RSS Контакты
Республика Казахстан

«Не стоит давать оценку целой умме, лишь по поведению горстки людей», - имам областной мечети

15.03.2016 | Интервью

Мы продолжаем серию интервью с региональными имамами мечетей Казахстана. В данном интервью, о глобальных проблемах исламского мира и достижениях нашего духовенства мы поговорили с имамом карагандинской областной мечети Омирзаком кажы Беккожа.

- Многих жителей нашей страны изнутри терзают сомнения относительно разных сект и течений в Исламе. В связи с этим возникает вопрос: если Ислам един, то кто создает эти деструктивные течения, тем самым внося раскол в мировую религию?

- Одназначно ответить на вопрос я не могу, но очевиден тот факт, что есть определенная сила, которая заинтересована в расколе Ислама. Известно, что в Исламе есть два направления, такие как суннизм и шиизм, которые вот уже на протяжении 15 веков не могут найти общий язык. А когда наступают моменты, что вот-вот разногласия исчезнут, откуда-то извне кто-то «чиркает спичкой» и проблемы начинаются сначала.

Стоит отметить и тот факт, что с момента провозглашения Ислама в качестве государственной религии вплоть до 90-х годов прошлого столетия на казахской земле не было никаких разногласий в вопросах Ислама. Потому что наши предки сохранили и донесли до нас акиду Матуруди и мазхаб Абу Ханифы в оригинале, без искажений.

Во многом, разногласия появляются на почве акиды. Аллах не подобен своим созданиям. Если в Коране и говорится, что «Аллах воссел на трон», то это надо воспринимать абстрактно. Мы же говорим в обиходе, что человек «взял власть в свои руки», но это совсем не означает то, что он физически взял какую-то осязаемую власть в руки. 

В суре Али-Имран сказано, что в Коране есть скрытые и явные аяты. Многие секты трактуют скрытые аяты Корана на свое усмотрение и это в корне неправильно.

Философия всех деструктивных течений нашего времени, по большому счету, похожа на понятия хариджитов, которые появились после Пророка, мир ему.

- По-вашему мнению, при каких обстоятельствах, учитывая реалии наших дней, «люди будут толпами входить в религию Аллаха», как об этом сказано в Коране, ведь сегодня по большому счету все сводится к одному тезису: «Ислам – хорош, но мусульмане плохо его практикуют»? Вспомним даже высказывание Кэта Стивенса о мусульманах, после принятия им Ислама.

- Да, слышал такой разговор про известного в свое время британского поп-певца Кэт Стивенса,  который принял Ислам и поменял свое имя на Юсуф Ислам. После обращения в религию Ислам, он посещает одну из мусульманских стран, видит плачевное состояние мусульман и жизнь, не совсем соответствующую истинному Исламу и по-своему радуется, что принял Ислам до посещения мусульманских стран. Но здесь, я бы не согласился. Не думаю, что все мусульманские страны находится в плачевном состоянии. От того, что Исламу навешивают всевозможные негативные ярлыки, хотят показать нашу религию как ярую сторонницу кровопролития, Ислам ничуть не ослабел и не ослабеет.

Многие люди уже сейчас понимают, что те, кто взрывает себя или стоит во главе терроризма, являются людьми, до сердец которых еще не дошла истинная вера и являются наемниками.

В хадисах Пророка, мир ему, сказано, что в мусульманской умме могут быть люди разных поведений, могут быть воры и другие грешники, но не может быть лгунов. Поэтому не стоит давать оценку целой умме, лишь по поведению горстки людей.

Среди асхабов Пророка тоже были люди разных характеров и поведений, некоторые их негативные действия исправлялись со временем. 

Поэтому, я абсолютно уверен, что все это преходяще и мирный Ислам еще восторжествует на земле.

- На Ваш взгляд, молодежь Казахстана уезжает в конфликтные зоны, такие как Сирия, больше из-за заработка или из-за своих религиозных соображений?

- Я смотрел по телевизору интервью с отбывшем наказание за экстремизм молодого человека, который позже осознал, что стал жертвой пропаганды. Ему и таким как он говорилось о том, что Пророк оборонял религию и мы тоже обязаны встать на вооруженную защиту Ислама. Его тронули эти слова и он пошел воевать.

Но нам не стоит забывать, что на протяжении 23-х лет Пророк в общей сложности воевал всего 2 месяца, и то, это были оборонительные войны. Есть такой спектакль, называется «Адасқандар» («Потерявшиеся»). В нем также говорится о том, что молодым людям вливают в голову понятия о неком рае в тех землях, где идет война. Говорится что бои бывают изредка, а в остальное время купаешься в благах.

Так что, наверняка ими движет оба фактора.

- Известно, что представители нетрадиционного Ислама могут бросить своих родителей, неповиноваться им, не читать по усопшим Коран, называть нечитающих намаз «неверными»? Как же «пришлые» проповедники оказываются влиятельнее местных имамов и традиционных устоев мазахов?

- Не секрет, что большинство этих сект очень хорошо финансируются. К тому же, многое мы упустили в 90-х, когда была нехватка хорошо образованных имамов. Но сейчас Духовным управлением мусульман Казахстана проводятся мероприятия по поднятию статуса имамов, имамы отправляются на обучение, решен вопрос о стабильной заработной плате имамов, в регионах строются мечети. Взять, например, нашу область: о такой мечети мы и не мечтали, но сейчас мы ведем проповедь четырем тысячам человек. Так что, плодотворная и эффективная работа имамов ведется.

Совсем недавно на донорской конференции по Сирии Генсек ООН Пан Ги Мун сказал, что нужно «дать возможность сирийским детям пойти в школы, чтобы не допустить радикализации юного поколения». Ясно, что речь идет не столько о религиозном, сколько о светском образовании. На Ваш взгляд, насколько важно КТО будет давать это образование? И как Вы оцениваете качество современного казахстанского образования?

Кто будет преподавать светское образование совсем не важно, будь то представитель другой религии или идеологии. Главное, чтобы они не вели скрытую работу в поддержку своей идеологии. Зачем Пророк, мир ему, сказал, даже если надо будет поехать в Китай, иди и учись? Он не говорил о том, что учиться надо только у мусульман, он говорил о том, что надо брать образование где бы оно ни было. Радикализация подразумевает собой отказ от светского образования, что влечет за собой губительные последствия. На заре независимости Казахстана немало наших соотечественников только вступившие на путь Ислама начали бросать учебу в колледжах и ВУЗах, говоря что им достаточно только религиозное образование. Время показало, что они ошибались.

Что касается образования в Казахстане, то им я доволен. Вы посмотрите, наша молодежь обучается и в Китае, и в Оксфорде, и в Гарварде. Большинство молодежи Казахстана- полиглоты. Я думаю, все это показывает, что уровень и качество нашего образования находятся на должном уровне.

- Как обстоят дела со строительством медресе в нашем регионе?

- Строительство медресе при мечети уже завершено. Мы планируем открыть данное медресе в качестве благотворительного учреждения. Открытие учреждений такого рода - это задание нашего муфтия. В медресе будут обучаться дети из социально уязвимых слоев населения, дети-сироты, которые будут учиться в обычных школах, а в конце учебного дня приходить в интернат. На днях мы объявим конкурс на лучшее название медресе. А само обучение начнется примерно в мае месяце.

- Какова по Вашему, роль русского языка в распространении традиционного Ислама на территории Карагандинской области и Казахстана в целом?

В нашем регионе большинство молодежи не владеет казахским языком. Поэтому есть острая нужда в проповедях на русском языке. В нашей области только 6 имамов могут говорить на русском языке. Но есть и положительные аспекты: в университете Нур-Мубарак, в медресе «Нур Астана» открылись факультеты обучающие на русском языке. 3 студента из Караганды на данный момент обучаются в медресе «Нур Астана» на русском. Если заметили, у нас в мечети работает бегущая строка на русском языке. Там высвечиваются хадисы и цитаты из Корана.

У вас есть аккаунты в социальных сетях, кто его ведет и сколько на них подписчиков?

У меня есть аккаунт только в Фейсбуке, где у меня 5 тысяч подписчиков. Веду его сам. Большинство постов в нем это - ссылки на статьи или полезные советы, которые выходят на сайте карагандинской мечети «ihsan.kz».

- Сейчас много говорят о харизматичности имамов. Как Вы думаете, что еще нужно сделать, чтобы народ, а особенно молодежь, больше прислушивался к имамам мечетей, нежели к сторонним проповедникам?

- Самое главное, чего я придерживаюсь сам и советую другим имамам, то это быть максимально скромным. Второе - красноречивость, которая не должна расходиться с делом.  В-третьих, опрятно одеваться и чтобы улыбка не сходила с лица. Вот тогда люди будут тянуться к вам.

- 2016 год объявлен ДУМК Годом религии и исторического наследия. Какую историческую личность Вы бы отметили как внесшему наибольший вклад в развитие Ислама в нашей стране?

- Безусловно, Ходжа Ахмет Яссави. Но не стоит забывать и о таких личностях, как Абай и его отец Кунанбай, Шакарим, Садуакас Гылмани, Ыбырай, Машхур Жусуп.

Спасибо за интервью

Беседовал: Рахат АХМЕТ

Портал «E-islam.kz»


URL:
Авторские колонки
Реклама