RSS Контакты
Республика Казахстан

Дозволенный заработок – это тоже поклонение

16.07.2015 | Интервью

Ислам – это религия основанная на честности и справедливости. С давних времен, когда еще не было понятия «демократия» ислам смог установить принципы справедливости и равенства между людьми. 

Достопочтенный наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до конца своей жизни пропагандировал честность, справедливость, тем самым стал образцовым примером для всего человечества. Сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) также придерживались пути справедливости и честности.

К большому сожалению, в современном обществе все больше имеют место случаи посягательства на имущество государства, воровство, преступная коммерция, даже в обыденной жизни продавцы допускают неправильного взвешивания на весах. Подобные действия, которые не одобряются нашей религией, могут привести к разрушению целостности общества, тем самым нанося угрозу будущему развитию государства. В свое время великий халиф Омар (р.а.) как обычно сидел у себя на рабочем месте, когда к нему пришел друг поговорить, халифа погасив настольную свечу, достал другую свечу и зажег ее, удивленный друг спросил, почему он так сделал, тогда халиф ответил, что эта свеча является имуществом государства. Это действие великого халифа, показывает, с какой ответственностью мы должны оберегать имущество государства.

Обеспечивать свою семью честным заработком, честно служить своему народу – это обязанность, которую определил Всевышний для каждого человека. У казахов есть такие высказывания: «По труду и плоды», «Труд города украшает, безделье их опустошает». С благими целями человек достигнет больших успехов, а честный труд даст еще большего воздаяния. Об этом в Священном Коране сказано: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто!» (сура аль-Бакара, 168-аят), а также в другом аяте Всевышний повелевает: «Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (Сура аль-Маида, 88-аят).

Достопочтенный Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) также наставлял мусульманам быть честными, и избегать недозволенного: «О люди, поистине, Аллах Всевышний — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам». И Всевышний говорит: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела», а мусульманам повелевал:  «О те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас» (Сура аль-Бакара, 172). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после разъяснения этой суры, продолжил один рассказ. Как-то один человек находясь на путешествии поднял руки и начал молиться: «О Всевышний! Всевышний!». «Однако он употреблял недозволенную пищу, одевался в одежду, приобретенную недозволенным путем и несмотря на это он хочет чтобы его молитва была принята. Как же у него могут быть приняты молитвы?!», – сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды он также с грустью сказал: «Настанет такое время, когда человек не будет обращать внимание на дозволенность или недозволенность приобретаемых вещей».

 

Преимущества честного заработка

Каждый мусульманин должен стремится к праведной жизни, в том числе к честному труду и заработку. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда гордился теми мусульманами, которые занимались честной торговлей, стремились кормить свою семью дозволенным и призывал этому всех. В хадисе сказано: «Девять десятых богослужения составляет зарабатывание дозволенного пропитания».

Однажды Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) встретив Сагид ибн Муаза (р.а.) поздоровался прижав ему руки, тогда он замечает что его руки стали шершавыми, немного грязными. Когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил об этом Сагид ибн Муаза (р.а.), он ответил что он трудиться для своей семьи, поэтому у него руки стали такими. Довольный этому ответу Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вот, Всевышнему нравятся такие руки».

Поэтому, верующий мусульманин должен обращать внимание не на степень тяжести работы, не на количество зарабатываемых денег, а в первую очередь, должен обратить особо важное значение на его дозволенность. Только тогда честный и праведный труд будет значимым перед Всевышним. В целом, согласно нормам шариата занятие праведными делами, честным заработком тоже является одним из видов поклонения.

 

Пророки также занимались честным трудом

Ислам обязывает мусульман совершать праведные поступки, в том числе это касается и жизнедеятельности человека. Всемогущий Аллах создал все блага для всего человечества. Об этом в Священном Коране сказано: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями». Обладая таким большим преимуществом, человек должен быть достойным такой чести.

Если оглянуться в историю, то пророки первыми исполнили данное требование Ислама. Хазрет Адам был земледельцем. Пророк Нух учил делать ковчеги, Пророк Идрис был мастером, Пророк Муса был пастухом, Пророк Дауд был непревзойденным кузнецом по изготовлению изделий из железа. Пророк Иса был учителем целительной медицины. Будучи правителем Пророк Дауд не позволял себе ничего лишнего. Он был мастером, и жил только на заработанные средства, Закария был мастером столярного дела. Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда молил Всевышнего защищать его от скупости, попадания в долги, нужды, ленивости. В одном хадисе говорится: «Человек, который занимается честным трудом, когда ляжет спать уставший, то в эту ночь простятся его грехи». Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) всегда проповедовал честный труд, призывал заниматься торговлей, ремеслом и земледелием «Занимайтесь земледелием или пасите скот, и будут плоды по трудам вашим».

 

Три наставления

Однажды в мечеть пришел один человек бедуин, бедно одетый, неопрятный. Сахабы сообщили о нем Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывает этого бедняка к себе и спрашивает каким образом он дошел до такого состояния.  Тот отвечает, что оказался в таком положении от безделья. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взглянув на него сказал: «Вы можете сейчас принести топор и веревку». Бедняк не задумываясь, принес и топор и веревку. Тогда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Теперь этим принеси дрова из горы и продавай их на базаре». Тот бедняк начал все делать, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и начал зарабатывать себе на пропитание. Так, он избавляется от ленивости и бедности, и становится одним из сахабов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, ленивость приводит человека к бедности, к безделью, лишает чести и гордости. Таким образом, для избавления от нужды нам необходимо просить помощи у Аллаха, и намереваться к честному труду. В этой связи, известный Лукман хаким оставил своему сыну следующие наставления:

 

- Остерегайся попрошайничества, потому что оно уничтожает стыдливость, но страшнее этого то, что попрошайничество вызывает неуважение людей к тебе;

 

-   Остерегайся попрошайничества и самоунижения, ибо это приводит к опасностям и страхам ночью, к дурным поступкам и порицаниям – днём;

 

- Я пробовал множество горьких вкусов, но горше, чем бедность (нужда в других людях), ничего не испробовал.

Наставление Омара (р.а.)

 

Хазрет Омар (р.а.) наставлял: «Пусть никто не будет сидеть без дела и ждать от Всевышнего готового пропитания». Так он дает понять, что каждый человек обязан своим трудом добывать средств на пропитание своей семьи.

 

Честность Абу Ханифы

Великий ученый нашего мазхаба Абу Ханифа вместе с наукой, занимался еще торговлей. Поэтому в своей повседневной жизни он часто сталкивался с правовыми и обыденными ситуациями, и уме  действовать согласно своим знаниям и установленным нормам шариата.

Однажды к Абу Ханифе подошла женщина, и сказала что продает шелковое платье за 100 тн.

Абу Ханифа отвечает:

- Стоимость этого платья превышает 100 тн. Скажите за сколько отдаете.

Тогда женщина поднимает стоимость платья до 400 тн.

На это Абу Ханифа говорит:

- Это еще мало, тогда женщина сердится и говорит ему:

- Вы со мной шутите?.

Абу Ханифа отвечает:

- Нет, я не шучу, давайте позовем кого-нибудь, и пусть он определит цену. Так приводит одного человека, а тот ему указывает стоимость. После Абу Ханифа покупает это платье за 500 тн.

Из этого рассказа мы видим как честно и справедливо поступил Абу Ханифа по отношению к продавцу. Эта поучительная история должна послужить примером для всех мусульман.

Пусть Всевышний Аллах дарует благое и наделяет всех мусульман честным уделом! Аминь!

Кенжетай кажы ДҮЙСЕНБАЙ,

Уполномоченный имам ДУМК по Северо-Казахстанской области

e-islam 


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама