В Исламе «Никах» – это договор о брачном союзе. Есть обязательное «брачное соглашение», где муж передает в собственность жены махр (калым-подарок), дом и др. Жена может иметь свой бизнес, счет в банке и т. д. Муж при разводе не имеет права претендовать на «собственное имущество» жены.
Если обратимся к Корану, что же там написано в контексте прав человека, то обнаружим следующее:
«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кинтар (мешок золота, много богатства), то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех?» (Ниса:20).
А если же сама жена просит развода (хулъа), то она возвращает мужу все, что он дал ей. Но материальная помощь детям остается за мужем [2].
Как видим, более справедливого решения в отношении прав членов одной семьи мы не найдем ни в одной книге.
Развод в Исламе
Мы знаем, что в большинстве своем, 80%, инициаторы развода – женщины. Конечно, проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и квалифицированных подходов в этой области. Максимальная информированность населения об этой проблеме необходима как защита от скоропостижных разводов, незнания механизмов и высокомерия супругов. В результате страдают дети…
Все эти проблемы, по моему мнению, от незнания и несоблюдения традиций и обычаев наших предков.
Мы уже не говорим о страшном недуге в нашем обществе: разводах по причине наркомании и алкоголизма.
Если обратимся к юриспруденции мировой религии Ислам, то в ней есть три вида развода: два возвратных развода и один окончательный.
Талак ражъи – это возвратный развод. Женщина в течение трех менструальных циклов выжидает в доме мужа. Это делается для того, чтобы узнать о ее беременности, и дается время для осмысления и раздумья. После этого муж решает: вернуть ее или развестись.
На сегодня среди коренного населения Казахстана, да и всего пространства СНГ, распространилась проблема замужества женщин, которым был дан только один развод (талак ражъи). В этот период ожидания (3 месяца, или 3 менструальных цикла) некоторые женщины выходят замуж, хотя не имеют на то права по исламской традиции. А потом узнают, что муж не согласен, т. к. вернул ей статус жены (талак ражъи, от слова «ражаъа» – возвращать). Очевидным является то, что если бы этнические мусульмане соблюдали свои традиции и обычаи, то не было бы многих проблем и уменьшилось число разводов. Аллах говорит в Коране:
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (Бакара:229).
А третий развод – окончательный, т. е. пока она не выйдет замуж за другого.
Потом, если она разведется с тем вторым мужем, выждет три месяца и только тогда может заново сойтись с первым мужем.
«Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Бакара:230)
В отношении первых мужей Коран предписывает вторым мужьям:
«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях. Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и чище для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Бакара:232).
В исламской юриспруденции (шариате) только три (3) момента предполагают окончательный развод:
1) Перед женитьбой «Кабля духуль» (т. е. перед сожительством, совокуплением):
«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (Бакара:237).
2) (Хульъа) Требование жены развода за выкуп. Женщина имеет право требовать развод, если муж пропивает все деньги, или проигрывает в азартные игры, или жестоко ведет себя по отношению к ней и др. В Коране сказано:
«Вам недозволено брать что-либо из дарованного им (вашим женам), если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (Бакара:229).
Разве может быть законоположений справедливее истинно Божественного закноположения?!
Передают со слов сына Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита бин Кайса пришла к Пророку(мир ему) и сказала: «О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако (, будучи мусульманкой,) я не хочу (придерживаться обычаев) неверия в исламе!» (Сабит был неприятен ей, и она не хотела жить с ним, притворяясь, боясь, что это приведет ее к неверию).
Посланник Аллаха (мир ему) спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад?» (Этот сад был брачным подарком Сабита его жене.)
Она сказала: «Да!» Тогда посланник Аллаха (мир ему) сказал Сабиту: «Прими (от нее свой) сад и дай ей развод!»
3) (Талак Баин) Окончательный развод (по прошествии периода ожидания в двух разводах или третий развод):
«Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого…» (Бакара:230).
А в остальных случаях муж имеет право вернуть свою жену в течение периода ее выжидания:
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Бакара:228).
Это означает то, что супружество не аннулируется талаком ражъи (возвратным разводом). Муж обязан содержать свою жену в течение периода выжидания. Если он умрет в этот период, то она имеет право на его наследство. Если же она умрет, то и он тоже наследует ее имущество. Он не имеет права возвращать ее для оскорблений или унижений:
«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит таким образом, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой. Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всякой вещи» (Бакара:231).
«Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду. Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени…» (Талак:4–6).
К сожалению, многие наши соотечественники, традиционно придерживающиеся Ислама, не соблюдают и не обращают внимания на приказы Творца. Мудрость Создателя дает безграничную милость людям. Аллах преподает урок в Коране, через пророка Мухаммада (мир ему):
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе. Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Талак:1–3).
В этом аяте содержится пять (5) божественных приказов:
1) Возвратный развод связан с периодом. Великий сподвижник Пророка, Ибн Аббас, сказал: «Не дается жене развод во время менструаций. И не дается развод после менструации, если муж имел с ней половые связи. Муж должен оставить ее до следующей менструации и только после очищения дать ей один развод (возвратный), воздержавшись от половых сношений. Это и есть развод по Сунне».
Сунна – сборник пересказов изречений, дел и качеств пророка Мухаммада (мир ему).
2) Отсчитывать срок, т. е. записывать, хранить и знать начало и конец развода. Чтобы не увеличивать (выжидательный) период для женщины.
Передают со слов ‘Абдуллаха сына ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха (мир ему), он развелся со своей женой в то время, когда у нее были месячные. Умар ибн аль-Хаттаб спросил об этом Посланника (мир ему), на что он ответил: «Вели ему взять ее обратно и держать у себя, пока она не очистится, потом (пусть подождет, пока) у нее снова не начнутся месячные и она снова не очистится, после чего, если он захочет, пусть оставит ее, а если захочет, пусть разведется, (не совершая с ней половых сношений): это и есть срок /‘идда/, согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами».
Удивительно, что никто из мусульман не задумывается над словами Пророка (мир ему). Почему нельзя давать жене развод во время менструаций? Ведь даже медики пишут, что женщина во время месячных становится раздражительной, переносит боли. Мы уже не говорим о нежелании супружеской близости. Представьте состояние женщины, которая в таком положении получает еще и развод…
В Коране сказано пророку Мухаммаду (мир ему): «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: “Это – болезненное состояние. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах”. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Бакара:222).
3) Не выгонять жену из дома. И жена не уходит к родственникам, боясь Аллаха. Потому что в Коране дом мужа назван и домом жены («Не выгоняйте их из их домов и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость»).
Причина запрета заключается в словах Аллаха («Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе»). Это указание на то, что рассерженные сердца (разгневанные) могут успокоиться и муж вернет свою жену, и жизнь потечет в своем нормальном русле. Если бы мусульмане соблюдали все требования шариата, то было бы много добра и благодати в их домах. Но, к сожалению, после ссоры жена уходит с вещами к своим родственникам. Муж не противоречит и оставляет ее, а родственники жены соглашаются с этим. Конечно, в таком положении она не будет знать, что ее муж вернул (аннулировал) развод. Или у кого-то из них возникло чувство сожаления, но гордость или зазнайство «заглушили» его. Вот так запросто мы делаем детей сиротами.
4) Приказ Создателя: «Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему».
То есть после окончания периода муж должен решить: 1) или оставить ее, т. е. вернуть добром. Не желая ей вреда, или унижения; 2) или развестись с ней по-доброму.
5) Теперь посмотрите на мудрый закон Творца, который говорит:
«Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха». Аллах приказал засвидетельствовать возвращение или развод. Основа этого законоположения уажиб – обязанность, как сказано в Коране. Не знаю, почему многие ученые сказали, что это мустахаб (рекомендуемое или похвальное дело). Хотя нет ничего (никакого доказательства), что могло бы отклонить его от обязанности (уажиба).
Свидетельство возвращения – обязанность. Довести до жены то, что ее муж вернул Талак и возобновил семейную жизнь, – обязанность. В этом случае возобновляется право мужа на нее, а она не имеет права выходить замуж за другого. Если она находится дома у него, то нет проблем. А если она ушла или он ее выгнал – идя против приказа Аллаха, – то необходимо оповестить ее. Если было бы свидетельство и оповещение, то не было бы многих сегодняшних проблем. В Хадисе (своде высказываний и деяний пророка Мухаммада, мир ему) сказано: «Самое ненавистное из (халяль) дозволенного перед Аллахом – это развод (Талак)» [3].
Заключение
Наши предки на протяжении веков практиковали многоженство, и о разврате в их обществе вообще не говорили. Не было этой проблемы, за исключением редких случаев.
И что интересно, как бы мы ни противились, жизнь сама решает за нас. Мужчин всегда было меньше, чем женщин. После войны с Германией в Советском Союзе разрешали гражданские браки и смотрели на многоженство сквозь пальцы. Страну надо было поднимать из руин послевоенной разрухи, а мужчин не хватало…
Создатель показывает в Коране, какими должны быть взаимоотношения людей в обществе, даже если они придерживаются разной веры:
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания (иудеев и христиан)также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Маида:5).
Мы можем сделать вывод, что в шариате брачный союз означает – брачный договор мужчины и женщины, позволяющий мужчине наслаждаться (духовно и физически) ею, а также женщине наслаждаться мужчиной.
Таким образом, брачный союз является лучшим из всех существующих союзов, который соединяет души узами любви, привязанности и милости. И еще потому, что он является причиной появления потомства и причиной оберегания человеком себя от разврата.
А западные женщины, как бы они ни меняли свой пол, все равно не будут мужчинами. Так же как в однополой семье мужчина-мама никогда не будет матерью ребенка. Просто потому, что Создатель не дал ему материнских чувств. Но, как ни странно, идеологи всех мастей хотят вразумить нам, что надо идти против Творца. Что законы природы ошибочны. Другие учат нас, говоря: «Протестантская этика – это фактор становления открытого общества». Раньше учили социализму, критикуя капитализм. А сейчас нас учат либерализму, демократизму, глобализму и др.
Какие еще «измы» ждут нас впереди, одному Богу известно! Но мы обязаны в нашу «эпоху идеологических войн» сохранить свои национальные традиции и законы. Мы сохранили их в период «красного террора», «железного занавеса» и «развитого социализма».
Я думаю, что мечеть, которая выдает свидетельства о женитьбе, должна выдавать и свидетельства о разводе. И в том числе свидетельства о возвратном разводе, официально сообщая об этом женам. Многие превращают «Никах» в ничего не стоящий обыденный ритуал. Хотя и читаются аяты Корана, даются наставления…
Но когда разводятся, то супруги даже и не вспоминают об Исламе и обязанности, которую дали перед Создателем. Муж, как правило, хочет поскорее забыть их брачный союз. Хотя в Коране говорится о женах: « между вами была близость и они (жены) взяли с вас суровый завет…» (Ниса:21).
Однако дошедшие до развода люди забывают этот «суровый завет» – любить друг друга ради Всевышнего, исполняя Его приказы. В порыве гнева или ненависти мы забываем, что брачно-семейные отношения – это тоже поклонение Создателю!
Поэтому мы должны поддерживать друг друга в этом «великом поклонении» и помогать. Доброе слово, насихат (наставления), даже любая мелочь может спасти семью, где растут будущие исламские ученые и реформаторы…
В хадисе пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Кто не интересуется делами и проблемами мусульман, тот не из нас»
А муфтияты CНГ просто обязаны это делать. Потому что благодаря только нашим прекрасным традициям, высокой культуре и нравственности мы воспитаем наших детей праведными гражданами, которые будут работать на благо своей семьи, веры и государства.