Выступление первого заместителя верховного муфтия Казахстана шейха Мухаммад-Хусейна хаджи Алсабекова на VІІІ Мусульманском форуме «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели» 27 ноября 2012 года в Москве.
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В КАЗАХСТАНЕ
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!
Государства бывшего СССР, в том числе Казахстан, переживающие ныне кризис духовности и девальвацию устоявшихся ценностей, столкнулись с тем, что демократические преобразования в общественной жизни породили существенные сдвиги в самосознании как отдельной личности, так и целой нации в их стремлении осознать свое место в истории и изменившимся социуме. Реальный смысл приобретает в этих условиях и понятие духовности, а в общественное сознание все больше входит ощущение неразрывной связи с ней. Резко возрос интерес к духовным традициям, настоятельнее становится необходимость в теоретическом осмыслении исторических судеб духовной культуры, перспектив ее развития.
Проблемы духовных исканий будучи по-своему неповторимыми в каждую эпоху, традиционно сохраняют особую остроту как для социально-философской теории, так и для практики культурного обновления общества. Сложность поставленных современной жизнью задач противоречивы и их постановка вызвана конкретными условиями социальной практики.
Рост национального самосознания, культурного самоотнесения интереса к своему прошлому, обострившаяся боль за настоящее и будущее – характерная черта духовных исканий в нашем обществе на рубеже второго и третьего тысячелетий. Жесткие временные рамки, отпущенные историей на радикальные изменения, на введение новаций во всех сферах жизни общества драматизируют напряженность поиска их подлинных общечеловеческих и культурных оснований.
Поэтому актуальной задачей является научный анализ таких духовных явлений как религия, имеющих многовековую историю, бывшей в средние века духовной доминантой общества, а в условиях более 70-летнего господства коммунистической идеологии в СССР, религия была отнесена, как известно, на периферию социальной жизни.
Религия – одна из древнейших форм духовности, социокультурный феномен, традиционно претендующая на монополию всей духовной жизни отдельного человека и общества в целом. После обретения Казахстаном суверенитета, новое государство провозгласило себя светским, положив начало формированию демократического общества. Постсоветский Казахстан еще в 1992 г. Принял закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», что стало правовой основой государственно конфессиональных отношений.
Демократизация общественной жизни породила не существовавшие ранее проблемы: религиозным объединениям дали право юридического лица, что позволило им развернуть на всей территории Казахстана благотворительную, образовательную деятельность. В научной и публицистической литературе все активнее начал употребляться термин «религиозное возрождение». Но что понимать под возрождением: возрождение вероисповедных традиций или просто возврат духовной собственности, укрепления материальной базы религиозных организаций? С точки зрения обыденного сознания, последнее и понимается как своего рода «религиозный бум» в обществе. Естественно, в условиях мировоззренческого плюрализма, полиэтничности и поликонфессиональности казахстанского общества, новое светское государство оказалось в сложных и не простых условиях.
После обретения страной независимости религиозная ситуация сильно изменилась. Увеличился спрос к религиозным знаниям. Масса молодых людей уезжает за границу для приобретения там религиозных знаний. Получившие мусульманское духовное образование в различных государствах люди по возвращению на родину становятся причиной многих проблем. В странах исламского мира религиозно-богословский механизм активно используется правящими режимами в реализации своей внешней и внутренней политики. В ряде случаев присущее исламу миссионерство и прозелитизм становятся важными политическими инструментами распространения влияния на зарубежные страны, которое нередко становится причиной межрелигиозной вражды и экстремистских проявлений. Неотъемлемой частью мусульманского клерикализма являются исламские учебные заведения.
Отмеченное с конца прошлого века усиление роли Ислама в Казахстане, России и странах СНГ способствовало росту среди их мусульманского населения числа желающих получить образование в престижных зарубежных религиозных учебных заведениях. Религиозно-политические круги этих государств, преследуя собственные интересы в отношении стран СНГ, стремятся использовать студенческий канал для формирования на постсоветском пространстве новых национальных элит, ориентированных на зарубежные исламские центры. В этих целях через возможности расположенных на территории ряда регионов СНГ подконтрольных им религиозно-просветительских организаций осуществляется предварительный отбор абитуриентов из числа мусульманской молодежи, которые по своим личным и деловым качествам перспективны для дальнейшей религиозно-политической обработки.
На сегодняшний день религиозный вопрос является наиболее актуальным в деле обеспечения единства и безопасности нашей страны. Остро ставится необходимость подготовки в Казахстане своих кадров и специалистов религиоведов. Подготовка высококвалифицированных исламоведов внутри страны имеет также и политическую значимость для независимого Казахстана. Поэтому чтобы избавить молодое поколение от необходимости выезжать за рубеж мы должны обеспечить для них возможность получения религиозного образования в отечественных учебных заведениях. Одним из решений данной проблемы является выделение грантов на бесплатное обучение.
В странах СНГ во многих регионах организованы различные учебные заведения по изучению Ислама. Подобные некоторые учреждения не соответствуют современным требованиям и не отличаются высоким уровнем.
И, конечно же, поэтому часть молодежи выезжала на учебу за рубеж, где исламские учебные заведения стоят на нужном уровне.
Для исламских учебных заведений недостаточно получить официальную регистрацию и определить для него место, выделить или построить здание с исламской символикой.
Надо понять, что необходимо не теряя связь со старым методом обучения, вводить новые качественные изменения в учебной программе, в методике и целях исламского образования.
Также надо выработать единую учебную программу и методику преподавания.
В наших странах есть прекрасная возможность решить проблемы исламского образования, потому что этим озаботились государственные органы. В послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана в январе, 2012 года сказано:
«Мы должны объединить все силы на благо Родины»
Также, в своем выступлении на форуме ученых Казахстана 1.12.2011 году сказал:
Дорогие друзья!
Мы поставили перед собой масштабные задачи по развитию инновационной экономики, науки, образования и здравохранения, повышению социального благополучия наших казахстанцев.
Сегодня надо создать в нашем обществе адекватную этим задачам и целям духовную атмосферу.
Это – сфера общественных наук.
Сегодня важно поднять на качество новый уровень исследования межнациональных отношений, истории религии в Казахстане, особенно Ислама.
Нам известно и то, что в 2002 году президент Российской Федерации В.В.Путин поручил Министерству образования и науки РФ «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского». Министерство во взаимодействии с вузами и исламскими образовательными учреждениями разработали и осуществляют с 2005 года комплекс мер в этом направлении.
Надо также предоставить молодым работу после получения исламского образования с солидной зарплатой. Чтобы молодежь впредь связывала свою судьбу с исламским образованием. В вопросах по подготовке теологов для наших стран нужна координация с ведущими академическими кругами стран СНГ. Особенно в научных исследованиях. Надо тесно соотрудничать с университетами востоковедения. Практиковать обмен студентами, научно-педогогическими кадрами и наработками для укрепления позиции школы придерживающего мазхаба.
Взаимные визиты или встречи на международных встречах, поздравления по праздникам все это недостаточно для развития ВУЗов. Поднять и укрепить эффективность сотрудничества с зарубежными ВУЗами. Также надо отбросить в сторону гордыню. И разработать механизм взаимопризнания исламских образовательных учреждений в странах СНГ и зарубежом. Как воздух и вода необходимо единство Исламских духовных лидеров. Каждый из них должен облачиться в одежду дружбы и братства, обновить чувства исламского единства к солидарности. Существует необходимость в повышении квалификации тоесть, углубление теории и практики сотрудников ВУЗов.
К сказаному важно добавить о подготовке специалистов для исламских религиозных объединений (имамов), преподователей исламских учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений и издательств. Чтобы они были лояльными к государству для противодействия дальнейшему распространению радикального Ислама.
ДУМК призывает чиновников готовить имамов на родине и Министр образования и науки Казахстана Бакытжан Жумагулов заверил, Казахстан заинтересован в подготовке имамов на Родине. Для будущих религиоведов и исламоведов уже сегодня создают условия не хуже, чем у стипендиатов программы "Болашак". Религиозным специалистам с высшим образованием помогут трудоустроиться. С одной лишь разницей, казахстанский диплом теперь, видимо, будет иметь приоритет перед зарубежным.
Миновало уже два десятка лет с распада Советского союза. Между тем, отношения между Россией и бывшими союзными республиками в постсоветский период характеризуются по-разному: от крайне напряженных, как с Грузией, до партнерско-союзнических, как с Казахстаном.
Действительно, спустя столько лет, дружба между Россией и Казахстаном только крепнет, становится зрелой и испытанной. Отрадно, что все это проходит на фоне исламского возрождения в Казахской республике.
Сегодня свобода вероисповедания позволяет людям вернуть свои традиционные исламские ценности. Если до приобретения независимости количество мечетей во всем Казахстане составляло 68, то сегодня их число достигло 2500, многие из которых не подлежат сравнению с прежними мечетями в плане вместимости и архитектурного замысла. Все они расположены в самых красивых уголках нашей страны. В крупных городах и областных центрах республики, таких как Астана, Алматы, Шымкент, Павлодар, Актобе, Уральск, Тараз, Караганда и др., воздвигнуты огромные по вместимости мечети, представляющие собой шедевры архитектурного искусства, по красоте которых с ними едва ли могут сравниться мечети во всем постсоветском пространстве. Еще до независимости мусульманское духовенство Казахстана было отделено от Центральной Азии и сформировано как отдельное централизованное религиозное объединение, ставшее позднее крупной организацией, имеющей свои цели и задачи, играющее немаловажную роль в обществе и действующее по определенному уставу. Сегодня Духовное управление мусульман Казахстана в своей деятельности достигло больших успехов. И если в советское время Ислам, вытеснялся к аулам, где инкогнито его придерживались старцы и аксакалы, то сегодняшняя картина выглядит совершенно иначе. Мечети в крупных городах переполнены прихожанами, большую часть которых составляет молодежь. Более того, из-за постоянного роста количества прихожан, действующих мечетей явно не хватает. И 32 мечети, действующие в Алматы уже не решают проблему вместимости. Роль имамов в обществе возросла, она уже не ограничивается исполнением религиозных ритуалов в мечети, они активно участвуют в общественной жизни, выступают с докладами на научных конференциях, сотрудничают с прессой, делают успехи в научной деятельности. Теперь для религиозных деятелей начали действовать новые требования. В связи с чем появилась потребность в подготовке религиозных кадров внутри страны. Так, с 1991 года при Духовном управлении мусульман Казахстана начал работу Высший Исламский институт по подготовке Имамов-хатыбов, а с 2001 года в результате межправительственного соглашения между Республикой Казахстан и Арабской Республикой Египет начал работу Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак. Помимо всего прочего в разных регионах страны действуют 10 медресе, каждое из которых предоставляет средне-специальное религиозное образование, а также в 2002 году по инициативе Верховного Муфтия страны уважаемого Шейха Абсаттара хаджи открылся Исламский институт повышения квалификации имамов РК, в котором я сам и являюсь ректором в этом исламском учебном заведении, уже получили знания 1036 имамов и было подготовлено 18 хафизов (чтецов Корана наизусть).
Тематика проповедей в мечетях систематизирована и имеет определенную последовательность. Введена единая форма имамов. Нынешний Председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный Муфтий Абсаттар Дербисали, открыл новый этап развития Духовного Управления мусульман страны.
Публикация религиозной литературы получила большое распространение. Так были переведены на казахский, русский и английский языки и изданы большими тиражами широкий спектр трудов на религиозную тематику, из них перевод смыслов Корана, хадисы Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), положения шариата и т.д. Для этого были созданы несколько специализированных издательских центров, для работы которых были привлечены высококвалифицированные эксперты, канонические редакторы, профессиональные переводчики. Созданы издательства, занимающиеся публикацией журналов и газет на религиозную, научную и общественную тематику, такие как: газета «Ислам және өркениет», журнал «Иман», журнал «Шапағат Нұр», журнал «Мұсылман» и т.д. Книги Шейх Абсаттар хаджи Дербисали «Ислам религия мира и созидания» в этой книги есть прекрасные теологическо-религиоведческие, историко-филологические, исследования, статьи и размышления, доклады и интервью на различные темы. Она переведена на каз. араб. и английский языки. Презентация книги прошла в нашей стране, в Англии, в Америки и в других зарубежных странах. Начал свою работу первый телевизионный канал исламского вещания «Асыл Арна». Целью которого является пропаганда истинных ценностей Ислама, национальных традиций и общечеловеческих ценностей, основанных на мусульманской культуре и этике. Действует множество исламских сайтов. По инициативе правительства был создан Фонд поддержки исламского образования и науки, в задачи которого входят издание и бесплатное распространение религиозной литературы, оказание финансовой поддержки исламским студентам в форме оплаты их обучения, выплаты стипендий.
Накануне, при Духовном Управлении мусульман Казахстана начал работу Фонд «Закят». Миссия фонда: сбор средств закята мусульман Казахстана и их рациональное распределение в соответствии со Священным Кораном и пречистой Сунной Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и положениям шариата. Также фонд преследует нижеследующие цели:
Выплата ежемесячного оклада работникам мечетей, находящихся в аулах и не имеющих возможности для самообеспечения;
Выделение стипендий для студентов религиозных учебных заведений Казахстана;
Строительство корпусов для религиозных учебных заведений, и обеспечение их необходимой технической базой;
Строительство домов студентов, отвечающего современным требованиям для религиозных медресе Казахстана;
Подготовка и издание необходимой религиозной литературы, а также ее распространение;
Оказание финансовой поддержки распространению религии Ислам на должном уровне;
Оказание финансовой помощи социально уязвимым слоям населения;
Оказание финансовой поддержки остальным служащим ДУМК.
Основные принципы фонда:
Соответствие шариату (согласно мазхаба Абу Ханифы);
Прозрачность перед народом;
Официальность.
К сожалению, пробелы в Законе «О свободе вероисповедания» дали возможность распространению различного рода течений, привлекших на свою сторону множество представителей традиционных религий Ислама и православия, что может пагубно отразится на единстве нации и стабильности государства.
С обретением независимости переход общества от атеистических взглядов к возрождению духовного и культурного богатства, принес глобальные изменения в сознание людей. Шла идеологическая борьба на пути возрождения исламских ценностей. В г. Туркестане был основан университет и назван в честь известного проповедника суфизма в Средней Азии Ходжа Ахмеда Ясауи (Да освятит его тайны Аллах!). В Мангыстау осуществлены работы по реставрации подземной мечети Бекет Ата. В Кызылорде прошли конференции о жизни и деятельности известного исламского проповедника Марала Ишана. В Павлодарской области прошли работы по реставрации мавзолея Машхур Жусип Копеева, именем которого названа центральная мечеть области. Издано множество трудов этого просветителя. Его творческой жизни ежегодно посвящаются научные конференции.
Все больше научного внимания уделяется исследованиям трудов ученых религиоведов средних веков живших на территории Казахстана. Верховным Муфтием Шейхом Абсаттар хаджи найдены ценные сведения о жизни ученых того времени как Хисам ад-дин ас-Сыганаки., Кауам ад-дин аль-Иткъани аль-Фараби, Хибатуллах ат-Тарази. Вышли в свет множество научных статей, началась массовая пропаганда жизни и деятельности великих исторических личностей. Так в Жанакоргане Кызылординской области именем Сыганаки была названа мечеть, а в Южно-казахстанской области одному из сел было присвоено имя аль-Иткъани. Также медресе города Тараза была названа в честь ученого Хибатуллах ат-Тарази (Да помилует их Аллах!).
В Казахстане ведется работа по предотвращению распространения нетрадиционных исламских течений, а также по усилению влияния традиций принятого в стране мазхаба Абу Ханифы. В 2009 году в Алмате Духовным управлением мусульман Казахстана была организована научно-практическая конференция посвященная Абу Ханифе. Именем Абу Ханифы было названо недавно открытое медресе в Астане. В университете Нур-Мубарак действует научно-исследовательский центр, также названный именем Абу Ханифы. Данный центр занимается сбором ценных рукописей исламоведов и их внедрением в научный оборот.
Казахстанцы проявляют все больший интерес к Исламу. Все больше людей стремится исполнить свой религиозный долг.
Одной из актуальных задач на современном этапе является популяризация трудов ханафитских Богословов, что способно вызвать гордость казахстанцев за богатое историческое наследие своих предков, воспитать казахстанский патриотизм. Именно в этом контексте работают ученые нашего университета, которые сумели найти максимальный синтез основополагающих ценностей Ислама и особенностей местных традиций. На сегодняшний день нами, под руководством профессора Шамшидина Керима на основе традиционного ханафитского материала разработана учебно-методичекая база и учебные программы для подготовки отечественных Богословов в религиозно-образовательных учреждениях Казахстана.
Впервые в истории суверенного Казахстана подготовлен государственный стандарт по специальности «Исламоведение». Данная специальность с июня 2011 года официально введена в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. В настоящее время разработаны государственные стандарты специальности «Исламоведение» по программам магистратуры и докторантуры.
Решение указанных задач позволит на идеологическом уровне предотвратить и нейтрализовать причины, порождающие проявления религиозного радикализма.
Казахстан имеет глубокие корни и древние традиции в плане религиозной толерантности и межконфессионального согласия. Казахстан испокон веков находился на пересечении различных культур и религий. Общеизвестно, что на территории современного Казахстана, на протяжении многих веков имели место такие религиозные верования, как Ислам и христианство, которые вполне мирно сосуществовали между собой и были образцом толерантности и межконфессионального согласия. Эта древняя традиция нашла отражение и в современной этноконфессиональной политике Казахстана. Основопологающими принципами межконфессиональных отношений внутри Казахстана являются толерантность, взаимопонимание и взаимоуважение, межэтническое согласие и религиозная терпимость. Это означает, что как во взаимоотношениях государства с различными, в том числе и с новыми религиозными образованиями, так и в межконфессиональных отношениях основопологающим принципом выступает принцип толерантности. Но это ни в коем случае не дает повод трактовать толерантность как вседозволенность. В свое время один из французских президентов по данному поводу заметил, что принцип толерантности должен иметь порог применимости, в противном случае он теряет смысл. Действительно данный смысл должен применяться по отношению к религиозным образованиям, деятельность которых носит позитивный и конструктивный характер и, ни в коем случае по отношению к тем, чья деятельность носит деструктивный характер и представляет угрозу как национальной безопасности государства, так и физическому и психическому здоровью человека.
Следует совершенствовать законодательную базу регулирования взаимоотношений государства с различными, в том числе и с новыми религиозными образованиями, прежде всего, с целью безопасности, как в целом общества, так и каждого человека в отдельности. В Конституции Республики Казахстан законодательно закреплены принципы свободы совести и свободы вероисповедания, равное право граждан различной конфессиональной принадлежности на создание своих религиозных объединений, об отделении государства от религии. Выработаны ряд других нормативно-правовых основ регулирования деятельности религиозных объединений. Несмотря на то, что в современном Казахстане в определенной степени разработана нормативно-правовая база функционирования тех или иных религиозных объединений, статус религии, его истинное положение и роль в жизни общества, т.е. статус, сфера и границы влияния религии на социально-политическую и духовную сферы общества до сих пор четко не определены. И в этом плане Духовное управление мусульман Казахстана будет работать совместно с государственными органами.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в XXI веке исламская религия в Казахстане будет играть всевозрастающую роль в деле консолидации общества, в укреплении межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость.
Мир Вам и милость Всевышнего Аллаха!
27 ноября 2012 г., Москва