Экспедиция "По караванному пути Шокана Уалиханова" посетила мазары тюрских мыслителей04.08.2014 | Исламская культураНаучно-познавательная экспедиция Казахстанского национального географического общества "По караванному пути Шокана Уалиханова", посвященная 180-летию великого казахского ученого, посетила ряд исторических и культурных объектов в Кашгаре, передает корреспондент Tengrinews.kz. Побывав в исторической части Кашгара, казахстанцы отправились в пригород - городской уезд Артуш. Об этих местах Уалиханов упоминал в своих трудах, когда исследовал прилегающие к Кашгару области. Там участники экспедиции планировали посетить большую соборную мечеть. К сожалению, из-за строгих местных правил туда группе не удалось попасть.
Стоит отметить, что Артуш является административным центром Кызылсу - Кыргызского автономного округа. По данным всекитайской переписи населения, в 2000 году здесь проживали следующие этнические группы: уйгуры - 63,98 процента населения, кыргызы - 28,32 процента, китайцы - 6,41 процента.
На центральной площади Артуша находится памятник кокпару - национальной игре кыргызов, казахов и других народов.
Вернувшись в Кашгар, участники экспедиции посетили один из главных архитектурных памятников древнего города - усыпальницу кашгарских правителей, мавзолей религиозного и политического деятеля Восточного Туркестана Аппака-ходжи. Об этом месте Уалиханов писал: "Гробница Аппак-ходжи - лучшее здание во всем Кашгарском округе, лежит в шести верстах от города к северу-востоку, на правом берегу реки Тюмени".
Мавзолей - это единый комплекс, состоящий из мазара Аппак-ходжи, мечети Джама и медресе. Этот комплекс был построен кашгарскими мастерами в 1633-1665 годах. В центре мазара - величественный купол, по углам находятся четыре башни, которые украшены красивыми узорами из зеленых и синих цветов, над куполом сияют золотые полумесяцы. Внутри мазара на возвышенной площадке покоятся 72 человека. Среди них сам Аппак-ходжа и его близкие родственники. Рядом с мазаром находится старинное медресе, в котором учились многие известные поэты, ученые и богословы.
После этого казахстанцы направились в мечеть Этигар (Ид Ках), являющуюся самой большой мечетью в Синьцзяне и одной из трех самых уважаемых мечетей в Центральной Азии. "Этигар" на уйгурском языке означает "праздничная".
У ворот Ид Ках с каждой стороны расположены 18-метровые минареты, украшенные в верхней части молодым месяцем. За центральной дверью и аркой находится большой двор, в котором расположен молитвенный дом. Мечеть вмещает более 10 тысяч человек, однако местные жители утверждают, что во время праздников, сюда съезжаются мусульмане со всего региона и их количество доходит до 80 тысяч человек. Тогда для молитвы они располагаются прямо на площади.
Далее участники проекта Казахстанского национального географического общества посетили мавзолей тюркского писателя и мыслителя XI века Юсуфа Хас Хаджиб Баласагуни. Он родился в столице государства Караханидов городе Баласагун, но большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь он получил образование и стал широко известен среди местного населения как человек, обладающий энциклопедическими знаниями. Кроме родного языка он владел арабским и персидским.
В возрасте 50 лет Юсуф Баласагуни завершил поэму "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание"), а затем подарил ее кагану Сулейману Арслану и был удостоен за это звания Хасс Хаджиб, что означает личный камергер, человек, приближенный к хану.
В своих трудах Уалиханов не писал о том, что бывал, или видел мавзолей Юсуф Баласагуни. Однако руководитель экспедиции "По караванному пути Шокана Уалиханова" Орденбек Мазбаев считает, что казахский ученый, очевидно, все же бывал на месте захоронения поэта. Такое мнение разделили не все участники экспедиции. Магистрант Назарбаев Университета Джалия Джайдакпаева предполагает, что Уалиханов, возможно, намеренно в своих трудах не упоминал про некоторые культурно-религиозные объекты. "Все-таки у него были другие цели тут. Он собирал информацию об этом крае. Много писал про военные объекты. Вполне возможно, что он просто не счел нужным это упоминать", - рассуждает собеседница. Казахстанцы также посетили большой базар Кашгара. В древние времена это был самый большой базар Центральной Азии. Он состоял из нескольких тематических рынков: рынок дров, ковров, тканей, скота и так далее. Участники экспедиции предполагают, что за пять месяцев своего пребывания в Кашгаре Уалиханов также посещал это место.
"Безусловно, купец Алимбай, под видом которого Шокан жил в Кашгаре, обязан был проводить большую часть времени на базаре. Кашгарский рынок - это особый мир, где люди не только продавали или покупали товар, но и общались, узнавали новости, обедали или завтракали, поэты и ученые делились своими мыслями, читали стихи. На базаре работали ремесленники, с которыми любил общаться казахский путешественник", - рассказал научный руководитель экспедиции "По караванному пути Шокана Уалиханова" Смайлжан Иминов. Заключительным объектом в Кашгаре для экспедиции стал мазар выдающегося тюркского филолога и лексикографа Махмуда Кашгари - "Гробница священного учителя". Махмуд Кашгари стал известен благодаря созданному им словарю-справочнику различных тюркских языков - "Собранию тюркских наречий" (Диван Лугат ат-Турк). Махмуд Кашгари жил во времена расцвета тюрков-мусульман, когда тюрками были покорены многие земли.
"В те годы о Махмуде Кашгари известно не было. Но нам этот объект интересен в рамках составления нашего туристического маршрута "Великий Шелковый путь Центральной Азии", - отметил Мазбаев. После этого экспедиция Казахстанского национального географического общества направится в Кыргызстан. По пути в город Ташрабат, о котором много писал Уалиханов в своих трудах, участники проекта пересекут границу на контрольно-пропускном пункте Турагат. Именно через этот горный перевал пролегал путь казахского ученого и путешественника.
Подробнее:http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/ekspeditsiya-po-karavannomu-puti-shokana-ualihanova-posetila-mazaryi-tyurskih-259659/ URL: |
Авторские колонки
Реклама
|