RSS Контакты
Республика Казахстан

Памятник исламского зодчества

01.05.2018 | Исламская культура

Красную мечеть, расположенную в исторической части города, которую уральцы по старинке называют Татарской слободой, можно назвать одной из самых старинных мечетей не только Уральска, но и Казахстана. Время построения Красной мечети датируется 1871- 1875 годами, однако некоторые ученые считают, что мечеть могла быть построена раньше, в 1835 году. Архитектор, исследователь и большой патриот Приуралья Рустам Вафеев в своей книге «Господин Издатель» отмечает, что Красная мечеть была третьей, построенной в Уральске, и называлась также «иногородческой», потому что в то время в город начали при- бывать татары из Заказанья и других местностей.

Они обосновались в новой татарской слободе, и, соответственно, их махалля (локальная религиозная община) сформировалась вокруг Красной мечети. К слову, Красной, по утверждению исследователей, мечеть называли в народе за стены, окрашенные суриком. Кроме того, это было первое исламское культовое сооружение в Уральске, построенное из кирпича. Историческая же татарская слобода располагалась чуть дальше, в Куренях, и ее центром была деревянная мечеть, которую горожане называли Белой за беленые известкой стены. Белая мечеть считалась соборной, и в 1769 году о ней писал даже известный ученый и путешественник П.С. Паллас. По материалам Р. Вафеева, Белая мечеть неоднократно восстанавливалась после городских пожаров. Однако в дальнейшем, после очередного пожара над Куренями, в 1826 году возникла другая татарская слобода – Кайран, где появилась вторая деревянная мечеть, построенная, как значится из трудов уральского журналиста Н.Ф. Савичева, «усердием старшины Букеевской Орды Караулом Бабаджановым». Слобода Кайран располагалась рядом с рощей, которую мы сейчас называем Ханской – там в 1825 году был поднят на белой кошме правитель Букеевской Орды хан Жангир, один из выдающихся политиков и прогрессивных деятелей своего времени. К сожалению, обе деревянные мечети не сохранились до нашего времени. Именно Красная мечеть стала культурным и духовным центром татарской жизни в Уральске. В медресе при мечети учился великий татарский поэт Габдулла Тукай, выросший из неизвестного шакирда Апуша в прославленного классика мировой и татарской литератур, занимающий важное место в плеяде талантов Приуралья. Наставником юного поэта был имам мечети Мутыгулла Тухватуллин, а его сын Камиль позднее сдружился с Тукаем, вместе они работали над изданием газеты «Фикер», просветительских журналов «Аль-Гаср-эль-Джадит» и «Уклар», которые стали столь масштабными тюркоязычными изданиями, что и в наши дни поднятые на их страницах проблемы и вопросы не утратили своей актуальности. Газета «Уральский листок» за 1895 год, сведения о которой также приводятся в книге Р. Вафеева «Господин Издатель», писала, что Красная соборная мечеть была способна вместить до 440 человек, а в дни крупных мусульманских праздников к мечети на молитву приезжали также татары и казахи из окрестных селений. В советское время Красную мечеть не миновала судьба многих уральских храмов и других религиозных сооружений. В 20-х годах прошлого столетия советская власть закрыла мечеть, а чтобы избежать народных возмущений, это было сделано якобы «по просьбам трудящихся». Позже здание Красной мечети было решено сделать типовым сооружением, и красавица-мечеть, радовавшая взоры уральцев, лишилась своего минарета, а красные стены, за которые этот памятник исламского зодчества получил свое наименование, покрасили в неприглядный серый цвет, который с годами стал еще более серым от пыли. В 1936 году в мечети разместили дом инвалидов, в 60-х годах – ремесленное училище. А спустя еще десять лет партийные функционеры не придумали ничего лучше, чем расположить в этом сакральном месте студенческое общежитие. Неудивительно, что без- заботный студенческий образ жизни с его неизменными атрибутами вроде увеселительных посиделок и разудалых приключений привел к полному обветшанию здания. И в 80-х годах, когда здание мечети все-таки признали памятником архитектуры и взяли под охрану государства, центральное помещение мечети было завалено мусором, а стены буквально рушились, превращаясь в руины. Очевидцы тех событий свидетельствуют о том, что даже находиться рядом с разрушающимся зданием было опасно для жизни настолько, что его даже предлагалось снести. Краевед Галина Гурьева пишет, что в то время определить, что это не просто заброшенное здание, а культовое сооружение, можно было только по необычному расположению мечети, чей остов, ориентированный на юг, делил город по диагонали. Но не судьба была Красной мечети, имеющей богатое историческое прошлое, покинуть наш город, и подобно сказочному фениксу, она возродилась из руин с благой помощью неравнодушных уральцев. Восстановление мечети началось в 2000-х годах. Тогда еще не было программы «Рухани жаңғыру», благодаря которой многие сакральные места нашей области обретают вторую жизнь, но была ответственность уральцев, неравнодушие к своему городу, боль за поруганные памятники исторической старины. Предприниматель и меценат Ришат Увалиевич Хайруллин вместе со своими единомышленниками взялся восстанавливать Красную мечеть. Работа велась почти год. По словам Ришата Увалиевича,и в этом святом деле он, прежде всего, рассчитывал на помощь крупных бизнесменов, это логичнее, так как у них прибыли больше. Но, в основном, помогли мелкие предприниматели. Они приносили небольшие суммы, но таких неравнодушных людей было много. Так же, как отметил Р. Хайруллин, его приятно удивило то, что своим трудом и деньгами восстановлению мечети помогали люди разных национальностей и вероисповеданий. – Когда я начал спрашивать, по- чему вы помогаете нам в восстановлении мусульманской святыни, эти люди ответили, что живут тут рядом и им очень больно от того, что разрушается такая красавица-мечеть, и сейчас, когда ее восстановили, глазам радостно на нее смотреть. Это было открытием для меня, – вспоминает депутат. – Очень много людей помогали деньгами, стройматериалами. Кто не мог в силу каких-то обстоятельств отдать материал бесплатно, отдавал по себестоимости, по своей цене. Мы вывезли отсюда около 60 КАМАЗов мусора, за половину из них с нас не взяли ни тиынки. Также в татарской слободе был восстановлен дом Мутыгуллы Тухватуллина, в здании которого сейчас расположен мемориальный музей Габдуллы Тукая, позже на спонсорские средства был отреставрирован дом купца Галиаскара Усманова, где Тукай провел годы счастливого детства в Уральске, когда его, осиротевшего, привезли из Заказанья. По сути, Ришат Хайруллин не только предотвратил полное разрушение Красной мечети, но и восстановил ее исторический облик, хотя многие не верили в успешность его замысла, глядя на огромный объем работ, который удалось преодолеть благодаря слаженной и сплоченной работе. С восстановлением Красной мечети связана и другая история, которую приводит этножурналист Данара Курманова – в ходе реконструкции мечети большое внимание уделялось восстановлению минарета, и в это время в Уральске началась сильная гроза. Стихия ломала деревья, у некоторых домов разрушились кровли. Но минарет при этом не сдвинулся ни на миллиметр, хотя не был закреплен полностью. Иначе, как чудом, посланным свыше в ответ на подвижнический подвиг уральцев, это и назвать нельзя. В 2006 году Красная мечеть была возвращена верующим, в ее открытии участвовал Верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали. А в 2013 году в Уральске праздновался невиданный по своим масштабам праздник Сабантуй. Его посетил Президент Татарстана Р. Минниханов, который также совершил намаз в Красной мечети. Сейчас в этом культовом сооружении совершаются религиозные обряды, читают намаз, проводятся бракосочетания по мусульманским традициям. Ее посещают не только татары, но и представители других национальностей, исповедующие ислам. И сейчас Красная мечеть по-прежнему радует взоры уральцев своим весьма точно воссозданным историческим обликом, словно и не коснулись ее разрушения и злая воля атеистического режима.

 

Автор: Галина Самойлова 

 

Источник: http://kazislam.kz/ru


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама