RSS Контакты
Республика Казахстан

Без довольства всевышнего все усилия верующего пустая трата времени и сил

06.06.2017 | Интервью

Почему кто-то легко и с радостью переносит пост, а кому-то воздержание от пищи и греховных деяний подчас кажется чуть ли не подвигом? Можно ли поститься без намаза? Сегодня на эти и другие актуальные вопросы, связанные с Рамаданом, дает свои ответы научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки РК, теолог, религиовед Мурат СМАГУЛОВ. 

Почему кто-то легко и с радостью переносит пост, а кому-то воздержание от пищи и греховных деяний подчас кажется чуть ли не подвигом? Можно ли поститься без намаза? Сегодня на эти и другие актуальные вопросы, связанные с Рамаданом, дает свои ответы научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки РК, теолог, религиовед Мурат СМАГУЛОВ. - Мурат Нурмухамбетович, вот и прошли первые несколько дней священного месяца Рамадан. Наверняка, мы не ошибемся, если скажем, что они были самыми трудными с непривычки для многих наших братьев и сестер. Расскажите нам, пожалуйста, о самых главных правилах поста, соблюдение которых дает надежду на милость и прощение Аллаха. -Достопочтенный Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах – на свидетельстве, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник, совершении молитвы (намаз), выплате закята, совершении хаджа к Дому (Кааба) и соблюдении поста во время Рамадана» (Бухари, Муслим). Также в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (Бакара, 183 аят). Пост во время Рамадана является обязательным поклонением для мусульман. Как и другие предписанные поклонения пост имеет условия, пренебрежение которыми не позволяет считать поклонение совершенным и верным. К первому условию относится послеродовое очищение и период менструаций у женщин. В это время женская половина верующих не постится и восполняет пропущенные дни уже после Рамадана. Ко второму условию относится намерение. Мусульманину, искренне намерившемуся соблюдать предписанный пост на протяжении всего Рамадана воспрещен прием воды, пищи и половая близость в дневное время суток. Соблюдение обязательного поста в Рамадан – это поклонение, свидетелем которого является лишь Всевышний, в нем нет места лицемерию и показухе, поскольку кроме мусульманина и Аллаха никто иной не знает, постится человек или нет. Если в других поклонениях, таких как намаз, хадж или милостыня, окружающие могут увидеть, как мусульманин их совершает, то пост в этом плане является исключением. Это время перемен – физических, духовных и эмоциональных. Время ниспослания безграничных благ, духовных и эмоциональных возможностей в развитии и самосовершенствовании. -Как важна духовная составляющая мусульманского поста? Ведь не секрет, что в обществе есть примеры, когда люди держат пост не ради довольства Всевышнего, а в целях похудения. Какова внутренняя суть этого испытания? - Помимо перечисленных условий, постящемуся недопустимо сквернословие, курение и иные вредные привычки, поскольку пост – это воспитание не только тела, но в первую очередь, воспитание духа, характера, личности, соответствующей концепции инсан аль-камиль (совершенного человека). Можно сказать, что пост отражает истинное лицо, поведение и состояние богобоязненного мусульманина, смиренного, благонравного, щедрого, таким каким он является в месяц Рамадан и после него. Ведь не зря Всевышний Аллах в конце 183 аята суры Бакара, в котором указана о предписании поста, говорит об устрашении, богобоязненности. Богобоязненные и искренние верующие будут удостоены той награды, о которой упомянул Посланник Аллаха (с.а.с.): «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама делается им для себя, кроме поста, ибо, поистине, он – ради Меня, и Я воздам за него» (Ибн Маджа). В этот месяц люди стремятся совершить как можно больше благих дел и поступков, поскольку Пророк (с.а.с.) увещевал: «Вознаграждение за каждое благое деяние человека увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот…» (Муслим). Начиная с самых малых, пусть то будет улыбка и приветливость окружающим, и заканчивая такими большими поступками, как помощь сиротам, обездоленным, наставление на путь истинный. И довольство Аллаха здесь имеет первостепенную важность. Без довольства Всевышнего все усилия верующего превратятся в пустую трату времени и сил, намаз – в гимнастику, милостыня – в расходы, хадж – в путешествие, а пост – в голод. Поэтому искреннее намерение, направленное на достижение лишь довольства Создателя, является неотъемлемой частью любого поклонения. Пост в месяц Рамадан – это еще одна возможность максимально приблизиться к Творцу, получить ответ на сокровенные молитвы. Ибо сказано в Коране: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Бакара, 186 аят). И променять возможность просить у Аллаха наилучших благ обоих миров на стройность тела, как минимум проигрышно для самого человека. Поэтому духовная составляющая