RSS Контакты
Республика Казахстан

Адалет Джабиев: Финансовая система оторвалась от экономики

27.12.2012 | Интервью

Директор «Bard Finance and Investment» Джабиев Адалет Нуриевич рассказал в беседе с корреспондентом Издательского дома «Медина» Гульнарой Адамовой о проблемах и перспективах в сфере исламских финансов в Казахстане и в мире.

- Адалет Нуриевич, недавно в Алматы прошло международное заседание по исламским финансам: создание благоприятных условий, организованное Национальным банком Республики Казахстан совместно с Исламским банком развития (ИБР) и Международным валютным фондом  (МВФ), и Вы были одним из спикеров этого заседания, скажите, что полезного Вы бы отметили, и каков результат этой встречи.

- Самое главное, заседаниес такой повесткой дня – состоялось. Я не помню, чтобы такое мероприятие, на котором говорили бы  о такой фундаментальной проблеме, как формирование законодательной среды проводилось. Говорили мы на таком высоком уровне с участием экспертов из международного валютного фонда (МВФ) и исламского банка развития (ИБР). Как вы знаете, у МВФ есть десятилетиями накопленный  опыт работы - принимать участие в формировании законодательного проекта, потому что это основа для реализации той или иной модели экономических отношений – это основа основ.  Экономическая модель вторична по отношению к правовой модели, потому что в любом договоре определяются права и обязанности сторон при совершении экономических сделок. И пока не определены  правовые аспекты, то люди не смогут понять, как друг с другом договориться осуществить торговлю; привлечь деньги;, выстроить отношение партнеров и т.д.. В основе исламской модели лежит исламское право, то есть исламская юриспруденция.  У обычной финансовой модели, которая сегодня в практике, хотя сегодня она имеет разнообразие: регионы, страны. Например, Китай принимает одну модель не чисто  монетаристскую модель, где есть место госкапитализму.  В основе они опираются на обычное  законодательное право, которое корнями уходит далеко  к Римскому праву. Но Римское право по мере прохождения через христианскую среду, которая содержит в себе некоторые элементы христианской этики и потом  дошло до наших дней в наиболее яркой форме, которое мы называем – английское право. Поэтому в целом мы называем это – западная правовая система. Мы как угодно можем называть, но она предопределяет определенный тип экономических отношений. Кстати, из-за отсутствия таких фундаментальных запретов, деньги превратились в товар. Финансовая система оторвалась от экономики, она начала жить самостоятельно, потому что не было внутренних ограничений.

-  Деньги не должны быть привязаны к товару?

- Деньги, как и любое финансирование с использованием денег, имеют силу, ценность и смысл, только тогда, когда предполагает создание продукции или услуг. То есть, если у меня есть деньги, я начинаю думать о том, что финансировать? С исламской точки зрения будет оправдано только тогда и будет иметь смысл, когда есть правильное намерение. Здесь имеется в виду, что это финансирование приведет к созданию дополнительной стоимости продукции или услуг, я это назову так:  общественно-полезного продукта и общественно необходимых услуг. Если через секунду я стал думать о финансировании, если моей целью это не является, тогда   с точки зрения исламских финансовых принципов это не допустимое финансирование. Это и есть запрет, который не дает возникновению финансовых пузырей, потому что в обычной финансовой системе вы не обязаны сегодня, особенно после 70-х годов вообще думать, что-либо производить. Вы можете просто друг другу деньги продавать и при этом вы не нарушаете существующий закон. Существующая правовая система вас в этом не ограничивает.

Отличие этого мероприятия заключается в том, что сегодня в постсоветском пространстве, впервые так масштабно и детально говорили именно о некой правовой системе, в рамках которой  исламская модель банковского дела, страхового дела, финансового дела была бы возможной, допустимой, не сталкивалась бы с правовыми коллизиями и препятствиями.

- С 2009 года это и идет, где-то есть нестыковки и в налоговом законодательстве.

- Это мероприятие очень важно тем, чтобы к 2014 году, благодаря таким мероприятиям – устранить все эти нестыковки, пробелы и проблемы.

- На этом заседании  прозвучали высказывания об общечеловеческих ценностях, этических, моральных и нравственных устоях. Как Вы оцениваете кадровый состав исламских банков, ведь это большинство специалистов, которые ранее работали в традиционных банках, как, на Ваш взгляд, сейчас идет подготовка качественно новых специалистов?

- По этому поводу я сказал следующее: «Будут банки, а  будут ли  банкиры?»  Банки, благодаря правовой системе принятия законодательства, положение, регулирующее деятельность наших учреждений, финансовые компании, страховые компании, работающие в соответствии с исламскими принципами – будут! Но, будут ли банкиры, будут ли страховщики? Если мы не занимаемся подготовкой кадров, если мы так мало уделяем внимание и все мы вместе ответственны за то, что плохо готовим кадры.

В Уставе четко написано, что исламский банк развития (ИБР) поддерживает развитие исламских финансов, где бы это не происходило, как бы это не происходило в любой точке мира.  А это означает, что не должно быть разницы мусульманская это страна или не мусульманская. Этот банк должен продвигать исламские финансы, ценности исламских финансов, преимущества, пропаганда, разъяснение, обучение по любым каналам.

Беседовала Гульнара Адамова, собственный корреспондент ИД «Медина» в Казахстане

URL:
Авторские колонки
Реклама