Религиозное единство – основа независимости Казахстана31.01.2021 | Мнения и комментарииСовременное состояние суверенной Республики Казахстан отличается духовной гармонией и взаимопониманием, и это явление признано на мировом уровне.
Мы должны понимать, что это не только инструмент для проповеди или агитации, но также главный и мощный инструмент для регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений.
На сегодняшний день в независимом Казахстане зарегистрировано 18 конфессий и более 3700 религиозных объединений, которые живут в едином обществе, основываясь на принципах взаимоуважения, гармонии и взаимопонимания. Это одно из главных достижений в развитии общества.
Мы каждый раз убеждаемся, и многовековая история развития человеческой цивилизации наглядно показывает, что невозможно отделить религию от общества. Потому что именно религия с момента возникновения общества в его становлении и развитии положительно влияет на единство нации и этноса, способствует миру и спокойствию, стабильности и развитию.
Религия пробуждает нравственность,человечность и любовь у каждого члена общества. Религия в ее традиционном понимании является гарантом справедливости, вежливости, общения и терпимости. Мы каждый раз убеждаемся, что религия занимает значительное место в формировании принципов нравственности и социальной сплоченности, в образовательных системах. Религиозный человек избегает причинения вреда окружающим, совершения беспорядков,избегает вредных привычек . Как известно, в обществе, где отсутствуют традиционные религии, разрушаются моральные ценности, преобладают беспорядок и преступность.
Традиции – ещё один пример поведения, которые накапливались веками и формировались в общине и в обществе в соответствии с традиционной религией и убеждениями каждой нации, народа, образом жизни, особенностями национального устройства. Именно религия Ислам оставила свой след в истории и культуре, традициях и обычаях казахского народа, как и в жизни других народов, придерживающих ислама. Мазары и мавзолеи, мечети и медресе с многовековой историей служат сокровищницей духовности нации в истории казахского народа. Здесь уместно напомнить слова известного казахского этнографа, искусствоведа и общественного деятеля Акселеу Сейдимбека: "Религия страны не ограничивается только верованием, а стала образом жизни, морально-этическими нормами, культурными и духовными традициями этого народа".
В свою очередь, Первый Президент Н.А.Назарбаев в своем «Послании народу Казахстана» отметил особую роль национальных ценностей в жизни нашего общества: "традиции и культура – генетический код нации". Нельзя забывать, что религия, традиции, культура – это единая система, в которой заложено все бытие народа.
Многие из традиций, которые сохранились от предков, существуют на протяжении многих веков, большая часть – это обычаи и традиции, которые возникли под влиянием ислама. Для формирования определенной общности необходимо, прежде всего, иметь Родину, общий язык, религию, историю и традиции.
В то же время мы видим, слышим и знаем, что в стране в последние годы получили распространение некоторые группы людей, которые называют наши многовековые обычаи и традиции «ширком и харамом».
Для защиты идеологии от такого подхода, предотвращения негативного использования религии, ограничения путей распространения негативной религиозной идеологии в Казахстане 11 октября 2011 года был принят закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Принятие этого законопроекта дало положительные результаты для стабильности в стране. Суть закона о религии заключается не только в том, чтобы выразить обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации в нашем обществе, но и в том, чтобы найти решение и урегулировать ее.
Кроме того, одна из самых заметных проблем не только для нашей страны, но и для других стран,исповедующих ислам – это возвращение в родные края представителей так называемых «религиозных фанатиков», отправившихся из разных стран мира в Ирак и Сирию, вступивших в ряды джихадистских группировок.
В связи с этим, по инициативе Первого Президента Республикий Казахстан Нурсултана Назарбаева было осуществлено несколько операций "Жусан" по возвращению соотечественников из зоны боевых действий в Сирии.
Казахстан стал первой страной Центральной Азии, вернувшей своих граждан из Сирии, что стало очень важным событием для нашего независимого государства в глазах мирового сообщества. Название "Жусан" заимствовано из давних обычаев и легенд казахского народа. "Когда-то давным-давно один богатырь покинул свою страну. Он не слушал посланников своего народа, которые посещали его много раз с целью возврата его на Родину. Тогда один мудрец взял из деревни один пучок сушеной полыни и отвез богатырю. Вздохнув запах родной сухой травы, на его глаза навернулись слезы, и он быстро вернулся на родину». Значение и сакральный смысл названия данной операции "Жусан", кроется в этой легенде.
В ходе гуманитарной операции по доставке казахстанских граждан из Сирии на базе операции "Жусан" в страну было доставлено в общей сложности около 600 казахстанцев, из них 357 детей.
Подавляющее большинство возвращенных в страну граждан - дети и женщины, чья большая часть мужей и отцов погибла в условиях войны.
Сегодня тем, кто вернулся в нашу страну, была предоставлена возможность стать полноправным гражданином общества. Так, в специальных реабилитационных центрах оказывается помощь со стороны профессиональных психологов и теологов. Опытные эксперты, специалисты распознают структуры деструктивизма и радикализма,умеют работать с попавшими под влиянрие враждебной иделогии.Операция "Жусан" позволила нашим братьям и сестрам, вернувшимся на родину, начать новую жизнь в родной стране. Очевидно,что иеры,преидпринимаемые со стороны госуарства и поддерживаемые духовенством, дают положительные результаты, потому что большинство женщин, возвращенных в страну, оправились от радикальных взглядов, устроились на работу и присоединились к кругу своих родственников. Дети впервые переступили порог школы, пошли в детский сад.
За последние два года нет данных ни об о одном гражданине, который решил направиться из Республики Казахстан в Сирию и присоединиться к экстремистам. Благодаря кропотливому труду компетентных учреждений, оздоровительным мероприятиям, значительно сократилось количество людей, попавших в ловушку деструктивных течений, то есть растет религиозная грамотность населения. Это большое достижение для Казахстана.
Казахстан имеет богатый опыт в сохранении межэтнического и межрелигиозного согласия и доказывает готовность к широкому и эффективному сотрудничеству в этой сфере.
Благодаря межрелигиозному диалогу, повысился авторитет Казахстана в мировом сообществе, в глобальных структурах Казахстан зарекомендовал себя как общество с развитой экономикой, развивающееся на основе взаимопонимания и уважения.
Источник: www.kaznu.kz
Автор статьи Жетписбай Н. Ж.,магистрант 2 курса
кафедры религиоведения и культурологии
КазНУ им. аль-Фараби
Под руководством Байтенова Н. Ж., д.филос.н., профессора
кафедры религиоведения и культурологии
КазНУ им. аль-Фараби
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|