодарна уже за то, что меня не избивают за мой внешний вид, как это происходит в Москве? Некоторые люди, завидя меня, говорят: «Аллах акбар!». По-арабски это означает: «Бог самый великий!». Так что пусть прославляют Аллаха, я не против! Как-то раз ко мне пристал пьяный человек в троллейбусе, начал орать всякие пошлости. Я вышла на следующей остановке, он – за мной. Я – в магазин, он – туда же! Было действительно страшно. По моим наблюдениям, больше всего исламофобов среди пожилых женщин. Одна пенсионерка долго сверлила меня взглядом, а потом как стукнет костылем об асфальт – да еще с таким негодованием!
Честно говоря, мне непонятно, что именно людей возмущает. Мой платок? То, что я белоруска и приняла ислам, или еще что? Я гражданка своей страны, это моя родина, и мне горько чувствовать себя здесь чужой. Никаких препятствий для образования и занятий наукой или другими профессиями, в том числе и политикой, для женщины в исламе не существует. Хотя обязанность содержать семью полностью лежит на мужчине, женщины тоже могут работать. Многие мусульманки имеют собственный бизнес. На заработанные женщиной деньги муж не имеет никакого права. Медсестра Якубовская мечтает о том, чтобы когда-нибудь открыть свой бизнес – она уже знает какой: – Мусульманке в Беларуси совершенно негде одеться! Нет специализированных магазинов. Платки стоят в пять раз дороже, чем в Турции. Кто-то ездит за нарядами в Стамбул, кто-то выписывает их по каталогу в Интернете, кто-то комбинирует вещи, купленные на индийских выставках. Независимо от веры, всем девушкам хочется одеться красиво. В нашем случае «красиво» не значит вызывающе. Пророк назвал скромность частью веры. Недопустимы яркий макияж, высокие каблуки, покачивающаяся походка… Зато все дозволено дома, перед мужем, которого жена встречает с улыбкой, ухоженная, в красивом платье. Мусульманкам трудно понять женщин, которые прихорашиваются, идя на работу, а дома ходят, в чем попало. Привилегия лицезреть красоту женщины – это привилегия мужа, а не посторонних мужчин. - Мусульманке сложно выбрать себе пару в Беларуси? - Я бы не сказала, что это такая огромная проблема. Есть сайты знакомств для мусульман в Интернете, есть общие знакомые, друзья… Относительно вступления в брак и выбора себе жениха Коран предоставляет девушке полную свободу; ни отец, ни мать не вправе выдать ее замуж против воли. В исламе запрещены внебрачные связи, они являются смертельным грехом. Пара, желающая жить вместе, может пригласить соседа-мусульманина (в исламе нет понятия священника), двоих свидетелей и заключить брак – по исламу он будет действительным, хотя по закону будет гражданским.
Мусульманке разрешено выходить замуж только за мусульманина. Мусульманину можно жениться на мусульманке, христианке или иудейке. В этом случае дополнительным условием бракосочетания является согласие, что муж будет главой семьи, и дети будут воспитываться мусульманами. Мужчина имеет право взять вторую, третью, четвертую жену. Но таким образом он на себя берет дополнительную ответственность. Он должен поддерживать равенство между женами, в том числе в материальном обеспечении, в интимных отношениях и в духовном общении. Каждую из жен муж обязан обеспечить отдельным жильем. Ни один муж не имеет право на повторную женитьбу без разрешения жены или жен. Развод в Исламе рассматривается как крайняя мера, к которой прибегают тогда, когда все попытки примирить супругов исчерпаны. Широко распространено мнение о том, что развод в исламе – это всего лишь три раза произнесенное «Талак! Талак! Талак!». Это не так. Развод в исламе – процесс довольно длительный, и имеет несколько видов. «Талак» – развод по инициативе мужа. Он предполагает троекратное произнесение вслух слова «талак», однако эти слова не могут быть произнесены все сразу, без разрыва во времени. После первого произнесения слова «талак» жена имеет право не только на содержание и жилье, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трех месячных периодов. В это время супруги могут примириться и продолжать жить как супруги. Если достичь примирения не удалось, супруги разводятся. «Хул» – развод по инициативе жены. В этом случае она обязана уплатить мужу компенсацию, т.е. вернуть махр (предбрачный дар). Каждый мужчина назначает махр в соответствии со своим состоянием и при обязательном личном согласовании с невестой. Это могут быть деньги, золото, ювелирные украшения и т.д. «Мубарах» – развод по взаимному согласию супругов. «Лиан» – развод вследствие супружеской измены. Для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырех беспристрастных свидетелей, которые должны подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж/жена не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться Аллахом в том, что говорит правду. Жена должна или признать свою вину, или поклясться в своей невиновности. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается.
