Всем известно, что настоящий закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 г. был принят в спешном порядке. Пользуясь слабыми и шаткими сторонами этого закона, в Казахстане, словно грибы после дождя стали появляться чуждые для нас секты. Среди них были и радикальные группы, которые прикрывались Исламом. Поэтому, назрела необходимость пересмотра данного Закона и подготовки нового законопроекта.
Глава Государства Нурсултан Назарбаев лично поручил соответствующим органам принять новый Закон «О свободе религии и вероисповедания». Многие люди с энтузиазмом отнеслись к данной новости, считая, что теперь наконец-то распаявшиеся секты и радикальные группы будут обузданы.
Я (Кайрат Жолдыбайулы) лично участвовал в нескольких заседаниях рабочей группы по обсуждению данного законопроекта. Конечно же, у законопроекта есть позитивные новшества. Например: перерегистрация религиозных объединений путем исследования истории их деятельности; уточнение понятия «миссионерская деятельность»; ограничение оборота литературы религиозного содержания; регулирование строительства культовых сооружений; запрет на деятельность религиозных объединений препятствующих получению образования; наносящих вред нравственности и здоровью граждан и разрушающие семейные ценности. Так же, в законопроекте рассмотрен вопрос регулирования распространения предметов религиозного назначения.
Наряду с этими достижениями в законопроекте есть следующее положение: «религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, в жилищах в случае ритуальной необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц».
«Ритуальная необходимость» - здесь означает похоронные процессии. Из этого следует, что в домах можно совершать религиозные обряды и поклонения только в случае похорон. Мы донесли до депутатов этот вопрос. В результате, в законопроекте к формулировке «ритуальной необходимости» было добавлено: «и в местах общественного питания». Так как в таких местах проходят ифтары, поминальные обеды, читается Коран, совершается намаз и читаются проповеди. Если бы мы не внесли данное предложение, то нам пришлось бы брать разрешение у соответствующих органов, даже для того, чтобы помянуть усопших и прочитать вместе с собравшимися коллективную молитву.
Так же, в данном законопроекте есть положение, которое вызвало недовольство всех мусульман нашей страны. Речь идет о седьмой статье данного законопроекта, где поднимается вопрос о "недопущении проведения (совершение) религиозных обрядов и церемоний, в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, правоохранительных органов, других служб связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан". Именно это положение вызвало бурное недовольство всех мусульман. Есть люди, которые услышав об этой статье, задались вопросом: к этому ли мы стремились, избавляясь от оков советского режима? Так же, содержание данной статьи противоречит принципу Конституции закрепляющей за каждым гражданином право свободы вероисповедания.
Во-вторых, запрет на открытия молельных комнат в госучреждениях, компетентные органы аргументируют тем, что это может вызвать желание у представителей других конфессий открытия для них подобных молельных комнат. Однако, этот аргумент безоснователен, так как у представителей иных конфессий нет религиозной необходимости ежедневно совершать пятикратные молитвы. Представители других вероисповеданий могут совершать поклонения, лишь шевеля губами и находясь в любом месте. В мировой практике нет прецедента требования другими конфессиями предоставления мест для отправления религиозных обрядов. Я даже не могу сказать, что представители иных конфессий коллективно оправляются в свои храмы в определенные дни и время.
Великий казахский поэт сказитель, государственный деятель Бухар Жырау, сказал: «стремление каждого мусульманина - не пропускать ни одного намаза из пяти».
Поэтому, эта статья вызвала негодования тех, кто мирно молится на рабочем месте, не причиняя при этом вреда окружающим. На сегодняшний день тысячи людей читают намаз в госорганах, больницах, воинских учреждениях и высших учебных заведениях. Если намаз станет причиной того, что кого-либо уволят с места работы, это может стать причиной того, что он пополнит ряды «недовольных властью». И кто даст гарантии, что они не станут последователями радикальных течений таких как: салафизм, такфиризм и д.р. Так же, положение данной статьи не отвечает политике проводимой в нашем государстве. Потому что Глава Государства в своих последних выступлениях, все чаще и чаще говорит о необходимости ужесточения мер по противодействию экстремизму. Принятие же этого закона может дать толчок к развитию религиозного экстремизма. Необходимо в корне решать данные проблемы и бороться с причинами его возникновения, нежели запрещать совершать поклонения в госорганах. Так же, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день не выявлено ни одного случая причастности госслужащих к религиозному экстремизму.
