RSS Контакты
Республика Казахстан

МУДРОСТЬ И БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МУСУЛЬМАНИНА

20.02.2023 | Мнения и комментарии

В наше современное время в мире происходит очень разных вещей, и мусульманин встречается с разными и новыми вопросами и ситуациями в жизни. Иногда человек просто не знает, как ему поступать в такой момент и как ему решать создавшуюся проблему, чтобы не нарушит законы и положения шариата Ислама.

В первую очередь, мы всегда говорим, что у каждого человека, который живет в лоне ислама должен быть имам или знающий мусульманин, с кем он может всегда обсудит те или иные вопросы.  В нашей религии есть ответы на все вопросы пусть это касается прошлого или настоящего времени. Мусульманин если может самостоятельно изучать Священный Коран или Сунну Пророка Мухаммада (да благословит его Алла и приветствует) тогда пусть берет ответы в этих двух источниках знании. Если не может этого делать и не имеет подготовительных и фундаментальных знании религии, тогда пусть обращается к знающим мусульманинам или ученым ислама. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете».  Сура ан-Нахль, аят 43. Обратите внимание на эти слова Всевышнего Аллаха – мы мусульмане должны подчинятся тому, что нам приказывает сам Всевышний Аллах в Священном Коране.
 
Ученый исламского мира, муфассир Исмаил ибн Касир в своей книге говорит, что ад-Даххак передаёт, что Абдулла ибн Аббас сказал: «Когда Аллах послал Мухаммада как посланника, некоторые арабы отвергли его, или часть из них. Они сказали, что Аллах слишком велик, чтобы посылать нам человека посланником. И тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Неужели люди удивлены тому, что Мы внушили человеку из их среды предостеречь людей», и далее: «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете (этого), то спросите обладателей Напоминания (обладателей прежних Писаний)». Отсюда мы видим, что Всевышний Аллах ниспосылает свои знания и дает ответы на множество вопросов через своих Пророков и Посланников, чтобы люди находили верный путь и не сбивались с пути истины.   
 
Верующий человек должен искать знания и решать свои вопросы в соответствие того, что есть в законах и положениях ислама, обращаться к знающим людям ислама и вмести с этим не забывать о наших национальных традициях, не допуская в своей религиозной жизни невежество и радикального фанатизма. Должен уметь быть богобоязненным и праведным человеком и не допускать жесткости и грубости в своих словах и поступках, а также в отношениях с людьми.   
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) как-то сказал: «Тот, кто вышел на пути поиска знаний, находится на пути Аллаха, пока не вернется». Этот хадис от слов сподвижника Анаса, да будет доволен им Аллах, приводит Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи.  Здесь имам ат-Тирмизи говорит, что каждый, кто пришел в мечеть или пришел к имаму со вопросами о религии или вышел на пути поисков знании на пути Аллаха – будет вознагражден Всевышним Аллахом.
 
Как-то раз имам Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что слышал слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как-то он сказал: «Если человек хочет для себя блага пусть ищет знания, и за эти его старания он получить хорошее вознаграждение». Этот хадис от слов сподвижника Анаса, да будет доволен им Аллах, приводит Имам ат-Тирмизи. Мы мусульмане всегда должны вооружаться знаниями, мудростью и опытом жизни в исламе, не нарушая его законов. И здесь нам, конечно, может хорошо помочь знания нашей религии, умение правильно делать выбор в жизни и находит свои верный путь.   
 
Наш казахский выдающийся мусульманский мыслитель Абай Кунанбаев сказал, что тот, кто находит время быть рядом с мудрыми людьми и слушать их – сам со временем становится благоразумным и прекрасным человеком. Ученый исламского мира, муфассир Имам аз-Зухайли в своей книге «Ат-тафсир аль-мунир» как-то сказал, что мудрость – это когда душа человеческая совершенствуется, наполняясь познаниями своей религии, и далее человек приобретает полноценный навык совершения благородных и праведных поступков среди людей, в меру своих сил не совершая фанатизма. Мы должны знать, что мудрость дается путем приобретения нужных знании и усилии. Предпринимающих усилия в благом, видящих куда идти, зачем и идущих несмотря ни на что, Всевышний Аллах может одарить мудростью, а это –великое благо для любого человека.  
 
Согласитесь со мной, что мы живем в непростое время, когда мусульманину приходится встречаться в жизни с разными ситуациями и проблемами, которые ему нужно решать. И здесь знайте одно, если мы решаем свои проблемы и возникшие вопросы справедливо и в лоне ислама, даже пусть это будет не выгодно для нас в данный момент времени, – не забываете, тогда сам Всевышний Аллах будет вашим попечителем и Он сам облегчит вам ваш путь и решит в дальнейшем ваши проблемы. Но для этого мы должны уметь быть действительно искренне верующими и уповающими на Всевышнего Аллаха людьми. Как нам сам Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: ««Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи». Сура ат-Таляк, аяты 2-3.
 
Аллах не только создает для богобоязненных рабов выход из трудного положения, но и ниспосылает им пропитание оттуда, откуда те и не мыслят получить его. Для того, кто уповает на Всевышнего Аллаха, достаточно Его покровительства как в духовных, так и в мирских делах. Поэтому верующий человек всегда должен полагаться на Аллаха, опираться на Его поддержку и надеяться на то, что Всевышний Аллах поможет ему и убережет его от вреда. И действительно, если человек уповает на Всевышнего Аллаха, то Он устраивает все его дела наилучшим образом. Да и как может быть иначе, если человек приобретает в лице Всевышнего Аллаха Богатого, Сильного, Могущественного и Милостивого Покровителя, Который ближе к Своему рабу, чем кто бы то ни было иной.
 
Однако мы должны знать, что может случиться, так, что по Своей божественной мудрости Всевышний Аллах отсрочит Свою помощь до того времени, когда осуществление задуманного человеком будет иметь больший успех. Поэтому Всевышний сказал: «Аллах доводит до конца свое дело». Это означает, что предначертанное Всевышним Аллахом должно непременно свершится. Но вместе с тем для каждой вещи установлены срок и мера, благодаря чему ничто не может запоздать или наступить раньше времени.
 
Еще одно – что важно для мусульманина в этой жизни, быть ко многим вещам терпеливым и стоиком. Сколько бы его не ломала жизнь, и он всегда сможет проявить выдержку и стойкость, сможет выйти из с трудного положения, не нарушая основы ислама. Трудно переоценить значимость терпения в жизни человека. Терпение – это сила, которая помогает перенести тяготы, делать правильный выбор, возвращать себя на путь нравственности и истины и просто быть уравновешенным, благоразумным и верующим человеком. Как Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «… и Аллах любит терпеливых» Сура али-Имран, аят 146 или в другой суре Добыча, 46 аяте: «Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливым». Еще в суре ан-Нахль, 96 аяте: «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали».
 
Обратите внимание, что Сам Всевышний Аллах раскрывает нам истину в том, что терпеливый человек придет к успеху в этой жизни и еще будет благословен в тот день, когда вернётся к Всевышнему Аллаху.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Всевышнего Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».  Этот хадис от слов сподвижника Йахйа Сухайб бин Синан, да будет доволен им Аллах, приводит Имам Муслим.  
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кому Всевышний Аллах желает добра, Он подвергнет испытаниям». Этот хадис от слов сподвижника Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит Имам ал-Бухари. Так вот, мусульмане должны знать, что любое испытание и сложная ситуация к нам приходит от Всевышнего Аллаха, и мы должны уметь проявлять терпение и делать правильные выводы и далее совершать соответствующие поступки для решения этих проблем в лоне законов нашей религии.
 
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» Сура Аср, аяты 1-4.  Ученый исламского мира Имам аш-Шафии сказал, если человек будет глубоко размышлять над этой сурой, ее будет ему достаточно, как наставления на правильный путь.
 
И еще, мусульманин не должен забывать о том, что он всегда должен прославлять имя Всевышнего Аллаха, поклоняться Ему и обращается к Нему за помощью и просить у Него прощения.  Всевышний Аллах учит нас этому в Священном Коране: «скажи, Господи, мы уверовали, прости нас и помилуй, Ты – лучший из милующих» Сура ал-Муминун, аят 109.
 
Вот в этом наверно и есть суть мусульманина, который должен быть мудрым, уметь восхвалять Всевышнего Аллаха, надеется на Него, проявлять свою богобоязненность, быть мудрым и терпеливым, жить в лоне ислама в своей жизни в это современное и не простое время.
 
 
 
Нурлан Кайрбеков,
 
Доктор PhD религиовед, исламовед
Заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК

URL:
Авторские колонки
Реклама