После развода определенный период времени детей и жену должен обеспечивать муж. После семилетнего возраста и до совершеннолетия право выбора у кого жить предоставляется самому ребенку. Если же ребенок выберет мать, то он будет жить у матери, а полное обеспечение остается за отцом. Если выберет отца, тогда воспитывает отец. После совершеннолетия выбор остается за ребенком, он может жить как у матери, так и у отца, или может выбрать самостоятельную жизнь, если это не девушка. Если это девушка, то отец имеет право запретить дочке жить самостоятельно. Обеспечение этого ребенка в любом случае остается за отцом до его совершеннолетия (если дочь, то до того, пока она не выйдет замуж). Оксана Лобачевская выросла в православной семье. Изучением ислама увлеклась во время учебы на истфаке в педагогическом университете. Там же посещала курсы турецкого языка. - Сначала было любопытство: дай-ка попробую попоститься во время рамадана, дай-ка примерю платочек, – рассказывает Оксана, – Оказалось, что поститься – не так уж сложно, ведь вместе с тобой это делают тысячи других людей! Даже я, тогда еще не мусульманка, почувствовала какое-то единство! Да и в хиджабе ходить не так жарко, как кажется. Не жарче, чем в сарафане, а пыль, грязь, выхлопы на коже не оседают. Сложнее было привыкнуть вставать на заре для молитвы. Мусульманам предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день. Первая молитва совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца; вторая – в полдень; третья – во второй половине дня до заката солнца; четвертая – при заходе солнца; пятая – в начале ночи. Совершать намаз можно в любом месте, но ему обязательно должно предшествовать омовение.
- Родители, наверное, были в шоке, когда ты сообщила о решении принять ислам?
Екатерина Матохина по специальности религиовед, приняла ислам осенью прошлого года. Именно хиджаб, который западные критики называли «символом подавления женщин в исламе», сегодня находится на передовой модной революции. Заимствуя что-то из традиционных нарядов своих матерей, что-то – из мировых модных тенденций, юные мусульманки создают неповторимый стиль, который выражает как их исламскую, так и европейскую идентичность. Туники они носят поверх джинс, в качестве альтернативы платкам используют панамки и бейсболки, пахнут духами, в составе которых нет спирта. Модную одежду для мусульманок создают не только исламские, но и европейские дизайнеры. Так, Синди Ван ден Бремен создала собственный бренд хиджабов для активных занятий спортом. Благодаря тому, что форма сделана из легкой ткани и смоделирована в спортивном стиле, девушки могут свободно двигаться, чувствуя себя комфортно. Большим спросом пользуются исламские купальники буркини (от французского(турецкого) (burqa) «бурк» – паранджа длинная одежда, и американского – «бикини»). Эластановые купальники состоят из небольшой шапочки, свободной туники и прямых брюк. Стоят буркини около 150 долларов. Купальник полностью покрывает тело, но при этом сделан из тонкого материала, который быстро сохнет и не пропускает ультрафиолетовые лучи. В таком виде женщины смогут появляться на пляже, не опасаясь нарушить каноны ислама. Придумала его Ахеда Занетти, мусульманка из Австралии. Появление буркини вызвало неоднозначную реакцию в западных странах: так, власти итальянского городка Варалло ввели запрет на этот купальный костюм и даже установили штраф в 500 евро за появление в нем на пляже. Наряду с ростом популярности закрывающих тело купальников, все чаще появляются мусульманские кемпинги, санатории и курорты, где не продают алкоголь и не допускают присутствия в одном помещении мужчин и женщин. По мнению авторитетного историка моды Александра Васильева, мусульманская культура завоюет Европу. «Я в этом совершенно не сомневаюсь, потому что Париж – столица моды – уже полумусульманский город!». Источник: Журнал Milavitsa
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|