Сегодня, все имамы в своих проповедях говорят о необходимости уважительного отношения к представителям власти. Призывают ценить созданные Государством благоприятные условия для совершения намаза и выполнения культовых обрядов. А что же будет, если закон будет принят в данной редакции? Рядовые мусульмане, придерживающиеся Ханафитского мазхаба и традиционного Ислама, обиженные увольнением с места работы по причине совершения намаза могут попасть под влияние радикальных и ОПОЗИЦИОННЫХ течений. Поэтому, необходимо не упускать из внимания эти факты.
Опасение же того, что врачи бросят больного на операционном столе и пойдут читать намаз, а военные во время боевых действий бросят вверенные им участки и пойдут совершать религиозные обряды - нецелесообразны! Потому что в Исламе спасение одной человеческой жизни приравнивается к спасению всего человечества. Убийство же одного человека подобно убийству всего человечества. В подобных ситуациях, разрешается пропустить намаз. Шариат не только разрешает, но даже обязывает прервать уже начавшийся намаз для того, что бы спасти жизнь человека. Так же стоит учитывать тот факт, что намаз является поклонением, который занимает не более пяти минут (фард намаз) в пяти-шести часовом отрезке времени.
Всем известно, что во всех учреждениях отведено специальное место для курения. Почему же тогда мы препятствуем человеку желающему совершить поклонение, являющееся духовной необходимостью и занимающее столько же времени, которое уходит на перекур?!
Если же в воинских частях введут запрет на чтение намаза, многие из молодых людей, которые читают намаз с детства, станут отклоняться от несения воинской службы под разными предлогами. Так как намаз является религиозной обязанностью каждого мусульманина, закон должен быть не препятствующей, а регулирующей силой.
Некоторые разработчики нового законопроекта дают ошибочную фетву о дозволенности объединения обеденного и послеполуденного намаза в Ханафитском мазхабе.
Во-первых, по Ханафитскому мазхабу объединение этих молитв разрешается только во время стояния на Арафате и Муздалифе (во время совершения обрядов хаджа). Во-вторых, если даже ссылаться на упрощающее положение других мазхабов, рассмотреть возможность совершения совмещенного намаза после окончания работы дома или в мечети, то данная проблема не будет решена, потому что в зимний период время послеполуденного намаза (аср) закончится в 17:00, а нормированный рабочий график длится до 18:00. Вдобавок к этому, есть дежурные врачи, которые работают круглосуточно.
В соответствии с новым законопроектом запрещается совершать обряды поклонения в учебных учреждениях и местах прилегающих к ним. К таким местам относятся и студенческие общежития. Если учитывать отдаленность городских мечетей друг от друга, то получится так, что студенты нигде не смогут совершить намаз. И где же тогда установленный нашей Конституцией Закон «О свободе вероисповедания»? И понятно, что не смотря на запрет совершения молитв в ВУЗах, студенческих общежитиях и госучреждениях молодежь не прекратит читать намаз. Потому что намаз является великой религиозной обязанностью мусульманина. Поэтому, они начнут читать намаз скрытно. А это в свою очередь может послужить широкому распространению таких пороков, как слежка и доносы в рядах студентов и госслужащих. Найдутся и такие руководители, которых «попросишь постричь волосы, а они голову отрубят». В результате будет нанесен урон единству и согласию народа.
Даже в считающихся светскими западных странах, таких как Англия, выделены специальные помещения для поклонений в ВУЗах, лечебных и других учреждениях. И насколько будет правильно председательствуя в Организации Исламского Сотрудничества пойти на такой шаг и принять закон, который вызовет недовольство мусульман? Несомненно, этот закон нанесет сокрушительный удар по авторитету Казахстана на международной арене.
В конце хотелось бы сказать, что религия подобна текущей реке и если мы соорудим препятствия на ее пути, то она выйдет из своих берегов и смоет все окружающее. Этого необходимо предостерегаться. Поэтому, вместо того, чтобы ставить преграды воде, лучше пустить ее в русло мира, благополучия, созидания и единства.
Вот такое предложение мы довели до сведения компетентных органов. Например, если бы в нашумевшей 7-ой статье было бы добавлено предложение «разрешается совершение религиозных обрядов при условии, что совершение религиозных обрядов не будет препятствовать учебному процессу и исполнению функциональных обязанностей», то все проблемы были бы решены.
В связи с этим еще раз хотелось бы напомнить всем тем, кто уполномочен принимать данный законопроект, что 7-я статья нового закона должна быть изменена таким образом, чтобы она учитывала интересы всех граждан и служила во имя единства и согласия народа.
Руководитель аппарата ДУМ Казахстана Кайрат Жолдыбайулы