RSS Контакты
Республика Казахстан

«Познания казахов созвучны Исламу», - член Совета улемов

20.07.2016 | Мнения и комментарии

Казахская культура, развиваясь в соответствии с религией Ислам, найдя свою нишу в цивилизации покорила высокие вершины. Религия ниспосланная в соответствии с пониманием и природой человека достигла и возродилась на просторах казахских степей, а Туркестан был колыбелью многих исламских ученых и гениев. О роли исторически гармонирующей религии, значимости ислама в процессе формирования иммунитета нации и методах противодействия деструктивным движениям, прикрывающихся религией мы поговорили с известным исламоведом, членом Совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана Ерсіном Әміре.

 

– Несколько лет подряд Духовное управление объявляет текущий год «Годом религии и традиции». Расскажите о связи религии и традиции, традиционной религии в целом…

– Некоторые люди ввиду неполного понимания и неправильной трактовки религии считают, что «быть религиозным человеком, значит арабизироваться, стать арабом, забыть свои обычаи и традиции». Стоит кому-либо начать разговор о религии, как в ответ он слышит «Что же, нам теперь следует стать арабами?». Понимание религии и традиции, за которое взялся муфтият, в своей основе нацелено на донесение до общества то, что религия и традиции не чуждые друг другу понятия, Ислам не запрещает традиции, которые не противоречат исламскому шариату. Также стоит помнить, что казахский народ веками исповедовал Ислам и подавляющее большинство обычаев и традиций берут свое начало в шариате, а некоторые тесно с ним переплетены. Сегодня предпринимаются попытки противопоставить религию с казахскими традициями. Для искоренения подобных безосновательных мнений, укрепления веры людей и напоминания истинности традиционного вероубеждения несколько лет подряд были проведены масштабные мероприятия в рамках «Года религии и традиции». В свет вышло множество трудов, возвеличивающие религию и восхваляющие традиции.

В целом, религия Ислам, как об этом сказал Аллах в Коране, является религией, которая признает национальные особенности. Религия была ниспослана от Аллаха, и людей на нации и народности поделил сам Аллах. По этому поводу Аллах упомянул: «Различия в вашей внешности, цвета кожи, нации из признаков могущества Аллаха». Конечно же Всевышний Создатель не будет призывать стереть признаки своего могущества. Ислам широко распространился и достиг многих стран. Однако Ислам не стер их национальные особенности. Например, какую бы нацию мы ни взяли, каждая имеет свойственные ей национальные особенности в стиле одежды, обычаях и традициях. Религия не накладывает запрет на непротиворечащие шариату традиции. Напротив, если мы посмотрим на фикх, первое на что обращается внимание при рассмотрении конкретного вопроса – это Коран, после – хадисы, затем кияс, иджмаа и наконец в качестве одного из аргументов могут выступать обряды и обычаи.

Если рассмотреть эту тему более углублено, то в шариате традициям уделяется место в следующих двух случаях: существует правило, в соответствии с которым приходится опираться на непротиворечащие шариату традиции в тех случаях, когда невозможно полностью раскрыть тот или иной вопрос. Также обозначаются общие обязательства четко определенной, поднятой проблемы в Исламе, а пути их реализаций оставляются на волю народа (например, несмотря на то, что требования и условия покрытия аврата женщины четко обозначены шариатом, цвет одежды и другие характеристики оставлены на усмотрение традиций, обычаев и устоев народов). В настоящее время этим и отличается Ислам от широко распространившегося процесса глобализации.

Если мы обратимся к вопросу глобализации, то поймем, что это объединение мнений и сознания людей. Рассмотрим критерии красоты с точки зрения понимания добра и зла. Они выпускают что-то новое и говорят, «Вот это условия и критерии красоты, кто соответствует им, тот красив, а кто нет – уродлив» (физические данные, изящество, рост и т.д.). Вот так многие женщины и сестры заморачивают себе голову этими критериями и не знают, что им делать со своей внешностью. В итоге, сопоставляя себя с критериями, которые приобрели глобальный характер чувствуют себя невзрачными и приходят к мысли «я не соответствую этим критериям, значит у меня есть проблема». Обратите внимание, несмотря на столь большие различия во внешности, привязка системы мышления к одной проблеме приводит к явлениям, которые способны уничтожить национальную особенность, общественные критерии, мерило. А Ислам не одобряет подобные воззрения. Поэтому религия является единой для всех и в ней есть общие вопросы, оставленные на усмотрение людей. В религии существует пространство для особенностей традиций населения.

