RSS Контакты
Республика Казахстан

Курбангали Юнусов: «Мои предки Исламу не изменили!»

04.10.2010 | Интервью

При внимательном исследовании открываются новые страницы межцивилизационного обмена на просторах Евразии. Особо важной для укрепления связей на всем этом пространстве оказывается роль татар. Потомки Ногайской Орды живут сейчас и на Северном Кавказе, и в южном Поволжье, и в Башкортостане, и – как ногай-казахи – в современном независимом Казахстане. Прошли   времена, когда люди скрывали свою веру и прятали детей из-за того, что предки были родовитыми. Эпоха классовой ненависти и антирелигиозных преследований позади. Но ее нельзя забывать, дабы подобное не повторилось. Более того, надо поднять все лучшее в наследии каждого рода и преумножить его славу и добро!

Об этом беседа культуролога Джанната Сергея Маркуса с прямым потомком знаменитого княжеского рода, судьей в отставке по выслуге лет, ныне адвокатом КУРБАНГАЛИ НУРКЕЕВИЧЕМ ЮНУСОВЫМ. Не будучи профессиональным историком, он стремится восстановить картину прошлого своего рода как часть жизни всего татарского народа. Итак, предлагаем нашим читателям истории и легенды рода Юнусовых.

Российский князь, ногайский бий XXI века
Курбангали Юнусов:
"Мои предки Исламу не изменили!"

– Вы потомок известного татарского рода Юнусовых, но познакомились мы в Алмате. Почему вы и ваш род оказались так далеко от ногайских степей междуречья Урала и Волги, от Москвы и от Казани?

– Сначала позвольте сказать, что я благодарен судьбе за то, что волею Всевышнего мы с вами познакомились в южной столице Казахстана в конце 2007 года, во время визита делегации мусульманских деятелей Российской Федерации во главе с Умаром-хазратом Идрисовым.

А теперь приготовьтесь к погружению в глубь истории и будьте терпеливы!

Казахстан – это часть Великой евразийской степи, по которой тысячелетиями кочевали мои предки. А этот регион, где ныне стоит Алматы, Джеты су, является земным раем этой Великой степи. Семиречье, точнее, «Семиводье», или Джетысу по-казахски (от жеты – семь, су – вода) – юго-восточная часть Казахстана, расположенная между озерами Балхаш на севере, Иссык-куль на западе, Алаколь на востоке, остальные четыре озера расположены в Китае. Название происходит от семи главных рек этих мест: Чу, Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Тентек и Коксу. Здесь издревле жили тюрки. На этих землях кочевали и казахи Старшего жуза.

Мои же предки кочевали на северо-западе от этих мест, в междуречии Урала и Волги, в прикаспийских и причерноморских степях, являясь правителями Ногайской Орды, составной части татарского народа, были их биями (князьями).

Остановим сейчас внимание на одном из них – Юсуфе (он в нашей родословной идет под номером 76): от одного из его сыновей, Абдула, пошли князья Юсуповы, принявшие в XVI веке подданство московского царя, сменившие Ислам на православие и ставшими самой богатой фамилией в Российской Империи (в чем соперничали даже с Романовыми).

А вот Юнус (номер 77), старший сын Юсуфа, от которого пошли князья Юнусовы, – прямые мои предки. Титул русского князя Юнус получил автоматически, в подтверждение титула ногайского бия в 1558 году при вступлении на службу к царю Ивану Васильевичу. После этого Юнус с семьей и приближенными жил в Москве, где и умер в 1564 году.

Его дети, Ак-Мухаммед, Бий-Мухаммед и другие, боясь христианизации, с разрешения Ивана Грозного выехали для проживания на свободные восточные земли, бывшие когда-то зависимыми от Казанского ханства. Появляться же в самой Казани было, конечно же, невозможно!

Но вот начались радикальные изменения: через 132 года после взятия Казани, в 1684 году, был зарыт ров – граница черты оседлости, отделявший гетто (места, где дозволено было проживать татарам) от исторической Казани, город фактически сросся с Татарской слободой, которая меняла свои границы, и наконец-то татарам разрешили считаться жителями Казани.

Вот в те годы один из потомков московского князя Юнуса – Искак Юнусов– и  родился в Казани в 1695 году, получив право на приставку аль Казани (то есть «из Казани»).

Здесь потомки Искака Юнуса аль Казани прославились, естественно, не как князья, а как купцы, их включили в I гильдию. Но когда возникла угроза раскрытия тайны княжеского рода и, следовательно, угроза его истребления, Ибрагим Юнусов тайно отправил из Казани в родную степь своего единственного сына Абдрахмана, моего прадеда. Лучшим и вполне спокойным местом в Великой степи тогда было Джеты су.

– Извините, но историки утверждают, что княжеские титулы у татар не преследовались и не отбирались до революции 1917 года.

– Таково предание нашей семьи. Детям передают, что именно в Джеты су, в этот земной рай, с целью сохранить свой благородный род тайно направил последний раис закрытой царизмом Татарской Ратуши Казани Ибрагим Юнусов своего сына Абдрахмана. Это скрывал и младший брат Ибрагима Искак.

Потомки последнего живут и ныне в Казани – они боятся осознать (или не знают) свои княжеские корни. Такая глубокая конспирация связана была с началом Крымской войны 1853–1856 годов. Именно тогда была закрыта в Казани Татарская Ратуша, работавшая с 1781 года по указу Екатериной Великой.

Как известно, эту войну российские историки называют еще Восточной войной, а среди татар она лишь очередное звено цепочки русско-турецких войн. Итак, конкретно вот эту войну Россия вела в коалиции с Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинией за Османское наследие, за господство в бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах. А тут, представьте себе, под боком претендент на ногайский трон, потомок Эмира Идегея, которого до этого дня хранило провидение! Царские власти могли опасаться тайного союза Османской – империи с наследниками ногайских биев вот в чем корень тревоги.

Историки сейчас пишут, что «истинную причину закрытия Казанской Татарской Ратуши следует, несомненно, связывать с событиями русско-турецкой войны 1853–1856 годов. Царское правительство, сочтя реальной возможность появления в среде татар Поволжья протурецких настроений, решило ликвидировать Ратушу, орган местного городского самоуправления татар, с целью лишить их какой-либо единой организации, способной, пусть даже умозрительно, оказать моральную поддержку и материальную помощь турецкой армии. Основания для подобного шага со стороны казанских татар кажутся весьма гипотетичными, однако самодержавие стремилось не допускать даже повода для возникновения подобной ситуации» (Р.Салихов, А .Хабутдинов, Р. Хайрутдинов).

Общеизвестно также, что причиной начала войны послужил отказ Порты удовлетворить требование признания прав греческой церкви на святые места в Палестине, а также привилегий православных христиан в Османской империи. Одновременно внутри России начался новый виток давления на мусульман и их принудительная христианизация. В итоге Россия проиграла эту войну, а опасность для моих предков усилилась вдвойне: как по тюркско-государственным, так и по мусульманско-религиозным делам.

– Как же удалось сохранить эту семейную тайну, ведь историей тюрков занимались многие специалисты?

– Представьте себе, в 1980-е годы я встречался с великим тюркологом Львом Николаевичем Гумилевым в Алма-Ате – даже он был убежден до встречи со мной, что род Юнусовых был прерван в середине XIX века. Лев Николаевич своим специфическим голосом рассказывал мне о величии татар и, в частности, о том, что ему известен факт существования родных братьев князей Юнусовых и Юсуповых.

Причем, первые остались в Исламе, и потому потеряли все свои материальные ценности (в народе такие люди именовались «чабаталы кньязьлар– » «князья, ходящие в лаптях, как простолюдины»), а Юсуповы приняли веру московского царя и стали богатейшими в России.

Тайну нашего рода из посторонних, видимо, знал только великий просветитель, основатель татарской историографии Шигабутдин Марджани. Читая джаназу (заупокойную молитву) над своим старинным старшим другом Ибрагимом Юнусовым в 1886 году на татарском кладбище в Казани, он сказал: «Детей после Ибрагима не осталось». Марджани не солгал перед Всевышним: ведь он не сказал: «У него не было детей», как ныне утверждают некоторые. Он сказал: «Детей не осталось».

– Значит, Казахстан как место жительства, выбрали не вы, а задолго до вас сама История?

– На все воля Аллаха! Да, никому постороннему не дано было знать великую тайну рода: в то время отправленные скрытно в Великую степь, в земной рай Джеты су, сын Абдрахман и внук Нури жили в городе Верном – (с 1929 года Алма-Ата, с 1991 – Алматы). Вот так мы, наш род, и переместились сюда!

В этом регионе Алматинской области, в Чиликском районе, в городе Чилик в 1911 году родился мой отец Нуркей (Нурмэхаммед) Нуриевич Юнусов. Ранее этот населенный пункт назывался станица Зайцевка, здесь также родилась и мать бывшего Первого Секретаря ЦК КП Казахстана Динмухамеда Ахмедовича Кунаева.

Я же родился 16 октября 1948 года в Алма-Ате. Почему получил такое имя? День рождения совпал с праздником Курбангаит – потому мне было дано имя Курбангали. Меня нарекли после прочтения Священного Корана, изданного в 1911 году в Казани (храню его дома как семейную реликвию). Имянаречение провел мулла единственной в те годы городской мечети Гаффар бабай Шамсутдинов (1884–1953). Этот татарин был первым казием, основавшим первую в республике религиозную организацию при советской власти – Казият мусульман Казахстана, позднее преобразованный в Муфтият. А сам дом, где жили отец и мать до моего рождения, был рядом с мечетью, здесь же, в Алма-Ате, родились и две мои дочери, 16 августа 1975 года – Алиса, она теперь магистр психологии, а 13 января 1978 года – Асия, она дизайнер. В Алматы родились два моих внука от старшей дочери: 18 декабря 2001 года – Рауф Русланович Батыров, а 5 февраля 2005 года – Эмиль Русланович Батыров. Моя же супруга, Сания Рафиковна Юнусова, урожденная Забирова, прожила неполные 55 лет (01.01.1949 – 26.11.2004), она была потомственным энергетиком, а до революции ее предки вышли из купечества, по отцу – из Семиреченской губернии, из Пржевальска, что на берегу Иссык-Куля (ныне это Кыргызстан), по матери они Гайнутдиновы из Оренбурга.

– Ваш род, судя по всему, имеет очень глубокие корни в истории. Но с какого момента можно фиксировать и документировать с уверенностью появление ваших предков?

– Родословную (шэджере) своего рода я веду – не удивляйтесь! – от Адама и Евы. Юридических документов тогда, в глубине веков, конечно же, не было. Копию своей родословной я вам сейчас показываю. Называйте ее легендарной или мифологической – но она факт нашей культуры, символ самосознания рода.

Подлинных документов средневековья (как времен Эмира Идегея, так и царя Ивана Грозного, выдавшего княжескую грамоту с гербом в 1558 году) у нас в семье нет. Но, быть может, они таятся в государственных архивах? Хотя, спрашивается, какой самодержец допустит хранение данных, дающих права на реставрацию Ногайской Орды? Но я все-таки пытаюсь найти следы этих документов. Я отправил письменный запрос Заместителю директора Историко-документального департамента МИДа Российской Федерации Миргаязу эфенди Ширинскому о направлении мне копий из архива МИД РФ. Ответа пока не последовало, но я не теряю надежды. – Кстати, Ширинские тоже из татарских мурз.

Вы спросите, как же составлялась, хранилась и каким образом передавалась наша родословная? Отвечу: она передавалась устно, тайно от отца только старшему сыну. Она заучивалась как суры из Священного Корана или как «Отче наш» у христиан – на память. К тому же это древняя (и по сей день живая) тюркская традиция – помнить, как минимум, семь колен по отцовской линии у простолюдинов, знать и помнить, как минимум, девять колен у татарских мулл, ну, а у престолонаследников – помнить всех от Адама и Евы, так как они «тень Бога на земле»!

Я бы эту тайну рода не раскрыл сейчас перед вами, если бы у меня был сын, но у меня только дочери, и сына уже, видимо, не будет никогда. Да и к тому же, с тоталитаризмом вроде бы покончено навсегда!

Поэтому я решился изложить на бумаге мою родословную, заученную на татарском языке в детстве, перевел с татарского на русский, прокомментировал ее с помощью доступных мне источников, преданий о моем роде, услышанных от родственников, татарских и других специалистов, ученых, писателей, – одним словом, с помощью доступной мне литературы и документов. Потому мою родословную нельзя воспринимать как юридический документ. Кроме того, известные мне родословные, например, Марджани или Амирхановых, составлены таким же образом нашими современниками.

Так родословную Марджани, которая имеется в моем архиве, составила его правнучка, супруга писателя Амирхана Еники Нажия апа Ильясова, а родословную писателя Фатиха Амирхана, а точнее, всех Амирхановых, составил внучатый племянник писателя, известный историк Равиль Амирханов (копия этой родословной также имеется в моем архиве). Кстати, Равилю Амирханову я передавал свою родословную в Казани в декабре 2004 года.

– Итак, давайте заглянем в вашу родословную. Узнаем ли какие-нибудь имена?

– Конечно, узнаете. Пожалуйста. Вот под номером 52 Абу Бакр Ас-Сиддык (Правдивейший) – это прозвище было дано Абдуллаху бин Усман Аби Кухафе (572–634 гг.) самим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!) за то, что он поверил в повествование о Мирадже. У Абу Бакра было четыре жены и шестеро детей, Ислам он принял в 38 лет, в 51 совершил хиджру, в 61 год стал Первым Халифом мусульман.

Его первый сын, Абдуллах, погиб в битве при Бадре, вторая дочь, Асьма, – известная сподвижница Пророка, а четвертая дочь, Айша, стала женой Пророка и была названа «матерью правоверных». Следует также отметить, что предок в седьмом колене у Абу Бакра и Пророка Мухамада (да благословит его Аллах и приветствует) общий – Кяъб, он значится в родословной под 43 номером.

Под номером 59 – Гирмес бин Магамед (Термес). Через Дербентский проход он вышел из Ирана в Прикаспийские и Причерноморские степи, где распространил Ислам. А вот номер 67 – Бабатюльклясь (Бабатюклеш), известный суфий, склонивший к принятию Ислама золотоордынского хана Узбека и его потомков – (1313–1342 – годы правления хана). Под номером 72 уже ранее упоминавшийся Эмир Идегей (1352–1419).

– Потрясающие имена, потрясающие сюжеты, известные и дорогие сердцу каждого, кто изучает историю Ислама вообще и особенно на наших землях! Правда, историки немало удивятся некоторым деталям. Историк Дамир Хайретдинов объяснял мне, что «возводить родословные к Пророку и двум халифам, Абу Бакру или Али, – характерный сюжет средневекового мусульманского мифотворчества, особенно у суфиев. По-видимому, иначе не могла состояться их легализация в средневековом обществе. В 90% случаев (особенно у тюрков) такие родословные – благочестивые фантазии». А где же во времени появляются мурзы Юнусовы и сами вы под каким номером в шэджере?

– Не будем торопиться. Сам я записан под номером 90. С 1695 года в Казани живет, как я уже говорил, Исхак Юнус Аль Казани, сын шобеле (внук в седьмом колене) князя Юнуса под номером 83.

Сам Юнус (номер 77) – это старший сын Юсуфа, от него, как я говорил ранее, пошли князья Юнусовы, мои предки. А вот его отец Юсуф (номер 76): у него было множество жен и детей. От Абдула, одного из сыновей Юсуфа, как я говорил вначале, пошли князья Юсуповы, принявшие православие и ставшие самой богатой фамилией в Российской Империи.

Всем известна также последняя царица Казани Сююмбике (1516–1553 гг.): она в 16 лет в 1532 году была выдана замуж за Казанского хана Джан-Али, которому было также 16 лет. Вскоре, в 1535 году, муж молодой царицы был убит, Казанский трон при помощи отца Сююмбике достался Сафа Гирею (1511–1549), за которого она впоследствии вышла замуж. После и его гибели она стала на некоторое время царицей-регентшей при сыне Утямыш Гирее (1546–1566). Он похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. От него идут Утямышевы, мои и моего бажи Данияла Гумеровича Амирханова дальние родственники, живущие в Москве. У татар, казахов и других тюркских народах бажой называют мужей родных сестер, у русских это свояки.

Царица Сююмбике с малолетним сыном в 1551 году с целью сохранить Ханство от гибели была выдана казанцами Москве. Она с сыном выехала в добровольно-принудительную почетную ссылку-плен к Ивану Грозному. Сююмбике, как передавалось в преданиях нашего рода, была одной из самых красивых женщин в истории человечества, если не самой красивой. Документально известно, что Грозный в 1553 насильно крестил ее сына, назвав Александром.

В 1552 году Грозный выдал Сююмбике замуж за Касимовского хана Шахгали (1505–1567), который ранее дважды был ханом в Казани и родным братом ее первого мужа. Так был исполнен татарский закон амергенства, обязывающий однажды засватанную невесту, ставшую женой мужчины рода, после смерти мужа выйти замуж за брата умершего. Также со стороны царя это была награда касимовскому хану за участие в покорении Казани. Но вскоре Сююмбике умерла. В ханской усыпальнице Касимова есть надгробие, под которым она похоронена.

Согласно легенде, совершенно уже фантастической, которую мне рассказывали, помимо отца, несколько писателей из татар и казахов, Сююмбике сменила имя и есть на самом деле… Ирина Годунова, а ее сын Утямыш – не кто иной, как… царь Борис Годунов…

– Это занятно как легенда, но тут вся историческая фактура безнадежно перепутана… Вернемся в наши времена. Вы человек, большую часть жизни проживший при советской власти. Как жилось в то время людям из рода Юнусовых?

– Смена формаций, как известно, проходила очень жестоко. Мой дед по отцу, Нури Юнусов, в начале XX века принял социалистическую революцию как шанс установить на земле справедливый порядок. Он был комиссаром одного из мусульманских отрядов в Джеты су.

Что интересно: другой его дальний родственник, точнее зять-аварец, также принял революцию, но на Кавказе. И оба погибли: Мухаммед Али Дахадаев, партийная кличка Махач, – на Кавказе (кстати, в честь него названа столица Дагестана – Махачкала!), а в Верном в годы страшного голода умерли мой дед Нури и практически вся его семья. Чудом выжил только мой отец. Революция, как говорится, пожирает своих сыновей.

Советская власть в 1950-е годы, после смерти Сталина, уже не разыскивала так тщательно, как раньше, потомков великих родов, полагая, что их давно ликвидировала. И я спокойно учился в школе, с восьмого класса совмещал работу повара в ресторане «Джеты су» в Алма-Ате с учебой. Отслужил срочную службу в армии в отдельном линейно-кабельном батальоне связи в/ч 40304 Ленинградского военного округа в Гатчине. В армии в 1970 году закончил 11 класс школы рабочей молодежи Гатчины.

После демобилизации в 1971 году поступил на учебу в КГУ (Казахский государственный университет) на вечернее отделение юридического факультета, окончил его в 1977-ом. Работу повара после окончания вуза сменил на новую специальность – юриста. По направлению Министерства юстиции Казахстана работал адвокатом, затем ревизором и юрисконсультом в органах государственной статистики, затем – следователем прокуратуры. В 1987 году избран народным судьей. Проработав 15 лет, вышел в отставку по выслуге лет на пенсию.

– Но ведь вы и сейчас, кажется, работаете?

– Да. Так как в Казахстане судьям пенсия выплачивается только после достижения 63 лет, вынужден работать адвокатом. Лицензия с правом работать адвокатом работающим судьям безо всяких препятствий выдается Министерством юстиции. За период работы судьей я многократно поощрялся приказами руководства, ценными подарками, грамотами.

– Возможно ли восстановление каких-либо прав вашего рода, которые он имел в прошлом?

– После завоевания Ногайской Орды – как при царизме, так и – род при Советах Юнусовых, если бы и заявил о каких-либо правах или преференциях, то был бы просто ликвидирован.

Другой вариант: если бы князь Юнус, как и его брат, принял православие, то ему, конечно, не вернули бы его бывшие территории с бывшими поданными, но ввели бы в правящую элиту и дали возможность служить царю (императору) и богатеть. Однако для моих предков Ислам был выше тех материальных и карьерных благ, которые им сулили, поменяй они религию Пророка Мухаммада (САВ) на православие.

К сказанному добавлю, что ни в Российской Империи, ни в СССР, ни в обновленной Российской Федерации закона о реституции, то есть о возврате имущества прежним владельцам, не принимали.

– Историки говорят о постоянных конфликтах, которые сопровождали общение одного из ваших великих предков с не менее великим Шигабутдином Марджани. А ведь известная мечеть в Казани несет по сей день два их имени: Юнусовская и Марджани. В чем суть их взаимоотношений?

– Судьбе было угодно, чтобы потомки Ибрагима Юнусова, мать которого была Апанаева, и потомки Марджани поженились. Так, сын Марджани Бахавадин женился на дочери Апанаева; а их дочь, то есть внучка Марджани Разыя, вышла замуж за Гумера Амирханова, двоюродного брата писателя Фатиха Амирхана, она является матерью Данияла Гумаровича Амирханова, моего бажи. Даниял Гумерович Амирханов и я женились на двух сестрах, Саиде и Сание Забировых, соответственно.

И наши дети – то есть потомки Ибрагима Юнусова и Шигабутдина Марджани – ближайшие родственники. О потомках Марджани Амирханов написал небольшую статью.

Сам Даниял Гумерович по отцу – внучатый племянник писателя Фатиха Амирхана. Он профессор кафедры теории основ теплотехники Казанского технического университета (бывший Химико-технологический институт Казани). Я иногда в беседах с Даниялом Гумеровичем говорю: «Мой дед для твоего деда мечеть построил». И поэтому называю ее нашей с ним мечетью, так как его дед более 40 лет служил в ней.

Да, именно Марджани, служа в этой мечети и общаясь с народом, с учениками, стал одним из основоположников нового направления в исламском просветительстве – джадидизма. То есть он отмел устаревшее и ввел достойные и необходимые новшества. Разговоры и утверждения, что отношения между двумя этими великими людьми были натянуты или даже враждебны, не заслуживают никакого внимания. Они оба были мусульманами в самом высоком смысле этого слова, а между мусульманами даже ссора не может длиться больше трех дней.

– Нужно ли сегодня возрождать традиции татарского дворянства – ханов, мурз и биев? И что вообще нужно, чтобы татары как народ не растворились в потоках глобализации, которая своей силой, очевидно, гораздо мощнее даже насильственной русификации при царизме или попыток создать «советский народ» при коммунистах?

– В конце 2006 года, 27 декабря, я был в Казани участником телепередачи «Татарлар» на канале ТНВ, которую вела Флюра Абдуллина на татарском языке о татарских мурзах. Там я кратко изложил свою родословную, в которой сам записан под номером 90.

Но возрождение всего института мурз – сложный вопрос. Нужно гордиться не столько происхождением, сколько своим конкретным трудом во имя своего народа и тех народов, с которыми живешь бок о бок.

Не будем забывать, что единства среди мурз – я имею в виду тех, еще золотоордынских – не было. Иначе Золотая Орда не распалась бы на множество малых государств. А ведь мурзы, получившие свои титулы за служение Белому царю, пытались быть более полезными большому Отечеству, нежели малому. II, Только позднее на смену гонениям против Ислама пришла политика Екатерины признавшей его «терпимой религией»; затем начались либеральные реформы второй половины XIX века, отмена крепостного права, подготовка Конституции. Этих изменений хватило, чтобы татары (как и многие иные нерусские народы огромной империи) получили возможность проявить свои таланты. Количество тогдашних (на рубеже XIX–XX веков) татарских изданий было, я уверен, намного больше, чем в настоящее время. Стоит только ознакомиться с книгой Равиля Амирханова «Татарская дореволюционная пресса», Татарское книжное издательство, Казань, 2002 год.

А ответ на вопрос, что нужно, чтобы татары не растворились в потоках глобализации, очень прост: татары пережили столько «глобализаций», что им ничего не страшно. Только в XX веке нам трижды меняли алфавит! Но ничего, выстояли.

Многих беспокоит, что не все татары сейчас говорят на татарском. А какой народ сможет говорить только на родном языке, живя в окружении и в чересполосицу с другим, в десять раз большим по числу соседом?!

– Что для вас в татарском образе жизни, в культуре, в обычаях требует скорейшего исправления, а что – вызывает сердечный восторг?

– Глобализации, которые пережил татарский народ в великой семье сменяющих друг друга империй, так организовали нашу культуру и закалили ее изнутри, что исправлять ничего не надо.

Несомненно, стоит развивать и совершенствовать, доводить до идеала все, что делаешь. И с верой во Всевышнего.

А сердечный восторг вызывают народная музыка, речь ребенка и его матери на родном языке и познание ребенком в школе других языков и наук.

– В завершение знакомства с вами позвольте узнать полное имя и титул, которым я должен был бы обратиться к вам, если б мы сохраняли традиции прошлого в нашем веке?

– Бий (или князь) Юнусов Курбангали бин Нуркей (Нурмухамед) бин Нури (Узун Нури) бин Абдрахман бин Ибрагим (Узун Ибрай) бин Гобайдулла бин Мухамедрахим бин Исхак Юнус аль Казани.

– Благодарю вас и всех, кому дороги Ислам и традиции нашего народа. Рахмат!

Беседовал Джаннат Сергей Маркус

Фото – из семейного архива бия Юнусова, Алматы.


URL:
Авторские колонки
Реклама