RSS Контакты
Республика Казахстан

220 лет миссии оренбургского муфтия Мухаммеджана Хусаина в 1790 г.

23.09.2010 | История в лицах

В восемнадцатом столетии Приуралье и прилегающие казахские степи периодически были охвачены восстаниями. Имперский центр в Петербурге требовал всё больше земель и ресурсов, всё больше увеличивал объём своих полномочий, прокладывались пути в Среднюю Азию. Это вызывало протест у кочевого башкирского и казахского населения.

В качестве посредников как имперские власти, так и сами мусульмане использовали вначале ахунов. Тогда ахун (от персидского  «ахунд» — наставник) — старший духовный сан у мусульман, глава духовенства региона. До создания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС) в 1788 году ахуны были главами духовенства городов и башкирских даруг (областей) Приуралья. Здесь власть была движущейся, почти кочевой, передвигающейся по мере строительства крепостей.

Так при полковнике К.-М. Тевкелеве при строительстве Оренбурга в 1730-е гг. находился ахун Ибрагим бин Мухаммед-Туляк. При казахском Абулхаир-хане в качестве посредника для контактов с начальником Оренбургской комиссии В.Н. Татищевым использовался Мансур-ахун. В 1737 г. через него шла информация о мерах Абулхаир-хана по проправительственной агитации среди восставших башкир. В рапорте начальника Оренбургской экспедиции И.К. Кириллова и начальника Комиссии башкирских дел А.И. Румянцева от 16 декабря 1735 г. утверждалось, что все 10 ахунов Приуралья являются выходцами из казанских татар.

Наместник (генерал-губернатор) Симбирский и Уфимский губерний барон О.А. Игельстром разработал Положение об ОМДС в 1789 г., где подчинил его контролю всю Россию, кроме Крыма. Первый муфтий ОМДС Мухаммеджан Хусаин  стремился  выстроить прямые отношения с верховной властью и создать общероссийскую структуру с центром в имперской столице. Вначале в качестве связующего звена он использовал  О.А. Игельстрома, но тот покинул  край в 1790 г. Тем не менее, Хусаин стремился закрепить легитимность своей власти как на религиозном, так и на светском уровне, получив замуж дочь одного  из  ханов. Он сделал первую попытку в 1790 г., вторую в 1798г. и, наконец, третью, и успешную в 1800г, когда женился на дочери бывшего хивинского хана Карая-султана – Каракуз, происходящей из рода Чингисхана.

В 1785 г., тогда ещё ахун Каргалы, Мухаммеджан Хусаин вёл переговоры с Меньшой Орды (Малого жуза)  главным старшиной и тарханом Сырымом Датовым о признании коллегиальных советов, подчинённых Пограничному суду в Оренбурге. И добился успеха… В 1790 г. правитель Уфимского наместничества барон А.А. Пеутлинг посылает уже муфтия ОМДС Мухаммеджана Хусаина для переговоров со Сырымом Датовым. От этой поездки сохранился уникальный дневник.

Муфтий на основании информации от татарских купцов и имамов, живущих в степях, сообщает о насилии со стороны уральских казаков в отношении казахов. Он предлагает меры по организации ярмарки в степи, освобождению казахов из тюрем, прекращению захвата кочевий. Но А.А. Пеутлинг предпочитает не применять меры, и казахи не идут на компромисс: следуют новые столкновения в степи, набеги, захват заложников.  Увы, религиозная власть может выступать честным посредником только, если её функции арбитра признают обе стороны… Но если посредничество не принято - то льётся кровь. И здесь  между восемнадцатым и двадцать первым веком - нет особой разницы…

Айдар Хабутдинов – доктор юридических наук, Казань


URL:
Авторские колонки
Реклама