RSS Контакты
Республика Казахстан

«Согласно исламским канонам с разводом не стоит шутить», – эксперт

14.08.2015 | Интервью

К сожалению, на сегодня в Казахстане наблюдается тенденция увеличения разводов. Часто молодые люди расторгают брак не прожив и года.К сожалению, на сегодня в Казахстане наблюдается тенденция увеличения разводов. Часто молодые люди расторгают брак не прожив и года.

По словам религиозных деятелей, одной из причин подобного положения дел является не знание канонов Ислама, то есть элементарная религиозная неграмотность. Ведь в мусульманской религии развод является самым ненавистным из дозволенного. Что касается временных или гражданских браков, такое в Исламе вообще запрещено. Об этом в интервью нашему корреспонденту рассказал религиовед, научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Мурат Смагулов.

 

- Есть ли в Исламе так называемый временный брак, никах?

- В Исламе вопрос брачных и семейных отношений рассматривается вплоть до мелочей. Семейные ценности находятся на одном уровне с человеческой жизнью и религиозными ценностями. Это можно проследить в ряде стихов Корана и жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). К тому же в нашем светском обществе семья рассматривается как малая родина, где воспитывается каждая личность.

В традиционном обществе женщине выделяется особое место, как и среди религиозно настроенного населения. Если в хадисе говорится «Рай находится под ногами матерей», то в изречении Габита Мусрепова: «Казах называет свою супругу «вторая половинка». Это слова, имеющие глубокийсымсл. Единство душ, сердец, мечтаний».

К большому сожалению, первый шаг современной молодежи на пути к созданию семьи не всегда удачен. Пару лет назад было опубликовано официальная статистика показывающая, что в стране один из трех семейных союзов распадается в первый год совместной жизни. А новость о «халяльной проституции», якобы дозволенной духовенством и вовсе многих повергла в шок. Не говоря уже о зарубежных читателях, наши соотечественники, не разбирающиеся в тонкостях религии, могут воспринять эту новость за истину и приписать к традиционному Исламу деструктивное толкование. Ислам же категорически запрещает временный брак, который считают дозволенным представители различных течений. И только малая часть нашего населения, в основном это эксперты, могут отличить традиционный Ислам от деструктивных объединений, чего широкая общественность сделать не в силах. Для простых обывателей каждый прихожанин мечети воспринимается «муллой», в независимости от того является ли он последователем традиционного для региона Ислама или же приверженцем радикальной группировки. Таким образом, распространение новости о «халяль проституции» не что иное, как навет на религию, которую исповедовали еще наши предки.

Временный брак, о котором Вы говорите, давно уже перестал быть новостью. У нас его еще называют «гражданским браком». И сегодня некоторые шиитские течения считают его дозволенным в религии. Не первый год эта тема будоражит сознание мусульман суннитов своей абсурдностью.

Временный и гражданский брак сравнимы с прелюбодеянием и считаются харамом. Условия никаха изначально были четко прописанными и растолкованными. Временный брак в них не входит, так как противоречит условиям шариата. Никах требует от человека стабильности, ответственности, соблюдения прав супругов и детей. А временный никах, к которому прибегают представители деструктивных течений, позволяет их избежать. В этом случае люди в любое удобное время женятся, разводятся без каких-либо дальнейших обязанностей. Одним словом нацелены лишь на удовлетворение плотских желаний. Для тех, кто избегает правоохранительных органов, уклоняется от закона, это весьма удобное положение в рамках их верований. Временный брак ведет к разрушению института брака и семьи, обесцениванию традиционных религиозных и светских ценностей. Это не раз разъяснялось имамами для прихожан. Осведомленный мусульманин о канонах и нормах религии хорошо это знает, хотя большинство до сих пор в неведении, что является показателем низкого уровня религиозной грамотности населения.

 

- Судя по вашим словам, проблема кроется в религиозной безграмотности. Допустимо ли общение в социальных сетях незнакомых парней и девушек друг с другом?

- Интернет и социальные сети открыли множество возможностей для нашей молодежи, как положительных, так и отрицательных. Наряду с расширением кругозора, информированности о событиях в мире и стране интернет дал возможность всевозможным псевдорелигиозным течениям на просторах социальных сетей под фальшивыми никами и именами вербовать своих последователей, по большей мере из числа молодежи. Нужно признать, что через такие социальные сети как Facebook, ВКонтакте, Twitter не один десяток подростков подвергся идеологическому натиску со стороны деструктивных объединений, а некоторые девушки и вовсе осознали всю серьезность и плачевность ситуации лишь тогда, когда пересекли сирийскую границу. И слова «я хотела создать хорошую и крепкую семью» уже их не оправдывают.

Поиск семейного счастья, второй половинки через просторы социальных сетей, различных пабликов и сообществ, показывает, насколько наша молодежь отдалилась от традиций казахского народа, и как сильно ослабли позиции традиционных ценностей. У наших предков была добрая традиция помолвить молодых еще в детстве. Сегодня не только молодежь, но и старшее поколение косо смотрит на эту традицию, считая ее пережитком прошлого. Хотя глядя на современную ситуацию, когда девушки выходят замуж за сомнительного молодого человека, познакомившись с ним через интернет, невольно пересматриваешь традиции прошлых лет. Можно с большой долей уверенности сказать, что традиции казахского народа соответствовали нормам религии. Если в традиционных семьях принято свататься к будущей супруге, то сейчас многие родители не прочь, чтобы их ребенок сам искал себе спутника жизни всеми доступными средствами, в том числе и через интернет. Естественно мы не можем противостоять или запретить данную тенденцию, но в тоже время стоит задуматься о том, чтобы привить нашей молодежи нормы знакомства через социальные сети, дабы уберечь от возможности попасть в сети последователей деструктивных и псевдорелигиозных течений.

Понимая требование современности, в соседней России была запущено специальное расширение для смартфонов, которое предназначено для тех мусульман, которые ищут себе супруга или супругу. Главное отличие от других сайтов знакомств в том, что при регистрации обязательно требуется указать контактные данные отца или братьев. Почему я привожу это в качестве примера? Дело в том, что по большей мере родители бывают не в курсе, с кем знакомится, контактирует или общается их ребенок. Какие идеи и наставления дает им собеседник в переписке. Это большой риск безвозвратно потерять человека в сетях фанатиков. Только недавно была нашумевшая новость о школьницах, которые за короткий срок успели «выйти замуж» и развестись с одним представителем псевдорелигиозного течения. Если бы родители или близкие знали об онлайн-переписке несовершеннолетней с сомнительным молодым человеком, разве подобное имело место? Естественно нет. Кто пожелает своей дочери, сестре совершить поступок, о котором ей придется долго сожалеть?! Иными словами, бдительность, обращение внимания на то с кем переписывается, проводит длительное время в социальных сетях наш близкий человек, не будет излишним в борьбе с вербовкой молодежи через интернет в радикальные сферы.

Если же рассматривать это вопрос с точки зрения шариата, то приветствуется заочное знакомство юноши и девушки, когда один не видит другого. В одном из хадисов говорится, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижника: «А ты видел ее со стороны?»,  – тот дал положительный ответ. То есть желательно со стороны увидеть будущую супругу перед тем просить ее руки. Более того в другом хадисе говорится «Распространяйте весть о свадьбе даже при помощи барабана», подразумевая запрет на утаивание никах. Все это делается с целью воспрепятствовать возможности совершить недозволенное религией скрытое бракосочетание и сохранить права супругов.

 

-Некоторые последователи нетрадиционной религии заключают мусульманский обряд бракосочетания без ведома своих родителей и родителей девушки. Насколько это верно?

- В корне не верно. Только недавно новость в СМИ о девушке, которая за короткий срок несколько раз выходила замуж за представителей нетрадиционных течений и разводилась, и теперь даже и не знает от кого забеременела, вызвала резонанс среди пользователей социальных сетей. Возникает вопрос, почему хоть и редко, но подобные ситуации случаются в республике? Ответ опять-таки в деструктивных и радикальных течениях. Они, искажая основы традиционного Ислама, трактуя в удобной для себя форме, вводя в заблуждения простых людей, нарушают не только их конституционные, но религиозные права.

Как мы уже упоминали выше, Ислам, как и законы светского общества, призывает всех не нарушать права других и уделяя особое внимание правам женщин запрещает тайное бракосочетание, никах. По той причине, что тайный никах, в первую очередь, дает возможность без какой-либо последующей ответственности развестись, приводит к нарушению прав женщины, увеличению числа матерей-одиночек и сирот. Для того, чтобы не было случаев, когда после бракосочетания по мусульманским традиция муж бросал жену с грудным ребенком на произвол судьбы, в Исламе предусмотрен целый ряд условий, без соблюдения которых брак не считается действительным. Один из них согласие опекуна девушки в лице отца, дедушки, брата, дяди или другого близкого родственника, который в шариате называется «уали». Традиции казахского народа настолько переплелись с нормами шариата, что все эти условия выполняются в ходе сватовства. Всем и так известно, что брак, заключенный без ведома родителей, без их благословения приводит к плачевным последствиям.

 

- Некоторые люди посредством SMS дают развод женам, что вы можете сказать по этому поводу?

- В супружеской жизни любого человека могут быть различные ситуации, и некоторые из них приводят к неизбежному разводу. В Исламе же одно из благих действий для мусульманина является бракосочетание, создание семьи, а самое неприятное, но дозволенное действие – развод. В хадисах Пророка приводится: «Самое ненавистное Аллаху из дозволенного – развод».

В шариате установлены условия как для никаха, так и для развода. Если хотя бы один из них не будет соблюден, то развод будет не действительным с точки зрения исламского права. К примеру, обязательно должно учитываться вменяемость супругов, отсутствие принуждения. Если человек находясь в невменяемом состоянии или с помутневшим рассудком (например, во время болезни лихорадкой) скажет своей жене «я с тобой развелся, дал тебе талак», то супруги не будут считаться разведенными. К тому же если никах можно совершить в один день, то основным условием развода является троекратное повторение слов развода «талак» через каждый менструальный цикл жены, то есть через каждый месяц на протяжении трех месяцев. Иначе говоря, развод  может затянуться в среднем на три-четыре месяца. Весь этот период законная жена имеет право находится на попечении своего мужа и в его доме. Одним словом, в Исламе заключение брака намного проще развода. Если вы спросите почему требуется столь длительное время, то ответ прост – на протяжении всего этого времени есть возможность переосмыслить всю ситуацию, и если слова развода были сказаны в порывах гнева, можно вернуть все на свои места. Ислам - миролюбивая и благочестивая религия, призывающая всеми возможными способами сохранить семейный союз. Более того в религии допускается немного приврать с целью сохранения семьи, приукрасив положительные качества мужа жене и жены мужу.

Заданный вопрос относится к видам развода в шариате. При условии соблюдения всех правил шариата при разводе допускаются разные методы информирования жены о том, что они разведены. К примеру, посредством доверенного лица, письма, e-mail оповещения, SMS, телефона или факса можно оповестить супругу о сказанных словах талака, развода. С момента получения этого оповещения муж с женой считаются разведенными. Опять-таки несмотря на форму информирования супруг, в нашем случае через SMSоповещение, условия развода не изменяются, следовательно, период развода сохраняется и длится не менее трех месяцев или трех циклов.

Однако, на сколько я понимаю, вопрос касается последователей нетрадиционных религиозных объединений, которые заключив тайный брак в одночасье дают развод через телефон или SMS оповещение, не соблюдая вышесказанных условий шариата. Конечно же, это в корне не верно и противоречит исламскому праву. Как мы уже говорили, по нормам шариата невозможно в одночасье развесить. Дело в том, что следует уточнить беременна ли супруга или нет. И если выясниться о ее беременности, то она до родов должна находиться на попечении мужа. И только после рождения ребенка они будут считаться разведенными, а ребенок будет знать, кто его истинный отец. К тому же хотелось бы отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть три вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и освобождение раба», поэтому в вопросах развода нет места шуткам.

Как вы видите в Исламе созданы максимальные условия для женщин и детей, учтены их права. Если бы наши соотечественники знали все эти нюансы и тонкости, то наверняка не были в столь плачевном состоянии и не страдали бы от действий псевдорелигиозных и деструктивных течений.

 

- Допустимо ли разводиться, ссылаясь на социальную необеспеченность?

- Интересный вопрос. В республике для молодых семей создаются максимально благоприятные условия. Целый ряд государственных программ, охватывающих именно этот социальный слой запущены и уже действуют. Допустим одна из них программа «Доступное жилье – 2020», изначально запущенная для обеспечения крышей над головой семей, которые только начали свой совместный жизненный путь. И тем не менее есть семьи с низким достатком или отцом инвалидом. Так как вопрос более религиозный, нежели социальный, думаю лучше будет ответить на него с точки зрения религии.

Во-первых, религия призывает всех к терпению и сдержанности, и если человека постигла какая-либо тягота или невзгода, то в Исламе ее следует рассматривать как испытание Аллаха, после которой непременно будет облегчение и благо. Страх же перед бедностью не является качеством мусульманина, напротив через терпение, покорность и сдержанность достигнет милости и благ Аллаха, и его не постигнет зло или убыток в обоих мирах. В Коране по этому поводу сказано: «Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Коран 2:268).

Далее ответственность. Относительно ответственности в одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится: «Каждый из вас является пастырем, а каждый пастырь несет ответственность за свою паству. Таким образом правитель – пастырь для людей, и он будет в ответе за свою паству, а мужчина – пастырь в своём доме, и он в ответе за свою паству, и женщина – пастырь в доме своего мужа, и она в ответе за свою паству, а слуга – пастырь для имущества своего господина и он в ответе за свою паству. Так каждый из вас пастырь и в ответе за своих подопечных». Таким образом, создав семью мусульманину не пристойно бежать от ответственности, бросать жену и ребенка на произвол судьбы, это отнюдь не качество мужчины.

 

- Какова правовая действительность мусульманского никаха в светском обществе?

- Никахом считается бракосочетание по канонам Ислама, которое совершается имамом в мечети. Молодоженам выдается свидетельство мечети, где указаны имена супругов, свидетелей, имама, который провел этот обряд, дата и печать мечети. В действительности, несмотря на всю официальность обряда и документа, юридическую силу в нашем светском государстве он не имеет. Следовательно, государственные к примеру, суд, не примет это свидетельство в качестве документа, подтверждающего заключения брака. По причине того, что мусульманское право в нашем государстве не имеет никакой юридической силы, даже при развод обе стороны не смогут требовать друг от друга что-либо, опираясь на законы республики. И если ребенок остался с одним из родителей, то нет возможности взымать с родителя алименты на нужды ребенка. Это свидетельство можно предоставить в качестве доказательства соблюдения всех норм и условий шариата во время мусульманского бракосочетания. Поэтому молодоженам следует официально зарегистрировать свой союз в ЗАГСе по всем правилам закона. Большинство представителей духовенства требуют свидетельство с ЗАГСа перед тем как совершить обряд никаха, что с учетом нашего светского государства вполне естественно и обоснованно.

Вместе с тем не соглашусь с мнением, что нет никакой необходимости в совершении мусульманского бракосочетания, если выданное мечетью свидетельство не имеет никакой юридической силы. Дело в том, что по сравнению с отделом записи актов гражданского состояния никах по нормам шариата имеет некоторые отличия. К примеру, если будущие супруги являются молочными братом и сестрой или невеста мусульманка, а жених исповедует другую религию, то по Исламу их союз недопустим. И даже если они зарегистрируют свой брак в ЗАГСе, в Исламе он не будет считаться действительным. Это, во-первых. Второй момент – махр. Махр – это свадебный ценный подарок жениха невесте. В Священном Коране сказано: «…Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества…», что является прямым указанием на выплату махра. Так как махр является правом невесты, то и требование или отказ от него остается на ее рассмотрении. Пользуясь возможностью, хотелось бы сказать, что общая сумма этого подарка не должна быть меньше 30-35 грамм серебра или сумме, эквивалентной ей. Подарок может быть вручен сразу же во время обряда никаха или после свадьбы, но с условием, что жених при свидетелях пообещает выполнить его в полной мере. Несмотря на все вышеуказанные отличия, заключение брака в ЗАГСе соответствует нормам шариата, если не нарушены главные условия, такие как не являться молочными братом и сестрой, единая вера и т.д. И в тоже время, для тех, кто желает соблюсти все нормы религии и обычаев, а также канонические права будущей супруги, желательно вместе с государственной регистрацией получить и свидетельство из мечети.

 

- Какие предложения есть у вас для предотвращения подобных инцидентов?

- Как мы уже говорили выше, вся проблема кроется в религиозной безграмотности большей части населения. Поэтому один из основных методов – повышение уровня религиозной грамотности населения, донесение основ традиционной религии, информирование молодежи о пагубных последствиях вовлечения и следования нетрадиционным деструктивным течениям, кругозора. В этом направлении имама хорошо способствуют областные центры по помощи пострадавшим от действий деструктивных религиозных объединений. Груз, поднятый общими усилиями легок, гласит казахская народная мудрость. Из года в год увеличивается число мероприятий, встреч с молодежью организованные при содействии ДУМК и Комитета по делам религий. Если смотреть через призму современности, то этих методов должно быть вполне достаточно.

Одним словом, со стороны имамов и государственных служащих предпринимаются максимальные меры по предотвращению распространения деструктивной религиозной идеологии. Но не стоит забывать о вкладе каждого человека в сохранение стабильности и мира в религиозной сфере. Если каждый член общества, считая себя неотъемлемым его звеном, будет заботиться о будущем республики, то непременно начнет оберегать себя и своих близких от влияния и действий последователей деструктива. Уделяя внимание своим близким, знакомым и коллегам можно заметить любые отклонения от традиционной религии, общение с подозрительными людьми или увлечение проповедей сомнительного толка, что даст возможность заблаговременно уберечь от полного погружения в сети радикальных групп. Потому что намного проще реабилитировать тех, чье сознание еще не успели оккупировать псевдорелигиозные течения. Заметив даже малейшие отклонения от традиционной религии, традиций казахского народа следует незамедлительно обратиться к имамам, которые точно укажут путь и последовательность действий по спасению личности от яда радикализма. А тем мусульманам, которые хорошо разбираются в нормах шариата, хотелось бы напомнить, что с разводом не стоит играть.

 

Гульмира Шарханкызы

e-islam 


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама