RSS Контакты
Республика Казахстан

Эксперт: Реализация концепции государственной политики в религиозной сфере Казахстана на 2017 - 2020 годы – реальный путь укрепления казахстанского общества

03.11.2017 | Мнения и комментарии

Наверно нисколько не преувеличу, если скажу, что в последние несколько лет многие политические события в мире, отдельных странах так или иначе связаны с религией или межрелигиозными отношениями. Причём при внимательном анализе видно, что религия здесь и не причём. Увы! К величайшему сожалению религию используют в своих политических, амбициозных, а то и корыстных целях отдельные личности, организации. И мы видим, что они несут странам, людям, верующим раздор, а то и смерть. Сотни тысяч людей ищут убежище в других государствах. 

Что также создаёт нередко межконфессиональное напряжение и беспорядки. Мы не можем игнорировать усиления влияния религиозного фактора и на Казахстан. С одной стороны годы независимости дали возможность настоящей реализации свободы совести, вероисповеданий, а с другой стороны всё больше появляется сил, которые несут раздор на межрелигиозной и внутрирелигиозной почве, способствуют распространению идей религиозного экстремизма и терроризма. Думаю, что нет необходимости говорить об опасности этих проявлений для страны, которая в силу исторического развития стала многоконфессиональной, многонациональной. Об этой опасности не раз говорил наш Президент Н.А. Назарбаев.  «Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости». Светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана», - отметил он в Стратегии «Казахстан - 2050». Действительность уже не раз подтвердила справедливость этих слов. Именно усиление напряжения в религиозной сфере поставило необходимость создания единого государственного органа, который бы вплотную занимался вопросами меж- и внутри религиозных отношений, выступал активным проводником идей светского характера Казахстана, как государства, способствовал расширению и повышению качества религиоведческого образования в стране. Такой орган и был создан в сентябре 2016 года - Министерство по делам религии и гражданского общества РК. На местах образованы управления по делам религий. Могу сказать, что такая единая система помогла более конкретно заняться анализом религиозной ситуации, выявлять возможные очаги возникновения напряжения на религиозной почве, но, и наверное самое важное, - эффективнее наладить работу по противостоянию и недопущению распространения идей религиозного экстремизма и радикализма, помогать преодолевать их пагубное воздействие тем, кто попался на пропаганду экстремистов. Наша практическая работа поставила задачу переосмысления всех подходов в религиозной сфере с учётом реалий и возможных угроз. И как ответ на эту потребность явилась разработка «Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 - 2020 годы», которая была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня    2017 года. Подобного целостного документа, который являлся бы основой для дальнейшего развития государственной политики в религиозной сфере, совершенствования системы нормативных правовых актов, социально-экономических, политических и управленческих мер по регулированию религиозной сферы в нашей стране до сих пор не было. Собственно говоря, мы можем сказать, что она – ответ на запросы времени. О чём в ней и сказано: «Настоящая Концепция, руководствуясь логикой нового этапа государственного строительства Казахстана, опираясь на признанную миром казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия. Концепция призвана консолидировать усилия центральных и местных исполнительных органов, религиозных объединений и институтов гражданского общества по развитию государственной политики в религиозной сфере, выработать ориентиры в дальнейшем развитии казахстанской модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, основанной на особенностях историко-культурного наследия казахстанского народа». На мой взгляд, понимание необходимости Концепции и её направленности даёт то, что она делает сжатый, но содержательный анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития государственной политики в религиозной сфере и обозначает видение развития государственной политики в религиозной сфере. Как бы подготавливает к пониманию основных принципов и общих подходов государственной политики в религиозной сфере. Следует отметить, что основная работа в религиозной сфере должна опираться на совершенствование законодательства в религиозной сфере. Иными словами все действия государства, общественных организаций, казахстанцев должны опираться и строиться на основе закона. «Важнейшими направлениями эффективной государственной политики в религиозной сфере выступают ее правовое обеспечение и совершенствование законодательства в соответствии с требованиями и вызовами времени, в том числе в сферах информации и коммуникаций, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы, местного самоуправления и иных сферах», - говориться в документе. На мой взгляд, важнейшее значение для содержания и проведения государственной политики в религиозной сфере имеет укрепление светских принципов развития государства. Иными словами, Концепция исходит из Конституции РК. «Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан». Практически все сферы деятельности в государстве должны основываться на принципах светскости государства. С одной стороны – это основа для патриотизма и гражданственности, «в упрочении светских устоев государства, национально-культурных и исторических традиций народа, ограничении сферы влияния религий принципами морали и высокой этики», а с другой является «основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан». Хотелось бы о некоторых моментах сказать более подробнее. Прежде всего, о светских принципах в системе государственного управления и государственной службы. Они вообще являются основой развития и функционирования современного Казахстана. Все граждане Казахстана в своей повседневной деятельности независимо от отношения/принадлежности к религии руководствуются, прежде всего, законами, нормативными правовыми актами, правилами организаций всех форм собственности, при условии если они не противоречат действующему законодательству. В нашей стране исключается религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, принципов этики должностных лиц. Принцип светскости устанавливает такие отношения между государством и религиями, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной. В то же время государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом. Государство строит свою политику из интересов всего общества, а не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных ее последователей. При этом ни в чём не ограничиваются права людей в вопросах вероисповедания, если это не противоречит законодательству. В свою очередь светские принципы являются основополагающими для функционирования системы государственного управления и государственной службы. Государственные служащие, обязаны неукоснительно соблюдать ряд обязанностей и ограничений относительно вопросов религии. В частности в Концепции отмечено, что: «при осуществлении должностных полномочий обязаны быть беспристрастными и независимыми от деятельности религиозных объединений; не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, в том числе для пропаганды своего отношения к ним. Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности религиозных объединений. Гражданские служащие государственных учреждений и предприятий при выполнении служебных и должностных обязанностей воздерживаются от пропаганды религии. При принятии ими управленческих решений религиозные предписания не должны браться за основу». Не случайно привёл эти требования подробно, потому, что бывают ситуации, когда не госслужащие, а те, кто к ним обращается, в том числе и представители конфессий, своими обращениями (а то и требованиями) толкают работника госоргана на нарушения законодательства и этических норм госслужащих. Важно отметить, что в системе правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил в соответствии со светскими принципами государственной политики не допускается пропаганда религии. Но воинская повинность не требует отказа от религиозных убеждений. Однако реализация права на веру не должна осуществляться в ущерб служебной деятельности. Средствам массовой информации, системам образования и здравоохранения, культуры и спорта, социально-экономической сферы, институту семьи необходимо строить свою работу с учётом общеказахстанской идентичности граждан, прививать ценности гражданственности и патриотизма, создавать равные условия для развития культур всех этносов и конфессий на территории государства, при уважении чувств верующих. Укреплять и развивать светские устои государства необходимо во взаимодействии государства с религиозными объединениями. И здесь важным моментов, на мой взгляд, является не только регулировка деятельности религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей но и в оказании поддержки деятельности религиозных объединений и их представителей, выступающих с призывами к верующим чтить государственные символы, уважать национальные и государственные праздники, активно участвовать в социально-экономической и общественно-политической жизни страны; Для нас, работающих в сфере регулирования религиозной сферы, активного противоборства с проявлениями религиозного радикализма и экстремизма, недопущения их воздействия как на население, так и конфессий важным является раздел, в котором рассматривается общегосударственная система противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализации деятельности деструктивных религиозных течений. Внимание читателей обратил бы на то, что документ обязывает нас «активно привлекать общественные объединения, в том числе ветеранские, женские и молодежные неправительственные организации, деятелей культуры и спорта к информационно-разъяснительной работе по актуальным вопросам религиозной сферы». Иными словами, в работе следует опираться на самые различные слои населения. Только при совместной работе государственных, правоохранительных органов с неправительственным сектором можно добиваться реальных результатов в борьбе с проявлениями, распространением религиозного радикализма, идей религиозного экстремизма. Можно с уверенностью утверждать, что принятая Концепция не просто важный и своевременный документ. Он во многом по-новому ставит комплексную задачу и определяет направления, действия государственных органов и общества на защиту стабильности общественно-политической обстановки в стране, а также интересов казахстанцев жить в мире и согласии. Вне зависимости от вероисповедания или отношения к религии. В Концепции записано «Реализация государственной политики в религиозной сфере позволит решить приоритетные задачи развития светского Казахстана и обеспечения безопасного будущего страны, в которой в мире и согласии проживают представители различных конфессий и этносов». При этом всем нам следует понимать, что Концепция - лишь основа деятельности государственных, религиозных организаций, институтов гражданского общества, каждого жителя нашей страны, кому не безразлично её будущее, будущее казахстанцев.  

Н.Бикенов,

руководитель управления по делам религий Карагандинской области

Источник: http://kazislam.kz/ru


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама