RSS Контакты
Республика Казахстан

Политолог Талгат Калиев о межэтнических и межконфессиональных отношениях в Казахстане

01.05.2018 | Мнения и комментарии

К моменту распада Советского Союза наша республика оказалась в уникальном положении - на ее территории проживали представители более 120 национальностей и 100 с лишним религиозных конфессий. Таков был результат глобального античеловечного эксперимента по созданию нового суперэтноса - советского человека. А Казахстан был избран стать Лабораторией дружбы народов, в которую насильственно перемещали десятки тысяч людей. Получивших 24 часа на сборы. 

Между этническими рисками. Утопический эксперимент завершился развалом Союза, а потомки насильственно перемещённых автоматически получили казахстанские паспорта. Очевидно, что в этот исторический момент молодая и неокрепшая республика оказалась под давлением самых различных рисков, самым грозным из которых, стал риск разжигания межэтнических или межрелигиозных конфликтов. В политической географии достаточно территорий, населенных различными племенами, воюющими все против всех. Именно в этот период и появился консультативно-совещательный орган - Ассамблея народа Казахстана, которую возглавил сам президент. На первый взгляд это выглядит как объединение национально-культурных центров. Но это лишь внешняя сторона. В глубине ее ведётся невидимая работа по нейтрализации рисков и угроз, по локализации конфликтных линий, по разбору возникающих противоречий. По крайней мере, ни одна из межэтнических стычек не разгорелась до крупного конфликта или ксенофобии. Другим риском стал межконфессиональный. Выходцы из безбожного государства не имели качественного опыта и понимания всей глубины этого вопроса. В стране критически не доставало профессиональных религиоведов, теологов, авторитетных проповедников. Потому не странно, что в первые годы независимости в страну потянулись авантюристы всех мастей и профессиональные миссионеры самых различных религиозных течений, в том числе, и крайне деструктивных. Одной из получивших наибольшее распространение оказалась идеология салафизма. По-началу государство не осознавало всех масштабов угрозы, потом попыталось бороться с этим традиционными методами, изолируя наиболее радикальных в местах не столь отдаленных. Однако им удалось распространить своё влияние даже в тюрьмах, создавая страшный симбиоз криминальной идеологии с крайне радикально-религиозной. В стране стали вспыхивать теракты, перестрелки экстремистов с полицией, спецоперации по их нейтрализации. С созданием Министерства по делам религий и гражданского общества изменилась сама парадигма восприятия религиозной ситуации с реагирующей на определяющую. Государство перестало воспринимать религию как малопонятную проблему, а стало последовательно определять правила игры на этом поле. Правила, устраивающие как верующих, так и общество. Была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере на ближайшие годы, разработан пакет законодательных изменений, по-новому скоординирована работа госорганов, налажена собственная религиоведческая экспертиза и многое другое. Вся эта работа прошла тихо и незаметно, что свидетельствует об учете интересов всех сторон этого, довольно чувствительного процесса. Однако результат налицо - в обществе прекратились дискуссии на религиозную тему, резко снизился градус поляризации, как со стороны общества, так и со стороны ранее вызывающе демонстрировавших свою религиозность адептов. В целом градус накала страстей вокруг религиозности ощутимо снизился, а тревожное дыхание терактов перестало висеть в воздухе. Очевидно, что работа МДРГО на опережение позволила ей установить контроль над повесткой. Равно как и Ассамблее народа Казахстана, заседание которой состоится сегодня, определяет повестку в сфере межэтнической. Этот опыт применим в любой из сфер - от социально-экономической и социальной до правоохранительной и молодежной. Главное, увидеть ситуацию в масштабе и научиться управлять повесткой.

 

Источник: http://kazislam.kz/ru


URL:
Авторские колонки
Реклама