В окрестностях древнего Менска (современное название – Минск) татары-мусульмане впервые появились в первой половине 15 века. Об этом свидетельствуют различные источники, самый ранний относится к 1428 году. Именно в этом году, как видно из дипломатической переписки, татары, жившие в окрестностях Минска, встретились с Великим князем Литовским Витовтом и подарили ему коней, верблюдов, других животных и оружие.
Первые известия о появлении татар в самом Минске относятся к концу 16 века. В архивах Радзивилов находим, что в 1586 г. в Минске проживало 13, в 1620 г. – 23, в 1682 г. – 21, а в 1775 г. – 9 татарских семей, которые занимались, главным образом, огородничеством, выделкой кожи и извозом.
На рубеже ХVI-ХVII вв. (вероятно в 1599 г.) в Менске была построена первая мечеть. Это видно из документа 1617 года. 26 января 1617 года минский кашталян Пётр Тышкевич по поручению польского короля Сигизмунда III провёл расследование жалобы на минских татар. В ответе П.Тышкевича польскому королю говорится, что «Какие–то личности (к сожалению, их фамилий нет в документе) пожаловались королю, что татары незаконно захватив участок минской Воскрессенской церкви, построили на нём свою мечеть». П. Тышкевич провёл расследование этой жалобы. В ходе расследования татары предоставили документ о том, что землю вышеназванной Воскрессенской церкви они приобрели путём «доброй замены» от восрессенского священника Степана. Татары также представили необходимое письмо на эту замену, а к нему и письменные утверждения, которые имели минские татары от митрополитов Михаила Рогозы (1590 – 1599 гг.), Ипата Потея (1599 – 1613 гг.), а также от тогдашнего митрополита Иосифа Руцкого. Рассмотрев по поручению короля это дело, Пётр Тышкевич подтвердил права мусульман и выдал им в Минске 26 января 1617 года своё письмо, в котором оправдывает татар от предъявленного им обвинения.
Более поздние известия о минской мечети находим в документах, датируемых 1679 и 1695 гг. В 1695 г. Радзивилы выделили на содержание мечети и имама (а, возможно, для строительства новой мечети) 21 прентов земли (т.е. 336 м2).
В 17 веке в районе улиц Раковской и так называемого Пятницкого конца окончательно сформировалась Менская татарская Слобода – место компактного проживания мусульманского населения. В это время самым крупным землевладельцем в этом районе города была Петропавловская (позднее Екатерининская) церковь. В 18 – начале 19 века вокруг этого храма складывается структура и планировка улиц, застроенных кирпичными и деревянными домами. Эти улицы стали называться Большой и Малой Татарскими, Заславской и Глухой. Рядом находились Раковская, Воскрессенская и Немига – Раковская улицы. Подробное описание самой значительной улицы Татарской Слободы – Большой Татарской улицы в одной из своих публикаций приводит профессор Александр Лакотко.
В ХVIII в. к минской мечети и мусульманской общине г.Минска относились не только местные татары-мусульмане, но также и мусульмане, жившие в окрестностях г.Минска. Мечеть имела статус “соборной”, её имамы с середины ХIХ в. носили титул хатыба (проповедника).
В разные годы имамами минской мечети были: Ибрагим, середина ХVII в. (около 1664 г.); Стефан Ломински (1796-1804 гг.); Якуб Зданович (1818-1819 гг.); Сулейман Бицютко (1830 г.); Ибрагим Раецкий (1833-1855 гг.); Мискевич, Мурзич (1857 г.); Сулейман Бицютко (1855-1896 гг.); Адам Зданович (1897-1898 гг.); Мустафа Смайкевич (1898-1914 гг.); Я.Якубовский (1942-1945 гг.); Мустафа Хасеневич (1945-1949 гг.).
Проповеди М.Зеновича, Л.Ошторпа, муллы Я.Здановича вместе с переведённой молитвой из Аль-Кур’ана вышли в 1818 г. в Вильне. Однако этой книги нет даже в крупнейших библиотеках Беларуси.
В 1854 г. короткое описание мечети в г.Минске сделал белорусский этнограф Павел Шпилевский. Он сообщает, что здание мечети состояло из мужского и женского отделений. Внутренняя часть мечети была очень скромной, пол был заслан зелёным сукном. Каждое отделение имело свои входные двери и прихожую, где мусульмане оставляли свою обувь перед входом в молитвенный зал мечети. Тогдашняя минская мечеть не имела минарета и муэддин созывал единоверцев на молитву со ступенек у дверей мечети.
В журнале «Наш край» имеется информация о том, что снимок этой деревянной мечети сделанный в самом начале 20 века, сохранялся в семье Смайкевичей, из которой вышел мулла Мустафа Смайкевич.
В 1844 г. в Минске проживало 325 татар, а в 1885 г. – 424. Согласно переписи населения 1897 года в городе жило 1146 татар–мусульман. Среди них была значительная группа служащих, которые работали в суде, полиции, на почте, телеграфе, на железной дороге, а также были военнослужащими (122 человека). В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую каменную соборную мечеть. На протяжении десяти лет шёл сбор денежных средств на строительство мечети, был разработан проект новой мечети, который был одобрен городскими властями 18 апреля 1900 года. На протяжении года мечеть была построена и в 1901 г. начала функционировать.
25 октября 1902 г. в 12 часов дня состоялось “освящение” (торжественное открытие) “нововыстроенной на Татарской улице каменной магометанской мечети”. Как сообщал корреспондент газеты “Минский листок” (27.10. 1902 г.), “после торжественного молебствия за здравие Государя Императора один из прихожан – А.С.Бицютко – обратился к собравшимсясо следующими словами: “Мусульмане! На долю мою выпадает редкое счастье поздравить вас с сегодняшним радостным событием. По воле Великого Аллаhа, после стольких ожиданий и материальных жертв, вы видите перед собой храм Божий. Что может быть отраднее для каждого из нас сознания, что мы имеем теперь святыню, где будем прославлять имя Великого Творца Вселенной, благоговеть перед Его промыслом и черпать неиссякаемый источник Его милосердия. Пусть наша мечеть свидетельствует о том, что мы в сердцах наших твёрдо храним заветы наших предков: беспредельную преданность и любовь к Богу, Отечеству и Престолу – пусть эти святые заветы будут положены в основание всякого нашего начинания и всей нашей деятельности; при таком настроении горсточка нас может сознавать себя и нравственно сильной и угодной Богу”. Это было красивое каменное здание, “выстроенное в византийском стиле по плану инженера-архитектора Соловьёва, отличаясь изяществом и скромностью архитектуры, по своему внешнему виду является одним из лучших сооружений в г.Минске”, отмечала газета “Минский листок”. Территория вокруг мечети имела высокую глухую деревянную ограду и кирпичные главные ворота. После открытия минская мечеть стала одним из известных памятников архитектуры г. Минска и была отражена на многочисленных почтовых открытках начала 20 века.
Некотрые открытки и фотоснимки минской мечети сейчас хранятся в фондах Национального музея Республики Беларусь, а также в фондах Белорусского государственного музея истории религии в г. Гродно. Сохранилось и описание интеръеров мечети в 20–х годах ХХ столетия.
Мечеть пережила страшные 30–е годы, когда много культовых памятников Минска было уничтожено. С 1936 по 1941 гг. мечеть была передана под продовольственную базу Белорусской конторы “Гастроном”. С 1942 по 1944 гг. в мечети проводилось богослужение. Однако, в соответствии с решением горисполкома от 28 июля 1949 г. «О роспуске мусульманской религиозной общины в г. Минске, закрытии мечети и передаче её Добровольному обществу содействия Флоту (ДОСФЛОТ)» мечеть была окончательно закрыта по злой воле коммунистической властью. Решение городских властей предписывало: “Мусульманскую религиозную общину в г.Минске распустить, а мечеть закрыть и передать её в распоряжение Республиканского Добровольного Общества Содействия Флоту для организации в ней учебного центра, с правом переоборудования мечети, как не состоящей на учёте архитектурных памятников Белорусской ССР. Культовое имущество, находящееся в мечети и числящееся по инвентарной описи, как имущество национализированное, передать в распоряжение Минского городского финансового отдела”. В государственном архиве научно-технической документации Республики Беларусь хранится интересный документ: “Обмерные чертежи минской мечети для переоборудования её под клуб ДОСФЛОТ”. Он датируется 1949 г. В проектном задании и объяснительной записке к нему, подписанных директором Белгоспроекта А.Кондратовичем и согласованных с начальником военно-морской школы капитан-лейтенантом П.Малеванчуком указывается на требования при переоборудовании мечети. Они звучат лаконично:
“1. Архитектурный вид существующего здания с элементами и деталями исламской культуры изменить.
2. Минарет переоборудовать в башню, на которой будет установлена мачта корабельного типа.
3. Окна на фасаде здания запроектировать прямоугольные (вместо стрельчатых).
4. Башню на фасаде ликвидировать, оставив мостик и установить мачту корабельного типа.
5. Купол на крыше ликвидировать.
Главная задача в архитектурной композиции всего здания заключается в ликвидации архитектуры мечети и создании образца здания морского типа”.
Вот такой приговор был вынесен минской мечети, построенной, кстати, на пожертвования татар-мусульман. Это было начало конца. А хронология этого злодеяния по официальным данным следующая:
5 марта 1949 г. мулла Мустафа Хасеневич написал заявление на имя уполнолномоченного совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и БССР К.Уласевича об отказе выполнять свои религиозные обязанности, указав на причины: нежелание верующих удерживать муллу за свой счёт, отсутствие у него средств на существование.
“Имею честь поставить Вас в известность, – писал М.Хасеневич, – что я не имею никаких средств к дальнейшему существованию: магометане религиозных обрядов совершать не хотят. К сему 1.10. 1948 г. мною были приглашены верующие на собрание, где я им объяснил о своём материальном положении, их отступничестве от религиозных обрядов, на что они мне ответили, что религиозные обряды совершать будут и мне обещали выплачивать ежемесячно по 300 руб. Но я до сих пор от общества верующих не видал и 300 копеек и религиозные обряды не совершают, а посему я Вас прошу от сего числа освободить меня из состава исполнительного комитета при данном обществе. Причём у меня есть круглая мечетная печать и штамп, которые я не знаю кому сдать, а посему я Вас прошу, подскажите мне, кому их сдать. Если же Вы почему-либо не сможете меня освободить, то прошу я Вас возбудить ходатайство перед вышестоящими органами о моём освобождении, ибо при таких условиях я, как семейный, никак существовать не могу. К сему я рабочий и надеюсь, что я у станка большую пользу могу оказать Родине. Проситель Хасеневич М.И. 5.03. 1949 г.”.
26 июля 1949 г. то же самое сделал председатель Минской мусульманской общины А.М.Лебедь, одновременно снявший с себя ответственность за сохранность здания мечети. В своём заявлении на имя уполномоченного по религиозным культам БССР и Минской области он просил “…не считать меня больше председателем мечетного совета, и подпись, подписавшую договор, считать недействительной, так как я в дальнейшем не хочу нести ответственность за сохранность мечети. К сему Лебедь Адам Мустафович. г. Минск, Канатный пер., д. 16. 26 июля 1949 г.”.
Действительные мотивы этих заявлений лидеров татар-мусульман г.Минска остаются пока неизвестными. Однако они явились основанием для дальнейших действий со стороны властей. И уже через два дня после заявления Лебедя А.М. Мингорисполком принимает решение о ликвидации мусульманской общины и передачи здания мечети ДОСФЛОТу. Совет по делам религиозных культов 30 августа 1949 г. утвердил данное решение городских властей и 13-14 сентября 1949 г. был составлен акт о передаче здания обществу.
В ноябре того же 1949 г. татарское население г.Минска направило письмо И.Сталину, которое подписали 163 человека. В письме они просили вернуть им мечеть, которая была отнята у них незаконно и “…без какого-либо согласования с населением татар и избранным советом при мечети”.
Письмо это, известно, к “вождю всех народов” не дошло, а все проблемы были решены на месте и в кратчайший срок. Уже в декабре 1949 г. минские татары получили отказ, подкреплённый соответствующей аргументацией. Аргументы были следующие: заявление муллы и председателя общины, а также то, что из списка мусульман общины (64 человека) в 1949 г. в мечети собиралось от 5 до 20 верующих. На основании этих фактов Совет посчитал общину фактически не существующей, а потому сделал вывод: “… мечеть возврату верующим не подлежит”.
На этом минские татары-мусульмане как будто бы успокоились (по официальным источникам). Только в мае 1958 г. они попробовали ещё раз просить разрешение на богослужение в деревянном домике, что находился на территории мизара (мусульманского кладбища). В заявлении, написанном Милькаманович Ф.Я. от имени мусульман Минска, она с болью писала о том, что деревянный дом, построенный на общественные средства и принадлежащий мусульманской общине, после войны был заселён не причастными к общине людьми, “которые разводили птицу и свиней, создавали антисанитарные условия, противоречащие нашему культу. Кроме того, продолжается самовольная вырубка деревьев на кладбище, посадка на нём картофеля и т.д.”.
В 1960-е годы при строительстве гостиницы “Юбилейная” (на современном проспекте П.Машерова) здание бывшей мечети (или вернее то, что от неё осталось), что стояло здесь, было окончательно разрушено, и на его фундаменте построен ресторан “Юбилейный”.
В конце 60-х годов был варварски разрушен мизар (мусульманское кладбище) в Минске. На месте мизара разбили сквер, где выгуливают собак. Сохранилась только одна могила – Х.М.Александровича – активного участника минского антифашистского подполья. Для её сохранения пришлось много усилий приложить семье покойного, написать не одно заявление в адрес городских властей. В архивах сохранились многочисленные просьбы татар не разрушать святые для мусульман места. Однако они не находили положительного ответа со стороны официальных властей. Да его и не могло быть, потому что на практике выполнялся приказ высшего московского руководства: “В коммунизм – без попов, ксёдзов, раввинов, мулл…”.
Ушли в небытие бывшие названия этой части города – Большая и Малая Татарские улицы, Татарский конец и Татарские огороды. Исчезли микротопонимические признаки, которые когда-то свидетельствовали о существовании в традиционной демографии Минска такого неотъемлего элемента как татарское, мусульманское население.
Без преувеличения необходимо отметить, что тоталитарное правление в СССР и БССР привело к упадку татарского меньшинства в Беларуси, поставило его перед угрозой полного исчезновения. Участники дня памяти предков, собравшись в марте 1990 г. на минском мизаре на митинг, осудили варварское уничтожение памятников национальной культуры белорусских татар – мизара и мечети. В принятом обращении к исполкому Минского городского Совета народных депутатов говорилось о необходимости объявить татарский мизар историческим заповедником, взять его под охрану государства, увековечить память людей, могилы которых были уничтожены, восстановить поруганную мусульманскую мечеть.
В 1993 году для восстановления мечети городскими властями был выделен участок на перекрёстке улиц Грибоедова и Тарханова, причём сюда вошли и территория разрушенного мизара (мусульманского кладбища). В 1995 году был одобрен рабочий проект строительства нулевого цикла мечети и план реконструкции територии мусульманского кладбища. 22 декабря 1998 года получено разрешение Минского горисполкома на начало строительства мечети. Размеры будущего здания мечети 24х24 м, высота минарета около 32 м. Основное здание мечети – 1–2–х этажное с дополнительным цокольным этажом. Архитектурное исполнение фасадов полностью соответствует проекту 1901 г.
Сейчас все усилия Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и мусульманской общины г. Минска направлены на восстановление бывшей мечети в её прежнем виде.
В 1999 г. исполнилось 400 лет со времени основания первой Минской мечети. 28 июля этого же года исполнилась ещё одна печальная дата – 50-летие ликвидации мусульманской общины и второй мечети в г.Минске. 29-30 июля 1999 г. в Минске проходила V-я международная научно-практическая конференция “Ислам и глобальные проблемы современности”. Конференция в одной из своих рекомендаций поручила руководителям татар-мусульман Беларуси обратиться в Минский горисполком с настоятельной просьбой о выделении мусульманской общине г.Минска для совершения религиозных обрядов помещения, равноценного Минской мечети, построенной на средства татар-мусульман и отнятой у них в 1949 г. по решению исполнительного комитета, возвращения культового имущества мечети или его стоимости мусульманской общине г.Минска. В сентябре 1999 г. на имя председателя Минского городского исполнительного комитета В.В.Ермошина было направлено письмо, подписанное муфтием И.Александровичем, президентом Объединения “Аль-Китаб” А.-Б.Шабановичем, председателем общины г.Минска И.Канапацким, членами Совета мусульманской общины г.Минска А.Ильясевичем, Б.Богдановичем, Л.Канарской, М.Махмудом, А.Вороновичем, И.Вороновичем, А.Халембеком, М.Месербиевым, В.Темиргаевым. Авторы письма напомнили Минского горисполкома и его председателю, что 50 лет назад по решению властей города была распущена мусульманская община, национализирована мечеть и конфисковано её культовое имущество:
Последняя мечеть в г.Минске была построена на средства татар-мусульман в 1901 г. и находилась на ул.Димитрова 41. Здание мечети было каменное, одноэтажное с хорами, с внутренней полезной площадью в 412,15 м2. Оценка здания по технической справке Минского городского инвентаризационного бюро от 30 ноября 1948 г. составляла 191491 руб.
Последствия этого трагического события мы ощущаем и по сей день. Воссозданная в 1990 г. мусульманская община г.Минска и образованные в 1991 г. Белорусское объединенеие татар-мусульман “Аль-Китаб” и Управление (муфтият) Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь (1994 г.) до настоящего времени не имеют помещения для отправления своих религиозных потребностей. Просим Вас выделить мусульманской общине г.Минска для совершения религиозных обрядов и отправления религиозных потребностейи помещение, равноценное отнятой мечети, а также вернуть культовое имущество или его стоимость общине.
19 ноября 1999 г. (т.е. почти через два месяца после получения письма) на имя муфтия мусульман Беларуси И.М.Александровича пришёл ответ, подготовленный заведующей сектором религий и национальностей Мингорисполкома А.Н.Рябицевой за подписью председателя исполкома В.В.Ермошина. В нём сообщалось, что “в Мингорисполкоме рассмотрено Ваше совместное с президентом Белорусского объединения татар-мусульман “Аль-Китаб” Шабановичем А.-Б., председателем минской городской мусульманской общины Канапацким И.Б. обрашение по поводу выделения мусульманской общине г.Минска равноценного помещения взамен ликвидированной в 1949 г. мечети, а также возвращения культового имущества или его стоимости. Сообщаем, что действующим законодательством Республики Беларусь не предусмотрено возвращение зданий и культового имущества, разрушенного и утраченного в прошлые годы. В связи с отсутствием свободных площадей в г.Минске предложить здание для использования под мечеть в настоящее время не представляется возможным”.
В связи с этим ответом возникают два вопроса:
Вопрос первый: “Когда же наступит время платить по долгам?”
Вопрос второй: “Как называют человека, который взял чужое, и как называть государство, которое отняло у людей всё и ничто не дало взамен. И даже не извинилось?”
25 октября 2002 г. исполнилось бы 100 лет второй Минской мечети.
***
Дополнение:
Непосредственное строительство Минской мечети началось в феврале 2004 года. Финансирование работ осуществляла благотворительная организация «Рабита» из Королевства Саудовская аравия. Стоимость строительства оценивалась примерно в 2,5 млн. долларов. Завершение стройки планировалось на 2006 год. Было освоено около 700 тысяч долларов, построен первый этаж с перекрытиями, но затем, через год с небольшим, из-за нашумевшего переворота в верхушке Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, так же из-за выявившейся несовместимости условий государства и условий спонсора выделение средств приостановилось, а вместе с этим приостановилось и строительство. Три года шли безуспешные переговоры, тем временем 1/3 стен и перекрытий разрушились, и цена реализации проекта так же существенно выросла. Некоторые местные мусульмане, обладавшие возможностями и желанием, начали помогать средствами, закупать стройматериалы за свой счет, и стройка снова сдвинулась, но не на много, так как возможности отдельных представителей мусульманской общественности Беларуси никак не в состоянии покрыть затраты на проект таких размеров.
К 2009 году мало что изменилось:
С недавних пор глава МРО в РБ начал делать объявления о том, что в скором времени финансирование и строительство возобновится. Мусульманам Минска и Беларуси вцелом остается лишь греть все еще имеющуюся надежду на то, что все на самом деле может исправиться и закончиться долгожданной победой.
***
Новая мечеть по проекту должна все же отличаться от своего прообраза. И прежде всего своими размерами: общая площадь возводимого комплекса составляет 2600 кв.м, в том числе площадь молитвенных залов – 930 кв.м, а строительный объем – 21500 куб.м. Высота — около тридцати метров. Внешний вид мечети ожидается быть более внушительным: здание поднимется на еще один — дополнительный — нижний ярус (там разместятся служебные помещения).
В проекте Соборной Мечети, кроме молитвенных залов для 710 человек, предусмотрены помещения для обеспечения процесса ее функционирования, в том числе:
-актовый зал на 200 мест, помещения для учёбы детей и взрослых людей;
-музея, библиотеки, киосков книг;
-комнат имама, муэдзина, персонала, охраны, пищеблока;
-комнат для омовений (из расчета одновременного обслуживания 16 человек), умывания (из расчета одновременного обслуживания 10 человек), принятия душа (из расчета одновременного обслуживания 6 человек), туалетов (из расчета одновременного обслуживания 16 человек).
Кроме того, в проекте предусмотрены вестибюль с гардеробами, лестничные холлы и коридоры, технические помещения и помещение халяльной продукции.
Во второй очереди возведения всего комплекса Соборной Мечети планируется благоустройство территории бывшего кладбища мусульман 2,5 га, прилегающей к Соборной Мечети.