поста в этот священный месяц является ключевым моментом, на который стоит уделить особое внимание. Иначе мусульманин может остаться у разбитого корыта. - В исламе есть ограничения по поводу поста для физически ослабленных людей, беременных, больных и так далее. А что в этом плане предписывает ислам спортсменам? Всем хорошо известно, что стезя профессионального спортсмена сопряжена с большими физическими нагрузками. - В исламских государствах Рамадан закреплен на государственном уровне в качестве священного месяца и жители этих стран в течение всего месяца работают по укороченному графику. Помимо исламских государств многие мусульмане живут в светских государствах, где во время Рамадана не учитываются физические возможности постящихся. Безусловно, ограничения в Рамадан есть для людей, которые испытывают какие-либо трудности, связанные с физическим или психологическим здоровьем. Им следует восполнить пропущенные дни после того, как их недуг уйдет. Особого статуса также удостоены беременные и кормящие женщины, дети, путники и люди престарелого возраста. Что касается спортсменов и тех, чья работа связана с тяжелым физическим трудом, то мнение мусульманских ученых сводится к тому, что постящимся, по мере возможности, следует не перегружать себя чрезмерными физическими нагрузками в дневное время суток. Если же такой возможности нет и человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден работать в критических условиях (на пашне под палящим солнцем, в металлургии и т.д.), то, по мнению ученых, ему дозволено прервать пост в тот момент, когда он почувствует острое недомогание, головокружение и другие признаки того, что его организм не справляется с перегрузками, физиологическим истощением. Этот день поста верующий должен восполнить после Рамадана. Поэтому спортсменам следует придерживаться того же принципа, что и людям, занятым на тяжелых работах. - Часто приходится слышать от светских граждан, желающих познать ислам, что соблюдение поста без намаза не имеет ценности в глазах Аллаха. Так ли это на самом деле? - Из аятов Священного Корана и хадисов мы видим, что мусульманину уготована отдельная награда за каждое поклонение, выполненное им в этом мире и спрос за них будет также индивидуален. Достопочтенный венец рода человеческого Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Первое, за что будет отчитываться раб в День воскресения, – это намаз, и если он совершал его исправно, то он будет записан ему полностью. Если же он не делал этого, то Аллах скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у Моего раба добровольные намазы, и восполните ими недостатки в его обязательных намазах». Потом так же поступят с закятом и со всеми остальными деяниями» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Хаким, Тирмизи, Насаи). Подобные вопросы больше напоминают отговорку тех мусульман, кто не в силах преодолеть свой нафс, то есть, плотских потребностей, встать на путь выполнения предписанных поклонений, когда человек, апеллируя закоренелостью вредных привычек, отказывается от того же намаза, закята или поста, говоря «сперва я завяжу с той плохой привычкой и потом непременно начну выполнять все предписания религии». На деле мы видим совсем иной процесс, когда верующие благодаря посту и милости, ниспосланной в священный месяц Рамадан, одолевают свое эго, нафс и, избавившись от наущений шайтана, приступают к выполнению не только поста, но и других обязательных поклонений. Иными словами, Рамадан – это еще одна возможность приблизиться к Аллаху, проникнуться сутью богослужения и беспрепятственно начать выполнять все обязанности мусульманина, поскольку Пророк (с.а.с.) говорил: «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, на шайтанов и мятежных джиннов накладываются оковы, и закрываются врата Огня, при этом ни одна из его дверей не остаётся открытой, а также отворяются врата Рая, при этом ни одна из его дверей не остаётся запертой» (Тирмизи). Помимо этого, стоит отметить, что немало ученых говорили о мусульманине, не выполняющем кукую-то часть обязательной практики, как о верующем, мумине, причисленном к фасику (грешнику), выборочно исповедующему религию. Поэтому таким людям следует покаяться и приступить к выполнению предписанных поклонений в этот священный для мусульман месяц. -Мурат Нурмухамбетович, лично я не раз читал в Интернете мнение некоторых личностей о том, что воздерживаться в течение светового дня от приема пищи и воды, а затем принимать их ночью якобы весьма вредно для пищеварительной системы и организма в целом. Это утверждение ошибочно или нет? - Всемогущий и Наимудрейший Создатель всего сущего знает лучше нас, что в действительности губительно для человека, а что идет ему на пользу. Все обязательные предписания, которые мы можем найти в аятах Корана и в хадисах несут в себе благо. Подобно этому все те запреты и предостережения, которые упомянуты Творцом и Его Посланником (с.а.