Что же касается термина «традиционный Ислам», то он был внедрен с целью разъяснения традиционной модели религии, поддерживаемой Духовным управлением, распространенной в Центральной Азии, которая признает традиции и обычаи народов и не противоречит казахскому пониманию религии. Традиционным Исламом для нашего региона является мазхаб Абу Ханифы, основанный на Матурудитской школе. В общем, нет необходимости оспаривать вопрос этого термина.

– Часто можно услышать от людей: «До следования предписаний религии родственники общались друг с другом. А из-за разногласий по поводу религиозных убеждений и воззрений была потеряна любовь и уважение». Может ли вера разделить общество?

– В Коране Всевышний Аллах говорит своему Посланнику (с.а.с.): «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура Анбия, 107 аят). Ислам является религией, ниспосланной для усиления доброты и милосердия. В религии прописаны определенные наставления не разрывать родственные узы и определены наказания тем, кто их нарушит. Пророк Мухаммад (с.а.с.) во многих хадисах увещевал «не разрывать родственные отношения». Родственные взаимоотношения могут быть семейные, национальные и всего человечества. В Коране есть аяты, в которых говорится: «Когда народ Ноя отверг своего пророка, их брат Ной сказал…», «Адиты сочли лжецами посланников. Вот их брат Худ сказал им: «Неужели вы не устрашитесь?». Как вы уже заметили в этих аятах часто употребляется слово «брат». Ученые объясняют это в качестве национального братства. Ислам призывает поддерживать и укреплять родственные отношения, поощряет отзывчивость к окружающим.

Попав под влияние религиозных течений и отдалившиеся от правильного вероубеждения, многие люди начинают практиковать подобные действия, разрывая родственные отношения. В настоящее время в нашей стране есть течения, которые до сих пор не запрещены законодательством. Если вы посмотрите на их влияние на семейные отношения, взаимосвязь отца и сына, матери и дочери, то увидите, как они отдаляют их друг от друга. Они поощряют ненависть среди мусульман, не говоря уже о других религиях. Всех, кто не совершает пятикратный намаз считают кафирами (неверующими), а тех, кто не разделяет их воззрения называют людьми, привносящих нововведения в религию. А в последнее время стали распространять идею отвержения всех, кто не разделяет их мнения говоря: «Какие могут быть отношения с теми, кто привносит нововведения в религию? Мы не должны здороваться с ними», более того они стали считать, что им не следует и восвсе отвечать на приветствие мусульман, приверженных мазхабу. К примеру, бывают случаи, когда придерживающийся традиционного Ислама ханафитского мазхаба приветствует их словами «Ассаляму алейкум», на что они коротко отвечают просто «Уа алейкум».

Это, прежде всего, не диктуется религией. Это явление, свидетелями которого мы являемся, появилось в результате распространения среди мусульман чуждых течений. То есть прерывание родственных связей, угасание братских отношений обусловлено искаженным пониманием религии последователей различных нетрадиционных течений. В семьях мусульман, которые придерживаются традиционного Ислама ханафитского мазхаба и подчиняются Духовному управлению, слава Аллаху, подобной проблемы нет. Эта проблема сохраняется в семьях тех, кто является последователем нетрадиционных течений.

Мы не то общество, которое только сегодня обратилось к религии и приняло Ислам. Некоторые говорят, что истинная религия пришла к нам после обретения независимости. Изначально распространившийся Ислам и дошедший до казахской степи посеял семя истинной религии, развивался на протяжении многих веков и процветал. Слава Аллаху с тех пор народ придерживается Ислама. Можно сказать, родственные отношения, братские узы были в то время гораздо крепче чем прежде, но не как не слабее. Напротив, сегодня по причине внедрения нетрадиционных течений и отклонения от традиционно впитавшейся в казахскую природу религии мы столкнулись с подобной проблемой. В то же время не секрет, что некоторые люди склонились к Западу и отравили свое сознание чуждой культурой. Весьма прискорбно, что молодое поколение без разбора впитало культуру, совершенно чуждую казахскому менталитету, природе нашего народа и отдалилось от национального облика. Я считаю, что, если мы вернемся к традиционному Исламу, казахскому естеству, иншаАлла, ситуация исправится. Поэтому религию не следует считать причиной отделения от семейных уз, потери национальной идентичности.

– В современном обществе можно заметить, что чаще всего мы боремся не с причиной той или иной проблемы, а с ее последствиями. Расскажите о причинно-следственной связи борьбы с течениями, которые прикрываются Исламом...

– Проблема о которой мы говорим связана с нетрадиционными течениями, особенно салафитского толка. Есть и другие течения, но многие из них запрещены законом. И лишь салафитское направление не включено в список запрещенных течений. Нужно открыто говорить, что в салафитском примере лежат религиозные проблемы и основа радикализации. Если мы начнем рассматривать их акиду (вероубеждение), систему веры, то увидим эти явления. Как появляется радикализация? От неправильного понимания Корана и хадисов. Причиной всему рассмотрение некоторых аятов-хадисов вырвав их из основного контекста или других аятов и хадисов через призму заразного «буквализма», т.е дословного, искаженного и неверного понимания. Все это восходит к акиде. Говоря: «В вопросе познания Аллаха мы должны все прямо воспринимать, так как оно есть», в прямом смысле понимают слова рука, нога, лик и приписывают Всевышнему Аллаху части тела. Среди них принято воспринимать все дословно и в прямом смысле, потому как тафсир (толкование) аятов Корана и хадисов в переносном смысле, интерпретируя другими доказательствами считается искажением и в их сознании прививается как нечто в корне недопустимое.

Например, проблема мнения «не совершающий пятикратную молитву – кафир» может породить много негативных последствий. В настоящее время в нашей стране есть представители мадхалитов салафитской позиции. Они, конечно же, никогда не признают себя «мадхалитами». Один из первых лидеров этого направления был Раби аль-Мадхали, поэтому данная группа была так названа. В данном случае слово «мадхалит» не является порочащим, а определяет направление, точно также как например верующих, придерживающихся мазхаба Имама Абу Ханифы, Имама Шафии называют ханафитами и шафиитами. Поэтому данный термин следует понимать не в смысле насмешек или унижения, а определения.

Некоторые люди приводят различные отговорки и оправдания в их адрес, утверждая, что они являются «умеренными, которые подчиняются правителю». Один из проповедников мадхалитов, узбек по национальности, который сегодня находится в Медине, в своей проповеди привел следующий пример. «Двое парней пошли к шейху Абдуль-Мухсину аль-Аббаду. Он является одним из учителей данного движения в Медине. Один из парней мадхалит, второй придерживается воззрений такфиритского толка. Первый спрашивает у своего шейха: «Этот брат по вере считает неверующим того, кто не совершает пятикратную молитву. Что вы на это скажете?», – на что шейх Аббад отвечает: «Да, он прав, но ты не трать свое время на него». Вот вам пример того, как ответил на данный вопрос уважаемый шейх этого течения Абдуль-Мухсин аль-Аббад.

В целом, слово кафир указывает на человека, который не признает религию Ислама. Тем не менее, слово неверующий не означает «убить его, пролить его кровь». Напротив, Ислам приказывает быть в хороших отношениях с представителями других религий. Если сохраняются определенные условия, то даже разрешено вступать в брак с ними. То есть в шариате допустимо брать в жены дочерей «людей Писания» (ахл-и китаб).

Однако, вопрос заключается в том, являются ли люди не совершающие пятикратную молитву для них Людьми Писания или нет? Нет, не является Людьми Писания. По шариату допустимо есть мясо забитых животных Людьми Писания. Получается, что люди, которых обвиняют в куфре (неверии) не являются Людьми Писания, то и мясо животных которых они закололи есть запрещено. Человек не совершающий пятикратную молитву не из числа Людей Писания, значит и жениться на их дочерях недопустимо. И выдавать дочь замуж за того, кто не совершает пятикратную молитву также недопустимо. Вот именно с такими и еще многими другие моментами приходится столкнуться, которые вытекают из данной проблемы. Другими словами, выражение «человек не совершающий пятикратный намаза является кафиром, но ты не трать на него свое время» является пустым словом. Если ты назвал кого-то неверующим, то и из этого вытекает множество результатов, последствий. Посчитав человека неверующим, все дальнейшие отношения с ним уже не будут как прежде, с верующим. Таким образом, умеренные группы придерживаются воззрений, которые приводят общество, молодежь к радикализации.

Давайте рассмотрим их учителей. Всем известно, что человек прочитавший книги, единодушно признанного ими шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба «Кашф аш-Шубухат», «Навакиду аль-Ислам», «Таухид» радикализируется. Мое личное мнение относительно этого вопроса, можно даже сказать мнение моих преподавателей – непосредственное чтение книг Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба приводит человека к такфиру (обвинению других в неверии). Прочитавший его книги и труды шейха Фаузана неизбежно становится суруритом, мадхалитом. Все они дают для обязательного чтения книги «Три основы», «Четыре правила», «Кашф аш-Шубухат», «Навакиду аль-Ислам». В последней книге написано о деяниях, которые лишают человека веры, обращают в неверие. В этой книге Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб говорит: «Одно из деяний, которое обращает человека в куфр – отказ от религии». Как можно отказаться от религии? Отказ от религии – не обучаться ей, не выполнять предписаний.

А теперь перенесем эти условия или правила, которые обращают людей в неверие на наше общество. Сколько людей вокруг нас, которые по причине своего незнания не совершают пятикратный намаз, не практикуют религию, не обучаются религии. Если опираться на условие данной книги, то всех этих людей следует приписать в число неверующих. Их неверие признал тот самый шейх Фаузан, которого считают умеренным, в своих комментариях к книге «Навакиду аль-Ислам».

Далее. Когда человеку салафитского толка, называющему людей не совершающих пятикратный намаза кафирами, говоришь: «Он не кафир, а мусульманин, который по своему незнанию, упущению не выполняет религиозные предписания. За невыполнение религиозных предписаний ему будет записан грех, но он не является кафиром», тогда они приводят второе правило. В этом правиле говорится: «Тот, кто не признает кафира неверующим или сомневается в его неверии, тот сам является неверующим», – и уже вас считает кафиром. Потому что вы не признали человека, не совершающего религиозные предписания кафиром.

В каком случае, в каком обществе следует применять данное правило на самом деле?! К примеру, если человек не совершающий пятикратный намаз скажет: «Коран не есть слово Аллаха, а является словом человека и его выдумал Мухаммад», – вот только тогда отрицающий Коран не может быть мусульманином. И если другой человек скажет: «Нет, он мусульманин», – в таком случае допустимо выносить вышеуказанный вердикт. Но как можно человека, считающего себя мусульманином, признающего «Аллаха – единым, пророка, Коран – истиной», раз в неделю, в месяц посещающего мечеть, читающего Коран по покойнику и дающего милостыню называть кафиром? Если ему приснился дурной сон он приходит в мечеть, а не в церковь. Если он накрывает стол в доме в качестве подаяния, то приглашает имама из мечети. Услышав чтение Корана сразу же присаживается и с поднятыми руками взывает мольбу к Всевышнему. Одним словом, считает себя мусульманином. И стоит начать приводить доказательства того, что такой человек не является кафиром, как они сразу говорят «ты усомнился в неверии кафира» и обвиняют тебя самого в неверии.

Если вы заметили, вся проблема заключается в их религиозном образовании. В настоящее время по отношению к тем, кто пропагандирует эти книги никакие меры не предпринимаются. Они распространяют эти книги и по ним проводят обучение. А мы их рассматриваем в качестве умеренных. И меры предпринимает лишь в том случае, когда люди прочли эти книги и уже радикализировались. То есть, основная проблема заключается в их религиозном образовании, а мы начинаем бить тревогу и бороться с ними лишь тогда, когда выученные наставления начинают воплощаться в жизнь. Иначе говоря, боремся с последствиями и не обращаем внимание на причины их возникновения. Хотя напротив должны в полной мере вникнуть в подробности проблемы и бороться с их причинами. И это не означает, что мы должны заключить под стражу всех, кто придерживается салафитского направления. Суть заключается в том, чтобы наложить запрет на все пропагандирующие эту идею книги, воззрения, самих пропагандистов и предотвратить экстремизм и терроризм.

Книги и тех, кто занимается распространением деструктивных мнений должны преследоваться по закону. Лично я считаю, что это несложный вопрос. Некоторые говорят, что данными мерами можно усугубить проблему и привести к еще большей радикализации. Недавно на сайте «Azan.kz» вышла статья «Умеренный радикализм». И данная тема разобрана в полной мере. И в статье говорится, рас уж они умеренные, так почему радикализируются те, кто прошел обучение этого течения.

Салафитов нельзя делить на «умеренных» и «радикальных». Актюбинские события прямое тому доказательство.

– Мы часто говорим о том, что для противостояния влиянию внешних сил нам требуется крепкий внутренний иммунитет, необходимо поднять собственную духовность. Каковы пути формирования иммунитета веры, правильного донесения религии?

– Это тоже считается основным из путей предотвращения распространения деструктивных течений в стране. Несомненно, работы по донесению этого являются профилактическими мерами. Информирование населения, обеспечение правильным пониманием религии, укрепление их иммунитета веры. Как уже было отмечено выше, все это считается действиями по борьбе с причинами. Тем не менее, сколько бы мы не проводили разъяснительных работ, представители нетрадиционных течений не сидят сложа руки и реализуют свои цели. В целом, человеческая природа различна, если кто-то выступит с наставлениями, то обязательно в обществе найдется группа, которая обязательно поддержит его. Таким образом, среди широкого спектра различных взглядов и чувств сознания только разъяснительной работы недостаточно, она мало что решит.

Итак, как укрепить религиозный иммунитет населения? Каковы пути, методы?

Прежде всего, наиболее важной задачей считается разбудить национальные чувства населения. То есть сознание, что «Я – казах». Казах – значит мусульманин. Потому как невозможно рассматривать слова казах и мусульманин порознь. Если мы допустим это, то выступим против своего исторического прошлого, происхождения, начнем отрицать культуру, традиции. Приведу один пример: в Турции идет трансляция телесериала. В картине «Эртугрул» воспроизводится истории целого народа времен Османской империи. Во время просмотра этого фильма я сделал для себя умозаключение, что он снят по специальному заказу турецкой нации с целью разбудить патриотические чувства и донести идею «Вот такими были у нас предки, они были мусульманами, сохраняли традиции. Поэтому на протяжении многих веков управляли почти половиной мира. Если мы будем такими же, то достигнем подобных высот». Поэтому я считаю, что и нам следует подобными методами разбудить патриотические чувства сограждан.

К сожалению, в обществе превалирует метод рассмотрения Ислама отдельно от всего остального. Встречаются случаи, когда Ислам, мусульманство хотят рассмотреть отдельно от казахской культуры. Я не думаю, что мы сможем повысить уровень религиозной грамотности населения, усилить религиозный иммунитет, не привив должным образом мусульманство, традиционный Ислам в сознание людей. Я хочу сказать, что к традиционному Исламу следует призывать, связав с историей народа. Можно с большой долей уверенности сказать, если мы сможем донести до людей, что мы потомки народа, который веками был верен своей религии, тверд своим обычаям и традициям, не принявшего Ислам только вчера и познакомившегося с единобожием, а наши предки на протяжении многих столетий шли по пути единобожия. И если укрепятся эти национальные чувства и вера, то мы не будем свидетелями ухода нашей молодежи в нетрадиционные течения.

Эти основы должны закладываться с младенчества, а что касается родителей, то им следует задуматься об этом еще до начала создания семьи. А государство, на мой взгляд, должно давать возможность показать традиционный путь, впитать эту систему в сознание детей начиная с детского сада, школы. Существует множество методов избежать данную проблему. Однако, нет необходимости вновь открывать Америку. Прежде всего достаточно взяться за вышеуказанные меры усиливающие национальные, патриотические чувства и тогда есть надежда, что проблема будет решена.

– Борьба с нетрадиционными течениями, прикрывающимися религией очень важна. И в тоже время, как известно у каждой монеты есть две стороны, и как нам воспитать далекую от их культуры молодежь? Кажется, этот вопрос остается в тени. Кто несет ответственность за то молодое поколение, которое проводит свое время в ночных клубах, носит непристойную одежду? Мы сегодня бьем тревогу поднимая проблему судьбы брошенных детей, поруганной чести девушек, но безвольны, когда приходится говорить о причинах, которые привели к этому, первоначальному воспитанию, верному направлению, наставлению о дозволенном и запретном?

– Да, каждый год мы бьем тревогу и приводим данные о количестве брошенных детей, девушек с внебрачной беременностью в юном возрасте. Во всем есть причина. Основная причина всего этого заключается в отдаленности родителей от религии, свадьбах и пиршествах, заканчивающихся пьяным угаром... Первая брачная ночь, проведенная в полупьяном состоянии и беременность с алкоголем в крови... Начиная с этого момента ребенок впитывает в себя невоспитанность, жестокость. Что видит ребенок с самого рождения? Полуголые, разноцветные и безнравственные клипы и программы, подражает им. Когда идут в школу, достигают подросткового возраста и начинается период полового созревания, начинают подмигивать друг другу, дружить, говоря современным языком быть «парнем и девушкой». Все это является причинами, которые в будущем выльются негативными последствиями.

Кто виноват в том, что у нас большое количество брошенных детей? Вы ведь сами знаете к чему приводят встречи девушек и парней вдали от родительских очей по ночам, где они остаются наедине. Современно общество является свидетелем того, к чему приводит ношение девушек миниюбок, беспрепятственному проведению времени девушек и юношей наедине. В конечном итоге все это приводит к прелюбодеянию. Если посмотреть ТВ-программы, то можно понять насколько остро стоит данная проблема и усугубляется, и судьбы многих девушек, сестер стали игрушкой в чьих-то руках. Поэтому, как говорили наши предки «воспитание начинается с колыбели», когда семя оплодотворится в утробе матери после никаха (религиозного бракосочетания), будет дано достойное мусульманское воспитание, мы сможем оставим после себя здоровое и богобоязненное будущее поколение. Это единственный путь.

Мы лишь проговариваем вслух наставления народа «Девушке – запрет от сорока домов». Если бы со стороны родителей в действительности давалось строгое воспитание, подавался наглядный пример, то подобного бы не происходило. В основе жизненных устоев, мировоззрения казахского народа переплетенных с исламскими принципами лежит мусульманское воспитание. Когда отец сыну, а мать дочери объясняет, что такое хорошо и что такое плохо, что правильно, а что неправильно и воспитывает их, то у таких детей в будущем есть возможность избежать больших ошибок. К сожалению, сегодня подобный урок и воспитание, подобно истории, остается позади. Вы знаете, что по традиции в первую ночь, когда невестка только ступила в новый дом, на постель новобрачных стелили белую простыню. Так старшие невестки узнавали о целомудрии новой невестки. В настоящее время слышим разные случаи и истории. Весьма настораживает то, что многие молодые люди, юноши и девушки, еще до свадьбы совершают прелюбодеяние. Распространение зины прежде всего в нашей благородной религии является большим грехом, а во-вторых, чуждо принципам, обычаям и традициям казахов. Предостережение и наставления избегать подобные действия часто упоминаются имамами и муллами. Проводятся специальные проповеди на тему «пагубности прелюбодеяния». В целом все вопросы касательно того, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной до заключения брака и после подробно описываются, разъясняются. Но кто их слушает? Юноши и девушки, посещающие мечеть, прислушивающиеся к проповеди имама, выполняющие предписания религии. А те, кто не посещает мечеть и даже ни разу не переступал его порог не слышал эти проповеди.

Здесь стоит отметить внедрение в среднее образование предмета «Светскость и основы религиоведения». Какова цель внедрения этого предмета в учебный план? Цель – борьба с нетрадиционными течениями, уберечь молодежь. Было бы замечательным, если бы в этом предмете побольше говорилось об традиционном Исламе и ему уделялось пристальное внимание, потому как проблема с нетрадиционными и деструктивными течениями в основном связаны с Исламом. Велась пропаганда воспитанности молодежи, культуры и традиции казахского народа, обычаев, общеморальных принципов и ценностей. Если посмотреть на школы в России, то там внедрены такие дисциплины как «Основы православия». Поэтому есть ходатайство сочетать в дисциплине «Светскость и основы религиоведения» темы морали и набожности. Воспитание молодежи – тема весьма актуальная и вызывает беспокойство. Когда юноши уходят в различные течения, это обязательно имеет как внутренне, так и внешнее проявление. Нам следует сплотившись бороться и взять инициативу в свои руки. Я считаю, что для этого требуется принять новые положения, направления и проводить соответствующую политику.

– Спасибо за интервью!

Жайық НАҒЫМАШ

e-islam


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама