RSS Контакты
Республика Казахстан

Возрождение ислама в Казахстане состоялось, - Алексей Малашенко

29.08.2011 | Интервью

Интервью с доктором исторических наук, экспертом Московского центра Карнеги Алексеем Малашенко

– Наверно, все согласятся, что в постсоветской Азии Казахстан – самый активный международный игрок. Это государство реально стало цивилизационным мостом между Востоком и Западом, организатором диалога с ведущими международными организациями (РК председательствовал в СВМДА (2009-2010), ОБСЕ (2010), ШОС (2010–2011), наконец, в ОИК (2011–2012), которая этим летом в Астане превратилась в ОИС – Организацию исламского сотрудничества. В чем, на ваш взгляд, причина? В личности руководителя этой страны?

– Вопрос задан, что называется, в лоб. Отвечать на него не так просто, как кажется, поскольку давать оценку политическому событию, процессу психологически проще, чем оценивать человека, тем более столь масштабного, как Нурсултан Назарбаев. И тем не менее мой ответ однозначен – именно его персональный вклад определил ту важную роль, которую сегодня играет Казахстан в геполитической расстановке.

Именно политика президента РК Назарбаева наиболее адекватна тому курсу, который принято называть многовекторностью. Казахстан выстроил продуктивные отношения с ключевыми внешними игроками – Китаем, Россией, США. Наконец, сегодня на т. н. постсоветском пространстве именно казахстанский правящий класс ближе остальных подошел к формулированию национальных интересов страны.

– «Сначала экономика, затем политика», заявил в свое время президент Назарбаев. На фоне других стран СНГ экономические реформы в Казахстане проведены достаточно успешно. Сейчас в стране запущена программа модернизации промышленности и развития инновационной сферы. А насколько успешно можно оценить развитие демократии и совершенствование политической системы? Безусловно, здесь вполне объективно присутствуют некоторые «евразийские особенности». Одна из них – решающая роль личности, стоящей во главе государства. Это неизбежно в Азии?

– Как говорится, наши недостатки есть продолжение наших достоинств. И авторитаризм, с помощью которого Нурсултан Назарбаев удачно решал экономические проблемы, в определенной степени сдерживает развитие и демократизацию политической системы – что, на мой взгляд, необходимо для успешного продолжения реформ.
Казахстан находится в состоянии политического транзита, и этот транзит должен осуществляться плавно, избегая внутренних противостояний, с участием общественных сил. Без хотя бы относительно демократического перехода развитие страны может застопориться, а ситуация окажется чреватой дестабилизацией. В такой непростой ситуации последнее слово остается за самим Нурсултаном Назарбаевым, которому, видимо, придется принимать очень непростые для себя решения.

– Казахстан – не только ведущий сосед и партнер России в Азии, но и локомотив всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве – это и ЕврАзЭС, и ОДКБ, и ШОС, и Таможенный союз (а далее – ЕЭП). Еще одна интеграционная идея Нурсултана Назарбаева – создание Евразийского союза. Насколько это реально? И заинтересованы ли ведущие мировые державы, в том числе Россия, в возникновении такого союза?

– Пока что де-факто на ТС однозначно настроены только собственно Казахстан и Россия. Третий партнер – Белоруссия – не так надежен. Что касается Украины, то пока что ее позиция свидетельствует скорее об осторожности и даже о нежелании к этому союзу присоединяться.
Таким образом, Таможенный союз, на мой взгляд, на деле является специфическим направлением в двусторонних казахстано-российских отношениях, к которому впоследствии могут подключиться (а могут и не подключиться) некоторые третьи страны.

– Вопрос вам как к специалисту по исламу. В постсоветский период в каждой постсоветской стране Средней Азии возникли свои особенности существования этой религии. Где сегодня назрели главные проблемы, а где развитие идет наиболее успешно? И что бы вы могли сказать об исламе в Казахстане?

– Как и во всех государствах Центральной Азии, в Казахстане состоялось возрождение ислама. По сравнению с мусульманскими соседями Казахстан избежал заметной радикализации религии, как это случилось в Таджикистане и Узбекистане. Исламский радикализм здесь анклавен, некоторые его проявления заметны на юге страны, а также в связи с «уйгурским вопросом».

Ислам в Казахстане не стал политическим фактором, что имеет позитивное значение для поддержания стабильности. В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что Казахстан является частью мусульманского мира, где нарастают радикалистские тенденции и где ислам играет все более заметную роль в политике. Известно также, что в странах, где не существует светской оппозиции, недовольство и протест населения зачастую выражаются в исламской форме. У ислама всегда был высок политический потенциал, и это обстоятельство ни в коем случае нельзя игнорировать.


URL:
Авторские колонки
Реклама