с.), кроме вреда и ущерба для физического и духовного состояния человека ничего иного не приносят. Пост, как и другие поклонения, направлен на духовное и физическое оздоровление человека. Однако, есть один нюанс, которым многие постящиеся пренебрегают – это рациональность, сдержанность и соразмерность. Речь идет об этике поста, когда мусульманин правильно начинает поститься и разговляться в соответствии с Сунной Пророка (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.) своим примером показал, как следует начинать и заканчивать ежедневный пост. Хадис, в котором сказано: «Принимайте пищу перед рассветом! Воистину, в сухуре – Божья благодать!» (Бухари, Муслим) и хадис: «В сухуре благодать! Не прерывай ее хотя бы глотком воды (т.е. выпей глоток воды) …» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад), указывают на то, что в предрассветном приеме пищи больше пользы, нежели в «сухом» голодании. И обратите внимание на то, как Пророк (с.а.с.) разговлялся, начиная с воды и фиников. К сожалению, в понимании некоторых верующих ифтар созвучен с пиром живота, на котором допустимо переедать, нагружать истощенный за целый день организм и пищеварительную систему жирной, трудноусваиваемой пищей. Естественно, в таком подходе к приему пищи мало чего положительного, потому как Сунна гласит о том, что желудок следует делить на три части и отводить лишь треть для твердой пищи. В этом плане, замечание диетологов и медиков вполне уместно, когда они указывают на правильный, сбалансированный прием пищи во время диеты и голодания. Поэтому пост приносит только пользу организму и пищеварительной системе, если человек следует наилучшему примеру Сунны Пророка Мухаммада (с.а.с.). - И напоследок. По собственному опыту знаю, что, сорвавшись после нескольких дней поста, люди испытывают нравственный дискомфорт. Мол, я не выдержал испытание. Это сродни чувству вины, которое ощущает курильщик, опять закурив после нескольких дней жизни без сигарет. Возможно, мое сравнение некорректно. И тем не менее, что делать им в таких случаях? Да, вы правы. Подобные чувства одолевают людей, которые не справились с собой, дали слабину. И это вполне уместно, когда человек чувствует внутренний дискомфорт, недовольство собой, неудовлетворенность своим поступком. Это его фитра, естество, внутренний мир, внутреннее мерило добра и зла, которое заставляет одуматься, подталкивает к принятию верного решения и возобновить начатый пост. Кто лучше нас самих знает наши поступки, прегрешения. Это чувство – дар Аллаха в качестве «внутреннего судьи», который всегда выносит свой справедливый приговор и перед которым человек безмолвно и ежесекундно отчитывается. Правосудие, которое практически невозможно подкупить, обмануть, переубедить. И в этом случае оно правильно подсказывает человеку, что он виновен. Виновен в том, что, намерившись поститься, дал завет перед Аллахом достичь Его довольства и не сдержал своего слова, не выполнил обещания. С точки зрения шариата, мусульманину, без какой-либо на то причины, нарочно выпившему или съевшему что-либо, тем самым нарушив пост во время Рамадана, помимо восполнения нарушенного дня, следует соблюсти каффарат – искупительный пост, продолжительностью в два месяца. Если человек по состоянию здоровья не в силах соблюсти искупительный пост, то ему дозволено в качестве искупления своего поступка накормить шестьдесят неимущих бедняков. В качестве доказательства приводится следующий хадис: «Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком, к нему пришёл некто и воскликнул: «О Посланник Аллаха, я погиб!». Пророк спросил: «Что с тобой случилось?». Он ответил: «Я совершил половую близость с женой во время поста». Посланник Аллаха спросил: «Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?». «Нет». Пророк спросил: «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?». «Нет». Пророк вновь спросил его: «А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?». Он ответил: «Нет». После этого Пророк некоторое время хранил молчание, и, пока мы находились в подобном положении, Пророку принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил: «Где человек, который задал вопрос?». Тот отозвался: «Я здесь». Пророк сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». На что этот человек сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей!». Тогда Пророк стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: «Накорми ими членов своей семьи» (Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи). На мой взгляд, данный хадис дает полный и развернутый ответ на заданный вопрос. В заключении хотелось бы пожелать, чтобы Всевышний Аллах принял наши молитвы, поклонения, подаяния и благие поступки, даровал нам Свою милость в этом преходящем мире и мире вечном, и позволил войти в Рай через врата ар-Раян, которая уготована лишь постящимся! Амин!  

Источник: http://kazislam.kz/ru


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама